Семинарские занятия, практическая часть

Модуль 1.

Теоретическая часть. Наименование тем лекций, их содержание, объем в часах

№ п/п Наименование тем Содержание Объем в часах
1. Педагогика в системе наук о человеке Педагогика как наука и учебный предмет. Теоретическая и технологическая функции педагогики. Роль педагогики в профессиональном становлении будущего специалиста. Образование как объект педагогической науки. Предмет педагогики. Народная педагогика как отражение знаний и умений в области воспитания, приобретенных опытным путем и передаваемых в виде обычаев, традиций, житейских правил и т.д. от одного поколения другому. Основные категории педагогики. Воспитание как явление общественной жизни, его исторический классовый характер. Система педагогических наук. Связь педагогики с другими науками.
2. Педагогика в жизни современного общества Педагогика в решении проблем современного общества. Первоочередные меры преодоления слабости педагогической сферы общества. Общество и личность: педагогический аспект. Педагогическое обеспечение жизненного успеха. Педагогика законности, правопорядка и правомерного поведения. Педагогика обеспечения личной безопасности.  
3. Возникновение и развитие педагогической науки. Педагогическая мысль в Древней Греции, в Древнем Риме. Средневековая система воспитания. Педагогика эпохи Возрождения. Педагогическая теория Я.А. Коменского. Педагогическая мысль Беларуси в 16-18-ом веках. Педагогические взгляды Дж. Локка и Ж.-Ж. Руссо. Педагогическая теория И.Г. Песталоцци, И.Ф. Гербарта. Педагогическое учение А. Дистервега. Педагогическая мысль в России 19-го века. Педагогическая система К.Д. Ушинского. Педагогические идеи 20-30-х годов 20-го века. Система воспитания А.С. Макаренко, Педагогические идеи В.А. Сухомлинского. Педагогическая мысль на современном этапе развития науки.
4. Методология педагогики и методы педагогических исследований Методология педагогической науки и методологическая культура педагога. Методологические принципы. Организация педагогического исследования. Система методов и методика педагогического исследования. Традиционно-педагогические методы. Педагогический эксперимент. Педагогическое тестирование. Методы изучения коллективных явлений. Количественные методы педагогического исследования.
5. Целеполагание в педагогике Понятие о целях воспитания и их значение для педагогической теории и практики. Социально-экономическая обусловленность одностороннего воспитания. Возникновение объективных предпосылок всестороннего и гармоничного развития личности. Цель современного воспитания.
6. Общие закономерности развития личности Понятия «личность», «развитие», «формирование». Освещение проблемы развития личности в зарубежной и отечественной педагогике и психологии. Биологические факторы развития личности. Влияние окружающей среды на развитие человека. Общение как фактор развития личности. Воспитание как важный фактор развития личности. Социализация, факторы социализации. Социализированность и воспитанность. Издержки социализации.
7. Образование как социокультурный феномен Образование как общечеловеческая ценность. Образование как важнейшее средство решения глобальных проблем человечества. Возрастание роли личности в социально-экономических преобразованиях. Образование в современных условиях как механизм развития личности. Две основные функции образования (воспроизводство и развитие) и соответствующие им модели образования. Образование как педагогический процесс. Деятельностный подход в образовании.
8. Современное состояние образования. Целостный педагогический процесс Анализ состояния современной системы образования в Беларуси. Основные направления развития образования в мире, в стране. Национальная система образования в республике Беларусь, ее структура. Исторические предпосылки возникновения идеи о целостном педагогическом процессе. Педагогический процесс как целостное явление.

Семинарские занятия, практическая часть

Семинарское занятие 1

Тема: Педагогика в системе наук о человеке

Вопросы для обсуждения

  1. Педагогика как наука и учебный предмет.
  2. Теоретическая и технологическая функции педагогики.
  3. Объект, предмет педагогики.
  4. Основные категории педагогики.
  5. Воспитание как явление общественной жизни, его исторический, классовый характер
  6. Система педагогических наук.
  7. Связь педагогики с другими науками.

Творческое задание

Написать реферат:

Почему воспитание называют явлением общественной жизни?

План семинара

  1. Коллективное обсуждение вопросов 1-7
  2. Обсуждение творческого задания

Вопросы для самоконтроля

  1. В чем специфика педагогики как науки?
  2. Почему педагогику называют учебным предметом? Для чего его нужно изучать?
  3. Подлежат ли педагогические инновации технологизации?
  4. В чем заключается разница между образованием и обучением? Что общее в данных понятиях?
  5. Каково соотношение между историческим и классовым характером воспитания?
  6. Каковы элементы системы педагогических наук?
  7. Назовите главный компонент системы педагогических наук.

Литература:

1. Бордовская, Н.В., Педагогика. Учебник для вузов / Н.В. Бордовская, А.А. Реан. – СПб: Питер, 2006.

2. Голованова, Н.Ф. Общая педагогика. Учебное пособие для вузов – СПб.: Речь, 2005.

3. Коджаспирова, Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для студ.высш. и средн. учебных заведений. – М.: Изд. Центр «Академия», 2001.

4. Лихачев, Б.Т Педагогика. Курс лекций. Учебное пособие для студентов пед.учеб.заведений, слушателей ИПК и ФПК. – М.: Прометей, 1992.

5. Педагогика: учеб. пособие / под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Высшее образование, 2006.

6. Педагогический поиск / Сост. И.Н. Баженова. – М.: Педагогика, 1987.

Семинарское занятие 2

Тема: Возникновение и развитие педагогики как науки

Вопросы для обсуждения

  1. Педагогическая мысль в Античности.
  2. Средневековая система воспитания.
  3. Педагогика эпохи Возрождения.
  4. Педагогическая теория Я.А. Коменского.
  5. Педагогическая мысль Беларуси в 16-18-ом веках.
  6. Педагогические взгляды Дж. Локка и Ж.-Ж. Руссо.
  7. Педагогическая теория И.Г. Песталоцци, И.Ф. Гербарта.Педагогическое учение А. Дистервега.
  8. Педагогическая мысль в России 19-го века. Педагогическая система К.Д. Ушинского.
  9. Система воспитания А.С. Макаренко, Педагогические идеи В.А. Сухомлинского.

Творческое задание

Написать реферат:

Современные ученые-педагоги, их вклад в науку.

План семинара

  1. Коллективное обсуждение вопросов 1-9
  2. Обсуждение творческого задания

Вопросы для самоконтроля

  1. В какое время зародились первые педагогические идеи?
  2. Как развивалась педагогическая мысль в средние века?
  3. С чьим именем связано возникновение педагогики как науки?
  4. Назовите виднейших белорусских педагогов 16-18 века.
  5. В чем состоит отличие педагогических взглядов Ж-Ж. Руссо от взглядов Дж.Локка?
  6. Как развивалась зарубежная педагогика в 19-ом веке?
  7. Назовите представителей российской педагогической мысли 19-го века.
  8. Перечислите основные педагогические понятия, связанные с деятельностью А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского.

Литература:

  1. Бордовская, Н.В., Педагогика. Учебник для вузов / Н.В. Бордовская, А.А. Реан. – СПб: Питер, 2006.Голованова, Н.Ф. Общая педагогика. Учебное пособие для вузов – СПб.: Речь, 2005.
  2. Лихачев, Б.Т Педагогика. Курс лекций. Учебное пособие для студентов пед.учеб.заведений, слушателей ИПК и ФПК. – М.: Прометей, 1992.
  3. Педагогика: учеб. пособие / под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Высшее образование, 2006.
  4. Сластенин, В.А. Общая педагогика: Учеб.пособие: В 2-х ч. – М.: ВЛАДОС, 2002.
  5. Степаненков, Н.К. Педагогика: Учеб.пособие. 2-е изд. испр.и дополн. – Мн.: изд. Скакун В.М., 2001.
  6. Харламов, И.Ф. Педагогика: краткий курс: учеб. пособие – И.Ф. Харламов. – 3-е изд. Мн.: Высш. Школа, 2005.

Семинарское занятие 3

Тема: Методология педагогики и методы педагогических исследований

Вопросы для обсуждения

  1. Методология педагогической науки и методологическая культура педагога
  2. Организация педагогического исследования
  3. Традиционно-педагогические методы педагогического исследования
  4. Педагогический эксперимент
  5. Педагогическое тестирование
  6. Методы исследования коллективных явлений

Практические задания

1. Выбрать тему научного исследования, определить: объект, предмет, цель, задачи предполагаемого исследования; методы исследования (кратко описать назначение каждого метода). Описать по схеме:

1. Тема исследования

2. Объект исследования

3. Предмет исследования

4. Цель исследования

5. Задачи исследования

6. Методы исследования (перечислить, описать назначение каждого из методов)

2. Соответственно теме научного исследования:

Наши рекомендации