Глава ii. система образования 10 страница
10. Социальные вопросы _______________________________________
11. Другие вопросы ___________________________________________
12. Вопросы, по которым предусматривается заключение
дополнительных соглашений: _______________________________________
III. Срок действия Договора __________________________________
__________________________________________________________________
IV. Условия и порядок изменения, пролонгация Договора ________
V. Организация контроля за исполнением Договора ______________
VI. Особые условия ___________________________________________
VII. Порядок разрешения споров по исполнению Договора ________
VIII. По вопросам взаимоотношений образовательного учреждения
с учредителем (учредителями), не предусмотренным настоящим
Договором, стороны руководствуются Законом Российской Федерации
«Об образовании», другим действующим законодательством
(государственное, муниципальное образовательное учреждение в
обязательном порядке соответствующим Типовым положением о нем),
уставом, утвержденным в установленном порядке.
Положения настоящего Договора не подлежат исполнению в случае
их противоречия действующему законодательству.
IX. Договор составлен в _____ экземплярах.
X. Юридические адреса сторон:
1. ___________________________________________________________
(образовательное учреждение)
Р/счет _____ в _____ отделении __________ банка г. __________.
2. ___________________________________________________________
(учредитель (учредители))
Р/счет _____ в _______ отделении ______________ банка г. ____.
Подписи сторон:
ПРИМЕРНЫЙ ДОГОВОР МЕЖДУ УЧРЕДИТЕЛЕМ
И ДОШКОЛЬНЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Учредитель (учредители) ______________________________________
__________________________________________________________________
(наименование органа, учреждения, организации, предприятия)
в лице ______________________________________________________,
(должность, Ф.И.О. должностного лица)
именуемый в дальнейшем «Учредитель», с одной стороны, и
дошкольное образовательное учреждение ____________________________
__________________________________________________________________
(N, название, регистрационный N, дата утверждения Устава ДОУ,
орган, утвердивший Устав)
в лице _______________________________________________________
(должность, Ф.И.О. руководителя, должностного лица)
в дальнейшем именуемое ДОУ, с другой стороны, заключили настоящий
Договор о взаимоотношениях сторон.
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Настоящий Договор регламентирует права и обязанности сторон
в организационной, финансовой и образовательной деятельности ДОУ и
обязателен к исполнению сторонами.
2. Стороны действуют на основании Закона Российской Федерации
«Об образовании» и других законодательных актов Типового положения
о дошкольном образовательном учреждении в Российской Федерации,
Устава ДОУ и настоящего Договора.
3. Целью совместной деятельности сторон является создание
благоприятных условий для воспитания и обучения детей, охраны и
укрепления их здоровья; обеспечение интеллектуального, физического
и личностного развития.
II. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СТОРОН
1. Учредитель обязуется:
1.1. Передать ДОУ в полное оперативное управление объекты
собственности на основании _______________________________________
(акта приема - передачи,
_________________________________________________________________.
иные документы)
1.2. Принимать на себя расходы на содержание основных фондов,
используемых непосредственно на образовательные цели; на текущий и
капитальный ремонт ДОУ при периодичности:
капитального ремонта _________________________________________
текущего ____________________________________________________.
Выделять денежные средства ДОУ согласно смете ________________
_________________________________________________________________.
(периодичность финансирования)
1.3. Финансировать ДОУ на основе государственных и местных
нормативов ______________________________________________________,
(иное финансирование)
принятых в расчете на 1 ребенка по данному виду учреждения.
1.4. Выделять дополнительные ассигнования на содержание групп
с меньшей наполняемостью детьми: количество групп _______________,
в них детей _____________________________________________________.
1.5. Оплачивать затраты на проведение экспертизы ДОУ на
получение лицензии на право ведения образовательной деятельности.
1.6. Оплачивать ежегодное медицинское обследование работников
ДОУ по договору с органом здравоохранения.
1.7. Осуществлять подготовку и переподготовку педагогических
кадров ДОУ за счет собственных средств ___________________________
_________________________________________________________________.
(иные условия финансирования)
1.8. Обеспечивать ДОУ за счет бюджетных средств оборудованием,
транспортом, бланками отчетности.
1.9. Принимать участие в организации питания детей в ДОУ: ____
_________________________________________________________________.
(формы участия в организации питания детей в ДОУ)
1.10. Выделять дополнительные ассигнования ___________________
_________________________________________________________________.
(на поощрение работников ДОУ, на содержание их детей в ДОУ,
на оплату питания работников ДОУ, прочее)
2. ДОУ обязуется:
2.1. Обеспечивать сохранность имущества, переданного ему в
оперативное управление; эффективно использовать материальные и
денежные средства; развивать материально - техническую и учебную
базу ДОУ в пределах бюджетных средств.
2.2. Предоставлять Учредителю отчет о поступлении и
расходовании средств в указанные сроки __________________________.
2.3. Предоставлять _________________ мест в ДОУ для населения
(количество мест)
__________________________________________________________________
(района, города, области)
с учетом ежегодного их освобождения.
2.4. Взимать родительскую плату за содержание детей в ДОУ в
порядке и в сроки, предусмотренные Уставом, договором между ДОУ и
родителями каждого ребенка.
2.5. Обеспечивать образовательную деятельность в соответствии
с требованиями государственного образовательного стандарта
(превышая требования государственного стандарта по одному,
нескольким направлениям развития детей) _________________________.
(направления)
2.6. Осуществлять подбор, прием и расстановку кадров ДОУ,
увольнение их в соответствии с законодательством Российской
Федерации о труде.
2.7. Оказывать ДОУ содействие в установлении связи с
зарубежными учреждениями (предприятиями, организациями) и
осуществлении внешнеэкономической деятельности.
3. Учредитель имеет право:
3.1. Представлять интересы ДОУ в вышестоящих и иных органах.
3.2. Участвовать в управлении и деятельности ДОУ в пределах,
предусмотренных Уставом ДОУ.
3.3. Получать полную информацию о деятельности ДОУ
(организационной, финансово - хозяйственной, образовательной); в
том числе знакомиться с материалами бухгалтерского учета,
отчетности.
3.4. Осуществлять контроль за образовательной деятельностью
ДОУ в части выполнения последним требований государственного
образовательного стандарта.
3.5. Устанавливать режим работы ДОУ; изменять его, исходя из
местных условий, социального заказа населения.
3.6. Определять порядок приема детей в ДОУ.
4. ДОУ имеет право:
4.1. Самостоятельно выбирать, разрабатывать и утверждать
образовательные программы в соответствии с требованиями
государственного образовательного стандарта; применять методики
воспитания и обучения детей.
4.2. Вносить предложения Учредителю по изменению, дополнению
Устава ДОУ.
4.3. Осуществлять предпринимательскую деятельность,
предусмотренную его Уставом.
4.4. Оказывать населению, предприятиям, учреждениям и
организациям платные дополнительные образовательные услуги,
которые не относятся к предпринимательской деятельности: _________
_________________________________________________________________.
(перечень услуг)
4.5. Реинвестировать доходы от указанной в п. 4.4 деятельности
за вычетом доли Учредителя в размере _____________________________
(в %)
в ДОУ по своему усмотрению, в том числе на ___________________
_________________________________________________________________.
(увеличение расходов по заработной плате, прочее)
4.6. Устанавливать прямые связи с зарубежными предприятиями,
учреждениями, организациями.
4.7. Самостоятельно осуществлять внешнеэкономическую
деятельность, иметь валютные счета в банковских и других кредитных
учреждениях в порядке, установленном законодательством Российской
Федерации.
III. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН
1. Договор может быть прекращен по согласованию сторон _______
_________________________________________________________________.
(сроки прекращения Договора)
В случае неисполнения обязательств по Договору одной из
сторон, другая может расторгнуть его досрочно ____________________
_________________________________________________________________.
(условия расторжения Договора)
2. Ущерб, нанесенный одной из сторон в результате неисполнения
или ненадлежащего исполнения другой стороной своих обязательств по
Договору, возмещается ею в порядке, установленном
законодательством.
3. ДОУ отвечает по своим обязательствам находящимися в его
распоряжении денежными средствами и принадлежащей ему
собственностью.
4. Учредитель отвечает по обязательствам ДОУ при
недостаточности у последнего средств в пределах _________________.
5. Споры между сторонами разрешаются в соответствии с
действующим законодательством Российской Федерации.
6. Настоящий Договор вступает в силу с момента его подписания
и действует на протяжении всей деятельности ДОУ. В процессе
совместной деятельности стороны могут вносить в Договор изменения,
дополнения _______________________________________________________
(условия внесения изменений
_________________________________________________________________.
и дополнений)
Изменения, дополнения к Договору оформляются в форме
приложения к нему.
7. Юридические адреса сторон.
Учредитель: ДОУ
___________________ ___________________
___________________ ___________________
___________________ ___________________
Подпись: ________ Подпись: ________
Место печати Место печати
___________________ ___________________
(Ф.И.О.) (Ф.И.О.)
ПРИМЕРНЫЙ УЧРЕДИТЕЛЬНЫЙ ДОГОВОР
О СОЗДАНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
_______________________________ «___» _____ 19__ г.
(населенный пункт)
__________________________________ в лице _______________________,
(наименование организации) (Ф.И.О.)
действующего на основании ________________________________________
(наименование организации)
в лице _____________________, действующего на основании _________,
договорились о нижеследующем:
1. Стороны согласились создать образовательное учреждение ____
Местонахождение образовательного учреждения: _________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
2. Образовательное учреждение создается в целях: _____________
3. Образовательное учреждение приобретает права юридического
лица с момента его регистрации.
Права, обязанности и ответственность учредителей
4. Правами _________________________________________ являются:
(организация)
5. Обязанностями ___________________________________ являются:
(организация)
6. _________________ несет ответственность за ________________
(организация)
Далее перечисляются права, обязанности, ответственность всех
учредителей.
Деятельность образовательного учреждения прекращается:
а)
б)
в)
Настоящий Договор вступает в силу с даты его подписания
участниками.
Договор заключается сроком на ______ лет.
Настоящий Договор составлен в _______ экземплярах, по одному
экземпляру для каждого участника и один экземпляр передается
образовательному учреждению.
Участники: (подписи)
Комментарий к статье 11.1
§ 1. Организационно - правовые формы, в которых могут создаваться негосударственные образовательные организации, определены в ГК РФ (глава 4 - юридические лица, § 5 - некоммерческие организации).
Такими формами названы: потребительский кооператив (ст. 116); общественные и религиозные организации (объединения) (ст. 117), фонды (ст. 118), учреждения (ст. 120); объединения юридических лиц (ассоциации и союзы) (ст. 121).
§ 2. Отдельные стороны деятельности негосударственного образовательного учреждения регулируются государством достаточно детально, например, Постановлением Правительства РФ от 18 июля 1996 г. N 861 «Об утверждении порядка воспитания и обучения детей - инвалидов на дому и в негосударственных образовательных учреждениях».
Согласно п. 7 Постановления, обучение и воспитание ребенка - инвалида негосударственным образовательным учреждением может осуществляться, если оно имеет государственную аккредитацию и реализует общеобразовательные программы; если у них есть специальные образовательные условия для обучения и воспитания, включая специальные образовательные программы, разработанные с учетом индивидуальной программы реабилитации инвалидов, коррекционных методов, технических средств, средств жизнедеятельности, специально подготовленных педагогов, а также медицинского обслуживания, социальных и иных условий, без которых невозможно (затруднено) освоение общеобразовательных программ детьми - инвалидами.
§ 3. Минобразования России рассмотрело на коллегии и приняло решение «О мерах по поддержке негосударственных общеобразовательных учреждений» от 24 января 1996 г. N 2/1. В этом решении отмечалось, что на начало 1996 г. в России насчитывалось более 600 негосударственных общеобразовательных учреждений. В них обучалось 45557 учащихся, их обучали 13721 штатный педагог и 4200 педагогов - совместителей.
§ 4. Часть статей Закона РФ «Об образовании» распространяется только на государственные и муниципальные образовательные учреждения, например, ст. 35 - управление государственными и муниципальными образовательными учреждениями. Другие относятся только к негосударственным, например, ст. 36 - управление негосударственным образовательным учреждением. Есть и статьи, которые распространяют свое действие на образовательные учреждения всех организационно - правовых форм, например, ст. 32 - компетенция и ответственность образовательного учреждения, ст. 33 - порядок создания и регламентации деятельности образовательного учреждения, ст. 49 - возмещение ущерба, причиненного некачественным образованием.
Комментарий к статье 12
§ 1. Статья 12 определяет правовой статус образовательного учреждения, его организационно - правовые формы, типы, виды.
Кроме этой статьи, компетенция образовательного учреждения определена в ст. 32, 41, 42 и других.
§ 2. Образовательный процесс - это образование и воспитание по одной или нескольким образовательным программам.
Образовательное учреждение - учреждение, обладающее следующими признаками:
а) оно зарегистрировано как образовательное учреждение;
б) осуществляет реализацию одной или нескольких образовательных программ.
Помимо этого, образовательное учреждение может:
а) обеспечивать содержание и воспитание обучающихся воспитанников;
б) заниматься предпринимательской деятельностью;
в) оказывать платные образовательные услуги.
§ 3. Юридическое лицо - организация (учреждение), которая:
1) имеет в собственности, полном хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество;
2) отвечает по своим обязательствам этим имуществом;
3) выступает в суде, арбитражном суде и третейском суде от своего имени;
4) обладает организационным единством, закрепленным в его уставе, определяющим его структуру и деятельность как самостоятельного целого образования;
5) самостоятельно отвечает по своим обязательствам (ст. 48 ГК).
Учреждение - вид государственной, муниципальной, негосударственной организации, образуемой для выполнения определенного рода деятельности (ст. 120 ГК).
Государственный статус образовательного учреждения - это тип и вид образовательного учреждения, определенные в соответствии с уровнем и направленностью реализуемых образовательных программ.
Государственный статус устанавливается только при государственной аккредитации образовательного учреждения (см. ст. 33). Государственная аккредитация возможна для всех типов и видов образовательных учреждений, включая дошкольные.
Государственная аккредитация дает право:
а) на включение в схему централизованного государственного финансирования;
б) на пользование печатью с изображением Государственного герба Российской Федерации (до аккредитации использование Государственного герба на печати недопустимо);
в) на выдачу выпускникам документа об образовании государственного образца.
Тип - образец, выражающий общие существенные черты определенной группы явлений.
Тип образовательного учреждения - группирование образовательного учреждения по определенным признакам в данном контексте, понятие тип употребляется как род.
Род - характеристика класса образовательных учреждений, в состав которого входят другие классы (виды).
Вид образовательного учреждения характеризует соотношения образовательного учреждения с родом образовательного учреждения и состоит в том, что вид входит в род.
Филиалы, отделения, структурные подразделения, представительства образовательного учреждения - организации, которые являются частью какой-либо другой организации. Представительства могут создаваться в других городах и странах.
§ 4. Процедура создания филиала следующая: образовательное учреждение составляет устав или положение о филиале, которое это учреждение и утверждает.
В уставе (положении) определяется компетенция филиала, который может иметь текущие и расчетные счета, самостоятельный баланс.
Филиал следует зарегистрировать. При регистрации нужно представить заявление на регистрацию, устав филиала, устав образовательного учреждения, квитанцию об уплате пошлины в соответствии со ст. 33 Закона «Об образовании».
В пункте 24 ст. 33 установлено, что регистрация филиалов (отделений) образовательных учреждений проходит по фактическому адресу, а лицензирование, государственная аккредитация в общем порядке, т.е. через образовательные учреждения, по месту его нахождения.
В настоящее время приняты следующие Типовые положения об образовательных учреждениях, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации:
от 5 июня 1994 г. N 650 «Об утверждении Типового положения об учреждении начального профессионального образования»;
от 31 августа 1994 г. N 1008 (ред. от 9 сентября 1996 г.) «Об утверждении Типового положения об общеобразовательном учреждении»;
от 14 октября 1994 г. N 1168 «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении)» ;
от 3 ноября 1994 г. N 1237 (ред. от 9 сентября 1996 г.) «Об утверждении Типового положения о вечернем (сменном) общеобразовательном учреждении»;
от 7 марта 1995 г. N 233 «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей»;
от 26 июня 1995 г. N 610 «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов»;
от 26 июня 1995 г. N 612 (ред. от 14 октября 1996 г.) «Об утверждении Типового положения об общеобразовательной школе - интернате»;
от 1 июля 1995 г. N 676 (ред. от 14 октября 1996 г.) «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»;
от 1 июля 1995 г. N 677 «Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении»;
от 26 июня 1993 г. N 597 «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении)»;
от 25 апреля 1995 г. N 420 «Об утверждении Типового положения о специальном учебно - воспитательном учреждении для детей и подростков с девиантным поведением»;
от 12 марта 1997 г. N 288 « Об утверждении Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонением в развитии»;
от 28 августа 1997 г. N 1117 «Об утверждении Типового положения об оздоровительном образовательном учреждении санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении, и внесении изменений в типовое положение об общеобразовательной школе - интернате и типовое положение об образовательном учреждении для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»;
от 13 сентября 1996 г. N 1092 «Об утверждении Примерного положения о специализированном учреждении для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации»;
от 19 сентября 1997 г. N 1204 «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении для детей дошкольного и младшего школьного возраста»;
от 15 ноября 1997 г. N 1427 «Об утверждении Типового положения о кадетской школе (кадетской школе - интернате)».
§ 5. Для негосударственных образовательных учреждений типовые положения выполняют функции примерных.
Это означает, что при разработке устава негосударственного образовательного учреждения можно заимствовать правила из типового положения.
§ 6. Закон РФ «Об образовании» частично определяет содержание типового положения: оно должно регулировать деятельность образовательного учреждения (п. 5 ст. 12); в нем должен быть установлен верхний предел нагрузки педагогического работника (п. 6 ст. 55); в нем может быть предусмотрен порядок назначения руководителей муниципальных образовательных учреждений (пп. 7 п. 2 ст. 31).
Типовое положение об оздоровительном образовательном учреждении санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении, имеет следующую структуру: 1. Общие положения; 2. Организация деятельности учреждения; 3. Образовательный процесс; 4. Участники учебно - воспитательного процесса; 5. Работники учреждения, их права и обязанности; 6. Организация лечебно - оздоровительной работы; 7. Управление учреждением; 8. Имущество и средства учреждения.
Очевидно, что единая структура типового положения еще не выработана. Типовое положение может включать, на наш взгляд, как минимум следующие разделы: 1. Общие положения; 2. Порядок заключения, изменения и прекращения договора между образовательным учреждением и обучающимся; 3. Время обучения и время отдыха; 4. Нормирование образовательного процесса; 5. Дисциплина в образовательном процессе; 6. Содержание образования; 7. Условия обучения; 8. Государственные образовательные стандарты; 9. Управление образовательным учреждением; 10. Контроль за деятельностью образовательного учреждения; 11. Учет и отчетность в образовательном учреждении; 12. Подготовка кадров и повышение квалификации; 13. Права, обязанности, ответственность участников образовательного процесса; 14. Международная деятельность образовательного учреждения.
Таким образом, типовые положения должны регулировать преимущественно педагогические отношения.
§ 7. Субъекты РФ в нарушение ст. 28 принимают типовые положения. Например, Республика Татарстан в 1994 г. приняла Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, Положение об общеобразовательном учреждении. Типовые положения субъектов РФ не должны противоречить федеральным типовым положениям об образовательных учреждениях.
Кроме того, субъекты РФ нередко принимают примерные, модельные положения. Например, в Краснодарском крае в 1992 г. было принято примерное Положение об инновационном типе среднего учебного заведения.
Типовые положения согласно ч. 5 ст. 12 принимаются по каждому типу и виду образовательного учреждения.
Комментарий к статье 13
§ 1. Статья 13 определяет содержание основного локального акта - устава, на основе которого действует образовательное учреждение.
Статья перечисляет содержание обязательной части устава любого образовательного учреждения. В то же время образовательное учреждение может добавить в устав и другие условия, не противоречащие законодательству.
§ 2. Устав разрабатывается и принимается, согласно п. 12 ст. 32 Закона об образовании, образовательным учреждением, т.е. общим собранием или советом образовательного учреждения.
В то же время для регистрации образовательного учреждения согласно п. 3 ст. 33 Закона необходим устав. До регистрации образовательного учреждения еще нет, поэтому практически устав разрабатывается и принимается учредителем (учредителями).
Устав утверждается в соответствии с ч. 1 ст. 52 ГК РФ учредителем или учредителями.
§ 3. Устав - свод правил, установленный образовательным учреждением - один из учредительных документов.
В устав целесообразно включить следующие разделы: 1) общие положения; 2) организация образовательного процесса; 3) финансовая и хозяйственная деятельность; 4) порядок управления образовательным учреждением; 5) права и обязанности участников образовательного процесса; 6) перечень видов локальных актов; 7) реорганизация и ликвидация.
§ 4. Анализ действующих уставов позволяет назвать следующие типичные недостатки их содержания:
а) неточно определяется организационно - правовая форма образовательного учреждения, например, называют образовательное учреждение негосударственным. В то же время конкретное образовательное учреждение может быть частным, либо созданным общественной или религиозной организацией;
б) неполно перечисляются задачи образовательного учреждения;
в) не перечисляются все основания для отчисления обучающихся;
г) недостаточно точно определяется порядок управления образовательным учреждением;
д) не перечисляются все виды локальных актов, издаваемые образовательным учреждением;
е) неполно перечисляются права и обязанности участников образовательного процесса;
ж) не перечисляются все виды предпринимательской деятельности, которую будут осуществлять образовательные учреждения, виды платных образовательных услуг.
§ 5. Приведем один из образцов устава.
Утвержден
________________________________
(наименование учредителя
________________________________
общеобразовательного учреждения)
«___» ______ 19__ г.
Принят
____________________________________________________
(общим собранием (конференцией) трудового коллектива
____________________________________________________
общеобразовательного учреждения)
«___» ______ 19__ г.
Протокол N _____
УСТАВ
__________________________________ общеобразовательного учреждения
(государственного, муниципального)
__________________________________________________________________
(название, номер)
__________________________________________________________________
(наименование учредителя)
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. __________________________ общеобразовательное учреждение
(государственное,
муниципальное)
_____________________________________________ (далее - Учреждение)
(название, номер)
создано ______________________________________________________
(приказом, решением, постановлением,
_____________________________________________ (далее - Учредитель)
распоряжением, наименование учредителя)
от «__» ______ 19__ г. N _____
в целях _____________________________________________________.