Программа преддипломной практики
Утверждаю
Проректор по учебной работе
_________________________
«___»_________ 2012 г.
ПРОГРАММА ПРЕДДИПЛОМНОЙ ПРАКТИКИ
для студентов профессионально-педагогического института
специальность 050501.68 «профессиональное обучение»
очная форма
(V курс, 10 семестр)
г. Н. Новгород, 2012 г.
УПРАВЛЕНЧЕСКО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА
(Преддипломная, V курс 10 семестр)
Управленческо-педагогическая практика связывается не только с содержанием деятельности педагога профессионального обучения, но и с подготовкой к итоговой аттестации - написание дипломного проекта.
Поэтому содержание данной практики охватывает два больших направления:
1) овладение управленческо-педагогической деятельностью;
2) подготовка к дипломному проектированию.
1) Управленческо-педагогическая деятельность в учебном заведении рассматривается на различных иерархических уровнях: управленческая деятельность администрации и управленческая деятельность педагогов.
При этом управленческая деятельность администрации имеет преимущественно организаторский характер, связанный с нормативно-правовым аспектом: с распределением функциональных обязанностей, разработкой стратегических целей по развитию учебного заведения, с организацией и планированием учебного процесса, развитием педагогического коллектива
Сущность управленческо-педагогической деятельности педагогов заключается в первую очередь в организации учебно-познавательной деятельности учащихся.
2) Преддипломная практика ориентирована на рассмотрение многих вопросов и задач, поставленных в задании на дипломную работу. В этой связи каждый студент-дипломник проходит практику по индивидуальному плану, содержание которого определяется темой дипломной работы и базой практики. Индивидуальный план прохождения практики разрабатывается студентом на основе задания на дипломную работу и утверждается руководителем практики. Результатом практики должны быть материалы необходимые для проведения аргументированного анализа закрепленной темы дипломной работы и выработке решения, позволяющего повысить эффективность функционирования исследования в современных рыночных условиях.
Цели:
1. Основными целями управленческо-педагогической практики являются:
- осознание интеграции управленческих и психолого-педагогических знаний для осуществления эффективной профессионально-педагогической деятельности;
- понимание и осознание системы управления учебным заведением;
- исследование и моделирование педагогического процесса;
- овладение основными видами управленческо-педагогической деятельности: диагностической, организационно-прогностической, конструктивно-проектировочной, организационно-технологической, коммуникативной, контрольно-корректирующей, аналитико-оценочной, исследовательско-творческой.
2. Основными целями управленческо-педагогической практики, как преддипломной, является:
- сбор и обработка практического материала, необходимого для дипломной работы;
- апробация результатов исследования темы.
Руководство практикой студентов-дипломников осуществляет руководитель дипломной работы или назначенный от кафедры преподаватель.
Содержание и программа преддипломной практики
Содержанием преддипломной практики является овладение управленческо-педагогической деятельностью, которая включает три уровня:
I. уровень. Управленческо-педагогическая деятельность администрации:
1. Основные характеристики учебного заведения.
Цели и задачи, структура учебного заведения, перспективы развития, источники
2. Нормативно-правовая база учебного заведения.
Документы, определяющие деятельность учебного заведения. Документы, регламентирующие функциональные обязанности. Документы, регламентирующие организацию и планирование учебного процесса.
3. Организация и планирование учебного процесса.
Документы, регламентирующие организацию и планирование учебного процесса. Особенности сущности и структуры разработки учебного плана. Сущность и структура расписания учебного заведения. Исследование действующих учебных планов и выработка рекомендаций по его совершенствованию.
4. Управление научно-методической деятельностью учебного заведения.
Научно-методическая деятельность учебного заведения, формы организации научно-методической деятельности педагогического коллектива. Повышение квалификации аттестации педагогических кадров.
II. уровень. Управленческо-педагогической деятельности преподавателей спецдисциплин
1. Документы, регламентирующие организацию педагогического процесса на учебном занятии.
Особенности построения рабочей программы и учебно-тематического плана по предмету.
2. Педагогический анализ учебных занятий.
Цели и функции педагогического анализа. Особенности педагогического анализа как компонента управленческо-педагогической деятельности педагога. Анализ личности педагога и учащихся, системы деятельности педагога и учащихся, (цель, содержание, методы и средства обучения, форма организации учебного процесса), использование инновационных подходов к организации педагогического процесса (приложение).
3. Проектирование и проведение учебного занятия.
Проектирование и составление планов двух учебных занятий, проведение данных занятий и их анализ (приложение).
III Уровень. Сбор материалов по теме исследования дипломной работы.
Итоги управленческо-педагогической практики
I. В отчет студентов по управленческо-педагогической практике включаются:
1. Аттестация студента: подписанная преподавателем и заверенная печатью.
2. Введение: место и время прохождения практики, цель и задачи практики, роль педагогической деятельности в образовательном процессе.
3. Основная часть:
3.1. Описание деятельности администрации по организации педагогического процесса.
3.2. Учебный план, расписание, график учебного процесса, особенности управления научно-методической деятельностью педагогов, учебная программа, учебно-тематический план по предмету.
3.3. Педагогический анализ двух учебных занятий.
3.4. Проект двух проведенных занятий (приложить план-конспект).
3.5. Заключение: выводы и предложения по итогам практики.
II. Материалы для дипломной работы. ,
Тематический план
Наименование разделов | Количество часов |
I. Изучение управленческо-педагогической деятельности администрации образовательного учреждения | |
1.1. Знакомство с организационно-управленческой структурой учебного заведения. | |
1.2. Знакомство с нормативно-правовой базой учебного заведения. | |
1.3. Изучение дидактической и научно-методической деятельности учебного заведения. | |
II. Овладение управленческо-педагогической деятельностью преподавателя спецдисциплин. | |
2.1. Изучение системы деятельности преподавателя. | |
2.2. Анализ учебных занятий. | |
2.3. Проектирование и проведение учебного занятия. | |
III. Сбор материалов для дипломной работы. | В течение всей практики |
ИТОГО: |
ТРЕБОВАНИЯ К СОСТАВЛЕНИЮ ОТЧЕТА
Отчет представляет собой аналитический систематизированный документ, отражающий достижение целей практики и усвоение соответствующей программы.
Отчет студента должен содержать:
- титульный лист;
- введение;
- основную часть;
- заключение;
- список литературы;
- дневник учета работ, выполненных в процессе педпрактики;
- отзыв руководителя от образовательного учреждения о работе студента в период педагогической практики.
К отчету прикладываются:
- проект (сценарий) коллективно-творческого дела с рефлексией его реализации;
- проект двух занятий по общим техническим и специальным дисциплинам с рефлексией и его реализации.
Отчет выполняется рукописным способом на одной стороне листа бумаги формата А4 (297x210). Текст отчета следует писать, соблюдая следующие размеры полей: левое - не менее 30 мм, правое - не менее 10 мм, верхнее - 15 мм, нижнее - не менее 20 мм.
Работа должна быть сброшюрована, объемом не более 12 стр.
При написании работы должны быть использованы литературные источники с обязательной ссылкой на них, которая представляется в скобках, например.
Изложение работы должно быть ясным, точным и четким. Нельзя допускать произвольное сокращение слов, непризнанной терминологии. Все таблицы, схемы, чертежи, рисунки, иллюстрационные материалы должны быть озаглавлены и пронумерованы.
Нумерация страниц сквозная. Титульный лист включается в общее количество страниц отчета. На титульном листе номер не ставят, на следующих страницах номер проставляется в правом верхнем углу.
Если в отчете имеются разделы и подразделы, то они должны имен, порядковую нумерацию и обозначаться арабскими цифрами с точкой и конце. Введение и заключение не нумеруются.
Дневник должен содержать ежедневное описание ежедневной работы, заверенное подписью руководителя по месту прохождения практики.
В аттестации (отзыве) должны быть отражены степень выполнения программы, отношение студента и его уровень знаний, а также достижение целей практики. На характеристике необходима подпись первого лица и печать образовательного учреждения, в котором проведена практика.