Тема: Обследование заикающихся.
Цели: формировать умение анализировать методические приёмы обследования заикающихся дошкольников, школьников, подростков и взрослых; совершенствовать практические умения дифференциальной диагностики заикания и оформления речевой карты заикающегося.
Вопросы для обсуждения:
1. Специфика логопедического обследования заикающихся.
2. Этапы, принципы и содержание логопедического обследования заикающихся.
3. Приёмы логопедического обследования при:
– сборе анамнестических сведений;
– объективном обследовании;
– выявлении симптоматики заикания.
4. Деловая игра с моделированием ситуаций обследования заикающегося.
5. Анализ речевых карт составленных на заикающихся дошкольников, школьников и взрослых.
Практическое задание:
1. Изучить и проанализировать схемы логопедического обследования заикающихся.
2. Подготовить дидактический и речевой материал для обследования заикающихся.
Задания для самостоятельной работы:
1. Составить в рабочих тетрадях каталог различных приёмов логопедического обследования заикающихся.
2. Законспектировать методические рекомендации: Заикание: предупреждение его появления и усиления / Сост. К.Г. Ермилова, Л.А. Зайцева. – Мн., 1987.
3. Составить памятку родителям по предупреждению заикания у детей.
Литература:
Основная:
Дополнительная:
Занятие 4 (2ч)
Тема: Система коррекционно-педагогической работы с заикающимися дошкольниками.
Цели: Систематизировать аналитические представления о системе и специфике коррекционно-педагогической работы с заикающимися дошкольниками; формировать умение планировать логопедические заключения, закрепить навыки практического применения коррекционно-речевых упражнений в зависимости от степени речевой самостоятельности, ситуации речевого общения и игровой деятельности.
Вопросы для обсуждения:
1. Комплексный подход к преодолению заикания
2. Основные требования к логопедическим занятиям с заикающимися детьми.
3. Дидактические основы, направления и содержания логопедических занятий в авторских методиках устранения заикания у дошкольников.
Практическое задание:
1. Установить соответствия: «Методики логопедических занятий с заикающимися дошкольниками»
№ | Методика, автор | Концепция и сущность методики |
1. | Власова Н.А. | |
2. | Рау Е.Ф. | |
3. | Чевелёва Н.А. | |
4. | Миронова С.А. | |
5. | Селивёрстов В.И. | |
6. | Выгодская И.Г., Пеллингер Е.Л., Успенская Л.П. | |
7. | Арутюнян-Андронова Л.З. |
2. Составить план индивидуальных занятий с дошкольником с заиканием по предложенной форме:
План проведения индивидуальных занятий на период с_____по_____
Логопедическое заключение:
Методика логопедических занятий
Этапы (периоды):
Этап (период), № занятия | Цель | Содержание | Дата | Результат |
Подготовительный период | ||||
… | ||||
Тренировочный период | ||||
… | ||||
Заключительный период | ||||
… |
3. Составить конспект занятия с дошкольником с заиканием с соблюдением следующих его структурных частей: подготовительной, основной, заключительной.
Задания для самостоятельной работы:
1. Подобрать и систематизировать коррекционные упражнения:
– на расслабление мышц речевого аппарата;
– на развитие речевого дыхания, голоса, моторики (артикуляционной, общей, мимической, мелкой).
2. Подобрать и систематизировать речевые упражнения, используемые в процессе:
– музыкально ритмической деятельности;
– изобразительной деятельности;
– разных игр (дидактических, подвижных, творческих, коммуникативных);
– синхронизации речи с движениями пальцев кистей рук.
Литература:
Основная:
Дополнительная:
Занятие 5 (2 ч)