Защита итогов исследования
«Обучая других, обучаешься сам» - эта точная мысль Я. А. Комен-ского пришла к нам из глубины веков. Интуитивно понимая эту закономерность, ребенок, изучивший что-либо, часто стремится рассказать о том, что узнал, другим. В нашем случае при проведении учебных исследований сообщить об усвоенном важно не столько тому, кому адресовано сообщение, сколько тому, кто рассказывает.
Поэтому этап «защиты» выполненной исследовательской работы пропустить нельзя. Без него исследование не может считаться завершенным. Защита - венец исследования и один из главных этапов обучения начинающего исследователя.
Подчеркну, что о выполненной работе надо не просто рассказать, ее, как и всякое настоящее исследование, надо защитить. Естественно, что защита работы должна быть «публичной», с привлечением как авторов других работ, так и зрителей. В качестве таковых могут быть не только одноклассники, но и учащиеся других классов, а также учителя, родители, гости школы. В ходе защиты ребенок учится излагать добытую информацию, сталкивается с другими взглядами на проблему, учится убеждать других, доказывая свою точку зрения.
Мы проводим защиту обычно как праздничное мероприятие. Первоначально нами проводились одна-две защиты в течение учебного года, впоследствии мы пришли к выводу, что защиту следует проводить чаще, по мере готовности проектов. Если в классе подготовлено к защите пять-шесть работ, можно объявить проведение защиты, а остальные ребята могут представить свои работы в следующий раз. Для оценки результатов и присуждения дипломов формируется жюри.
О работе жюри. В состав жюри должны войти люди, авторитетные для детей. У нас это были исследователи, участвовавшие в эксперименте (доктора и кандидаты наук), администраторы и методисты школы, педагоги, родители и учащиеся, исследовательские работы которых занимали первые места на предыдущих конкурсах. Как показывает опыт, наиболее результативно работает жюри из пяти-шести человек плюс один ведущий.
Каждый член жюри получает бланк для отметок. Пример такого бланка показан в таблице на с. 76.
Вариант бланка для оценок жюри
Название | Критерии | |||||
№ | темы, имена и фамилии авторов | Познавательная ценность темы | Оригинальность и ценность собранного материала | Исследовательское мастерство | Структура и логика работы | Язык и стиль изложения, ответы на вопросы |
Время представления работы, как показал наш опыт, целесообразно ограничить 4-5 минутами. Также необходимо ограничить и время «вопросов и ответов». Сделать это лучше всего за счет снятия повторяющихся и малосущественных вопросов. Эта работа обычно возлагается на педагога, ведущего защиту.
По итогам защиты необходимо поощрить не только тех, кто хорошо доложил об итогах собственной исследовательской работы, но и тех, кто задавал «умные», интересные вопросы.
Мы опробовали два варианта оценивания детских исследовательских работ. Первый - простое ранжирование, по итогам которого присуждались дипломы первой, второй, третьей степеней. Впоследствии мы пришли к выводу, что в этой работе лучше проводить подведение итогов не по принципу ранжирования, а отмечать работы по номинациям. Например: «За самый интересный эксперимент», «За самую оригинальную тему», «За самый логичный доклад», «За лучшее историческое исследование» и т.п.
БИБЛИОГРАФИЯ
Бине А. Измерение умственных способностей. - СПб., 1998. Еланский П.П. Педология. - М., 2000.
Брунер Дж. Психология познания: за пределами непосредственной информации. - М., 1977.
Брушлинский А.В. Мышление и прогнозирование: Логико-психологический анализ. - М., 1979.
Бачков И.В. Групповые методы в работе школьного психолога. - М., 2002.
Вентцелъ К.Н. Свободное воспитание: Сб. избр. трудов/Под ред. Л.Д. Филоненко. - М., 1993.
Всесвятский Б.В. Исследовательский подход к природе и жизни. - М., 1926.
Выготский Л.С. Мышление и его развитие в детском возрас-те//Собр. соч.: В 6 т. - М., 1984. - Т. 2.
Гончаренко Н.В. Гений в искусстве и науке. - М., 1991.
Де Бона Э. Латеральное мышление. - СПб., 1997.
Дзикики А. Творчество в науке. - М., 2001.
Доман Г. Дошкольное обучение ребенка. - М., 1995.
Дружинин В.Н. Психология общих способностей. - М., 1997. Дьяченко О.М., Веракса Н.Е. Чего на свете не бывает. - М., 1994. Ильясов И.И. Система эвристических приемов решения задач. - М., 2001.
Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. - М., 1994.
Кудрявцев В. Т. Смысл человеческого детства и психическое развитие ребенка. - М., 1997.
Ландау Э. Одаренность требует мужества: Психологическое сопровождение одаренного ребенка. - М., 2002.
Лейтес Н.С. Возрастная одаренность школьников. - М., 2000. Лешли Дж. Работать с маленькими детьми. - М., 1991.
Матурана Р.У., Варела Х.Ф. Древо познания. Биологические корни человеческого понимания. - М., 2001.
Матюшкин A.M. Загадки одаренности. Проблемы практической диагностики. - М., 1993.
Миллер С. Психология игры. - М. 1999.
Монтессори М. Помоги мне сделать это самому. - М., 2002. Моторин В.В. Педагогические приемы формирования компьютерной грамотности дошкольника//Детский сад от А до Я. - 2003 - № 1 -С. 62-67.
Новоселова С.Л. Развитие мышления в раннем возрасте. - М., 1978. Одаренные дети/Под ред. Г.В. Бурменской и В.М. Слуцкого. - М., 1989.
Пиаже Ж. Избранные психологические труды. - М., 1995. Поддъяков А.Н. Исследовательское поведение. Стратегии познания, помощь, противодействие, конфликт. - М., 2000.
Пономарев Я.А. Психология творчества. - М., 1976.
Психология одаренности детей и подростков/Под ред. Н.С. Лейте -са. - М., 1996.
Рензулли Дж.С., Рис С.М. Модель обогащенного школьного обучения: практическая программа стимулирования одаренных де-тей//Современные концепции одаренности и творчества. - М., 1997. Роджерс К. К науке о личности//История зарубежной психологии. -М., 1986. - С. 200-231.
Ротенберг B.C., Бондаренко С.М. Мозг, обучение и здоровье. - М., 1989.
Савенков А.И. Одаренные дети в детском саду и школе. - М., 2000. Савенков А.И. Путь к одаренности. Психология исследовательского поведения дошкольника. - СПб., 2004. Чуковский К.И. От двух до пяти. - М., 1990.
Фокина Е.А. Одаренные дети в коллективе сверстников//0даренный ребенок. - 2002. - № 2. - С. 82-86.
Фребель Ф. Будем жить для своих детей. - М., 2001.
Шумакова Н.Б. Возраст вопросов. - М., 1990.
Юркевич B.C. Одаренный ребенок: иллюзии и реальность. - М., 1996.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ..................................................................................................................... 3
глава 1
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЕ ОБУЧЕНИЕ
В СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ ............................................ 5
Исследовательское обучение и образовательные традиции ............ 5
Проектирование и исследование в современном образовании........ 7
глава 2
МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ УЧЕБНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
С ПЕРВОКЛАССНИКАМИ........................................................................................... 10
Первый этап: «Тренировочные занятия» ................................................... 10
Второй этап: «Самостоятельные учебные исследования».............. 22
глава 3
МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ АКТИВИЗАЦИИ ПОИСКОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ .
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ......................................................................................... 27
«Мини-курсы» в практике исследовательского обучения....................... 27
Экскурсии как способ стимулирования поисковой активности ........... 29
Коллективные игры как средство развития
исследовательского поведения................................................................. 30
Методика «Продолжи исследования»..................................................... 35
глава 4
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ПРАКТИКА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ........................... 49
Какими могут быть темы детских исследований................................... 50
Правила выбора темы.................................................................................. 52
Программа исследовательского обучения.............................................. 54
Проекты и проектирование......................................................................... 69
Экспресс-исследования .............................................................................. 70
Как систематизировать результаты детских учебных
исследований ................................................................................................. 72
Защита итогов исследования .................................................................... 75
БИБЛИОГРАФИЯ ....................................................................................................... 77
Учебное издание
Савенков Александр Ильич