Программа преддипломной практики

Утверждаю

Проректор по учебной работе

_________________________

«___»_________ 2012 г.

ПРОГРАММА ПРЕДДИПЛОМНОЙ ПРАКТИКИ

для студентов профессионально-педагогического института

специальность 050501.68 «профессиональное обучение»

очная форма

(V курс, 10 семестр)

г. Н. Новгород, 2012 г.

УПРАВЛЕНЧЕСКО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА

(Преддипломная, V курс 10 семестр)

Управленческо-педагогическая практика связывается не только с содержанием деятельности педагога профессионального обучения, но и с подготовкой к итоговой аттестации - написание дипломного проекта.

Поэтому содержание данной практики охватывает два больших на­правления:

1) овладение управленческо-педагогической деятельностью;

2) подготовка к дипломному проектированию.

1) Управленческо-педагогическая деятельность в учебном заведении рассматривается на различных иерархических уровнях: управленческая деятельность администрации и управленческая деятельность педагогов.

При этом управленческая деятельность администрации имеет преимущественно организаторский характер, связанный с нормативно-правовым ас­пектом: с распределением функциональных обязанностей, разработкой стра­тегических целей по развитию учебного заведения, с организацией и плани­рованием учебного процесса, развитием педагогического коллектива

Сущность управленческо-педагогической деятельности педагогов заключается в первую очередь в организации учебно-познавательной деятель­ности учащихся.

2) Преддипломная практика ориентирована на рассмотрение многих вопросов и задач, поставленных в задании на дипломную работу. В этой связи каждый студент-дипломник проходит практику по индивидуальному пла­ну, содержание которого определяется темой дипломной работы и базой практики. Индивидуальный план прохождения практики разрабатывается студентом на основе задания на дипломную работу и утверждается руководителем практики. Результатом практики должны быть материалы необхо­димые для проведения аргументированного анализа закрепленной темы ди­пломной работы и выработке решения, позволяющего повысить эффектив­ность функционирования исследования в современных рыночных условиях.

Цели:

1. Основными целями управленческо-педагогической практики являются:

- осознание интеграции управленческих и психолого-педагогических знаний для осуществления эффективной профессионально-педагогической деятельности;

- понимание и осознание системы управления учебным заведением;

- исследование и моделирование педагогического процесса;

- овладение основными видами управленческо-педагогической деятельности: диагностической, организационно-прогностической, конструктивно-проектировочной, организационно-технологической, коммуникативной, контрольно-корректирующей, аналитико-оценочной, исследовательско-творческой.

2. Основными целями управленческо-педагогической практики, как преддипломной, является:

- сбор и обработка практического материала, необходимого для ди­пломной работы;

- апробация результатов исследования темы.

Руководство практикой студентов-дипломников осуществляет руково­дитель дипломной работы или назначенный от кафедры преподаватель.

Содержание и программа преддипломной практики

Содержанием преддипломной практики является овладение управленческо-педагогической деятельностью, которая включает три уровня:

I. уровень. Управленческо-педагогическая деятельность администрации:

1. Основные характеристики учебного заведения.

Цели и задачи, структура учебного заведения, перспективы развития, источники

2. Нормативно-правовая база учебного заведения.

Документы, определяющие деятельность учебного заведения. Доку­менты, регламентирующие функциональные обязанности. Документы, регламентирующие организацию и планирование учебного процесса.

3. Организация и планирование учебного процесса.

Документы, регламентирующие организацию и планирование учебного процесса. Особенности сущности и структуры разработки учебного плана. Сущность и структура расписания учебного заведения. Исследование действующих учебных планов и выработка рекомендаций по его совершенствованию.

4. Управление научно-методической деятельностью учебного заведения.

Научно-методическая деятельность учебного заведения, формы орга­низации научно-методической деятельности педагогического коллектива. Повышение квалификации аттестации педагогических кадров.

II. уровень. Управленческо-педагогической деятельности преподавателей спецдисциплин

1. Документы, регламентирующие организацию педагогического про­цесса на учебном занятии.

Особенности построения рабочей программы и учебно-тематического плана по предмету.

2. Педагогический анализ учебных занятий.

Цели и функции педагогического анализа. Особенности педагогическо­го анализа как компонента управленческо-педагогической деятельно­сти педагога. Анализ личности педагога и учащихся, системы деятель­ности педагога и учащихся, (цель, содержание, методы и средства обу­чения, форма организации учебного процесса), использование инновационных подходов к организации педагогического процесса (приложение).

3. Проектирование и проведение учебного занятия.

Проектирование и составление планов двух учебных занятий, проведение данных занятий и их анализ (приложение).

III Уровень. Сбор материалов по теме исследования дипломной работы.

Итоги управленческо-педагогической практики

I. В отчет студентов по управленческо-педагогической практике включаются:

1. Аттестация студента: подписанная преподавателем и заверенная печатью.

2. Введение: место и время прохождения практики, цель и задачи практики, роль педагогической деятельности в образовательном процессе.

3. Основная часть:

3.1. Описание деятельности администрации по организации педагогического процесса.

3.2. Учебный план, расписание, график учебного процесса, особенности управления научно-методической деятельностью педагогов, учебная программа, учебно-тематический план по предмету.

3.3. Педагогический анализ двух учебных занятий.

3.4. Проект двух проведенных занятий (приложить план-конспект).

3.5. Заключение: выводы и предложения по итогам практики.

II. Материалы для дипломной работы. ,

Тематический план

Наименование разделов Количество часов
I. Изучение управленческо-педагогической деятельности администрации образовательного учреждения  
1.1. Знакомство с организационно-управленческой структурой учебного заведения.  
1.2. Знакомство с нормативно-правовой базой учебного заведения.  
1.3. Изучение дидактической и научно-методической деятельности учебного заведения.  
II. Овладение управленческо-педагогической деятельностью преподавателя спецдисциплин.  
2.1. Изучение системы деятельности преподавателя.  
2.2. Анализ учебных занятий.  
2.3. Проектирование и проведение учебного занятия.  
III. Сбор материалов для дипломной работы. В течение всей практики
ИТОГО:  

ТРЕБОВАНИЯ К СОСТАВЛЕНИЮ ОТЧЕТА

Отчет представляет собой аналитический систематизированный доку­мент, отражающий достижение целей практики и усвоение соответствующей программы.

Отчет студента должен содержать:

- титульный лист;

- введение;

- основную часть;

- заключение;

- список литературы;

- дневник учета работ, выполненных в процессе педпрактики;

- отзыв руководителя от образовательного учреждения о работе студента в период педагогической практики.

К отчету прикладываются:

- проект (сценарий) коллективно-творческого дела с рефлексией его реализации;

- проект двух занятий по общим техническим и специальным дисци­плинам с рефлексией и его реализации.

Отчет выполняется рукописным способом на одной стороне листа бумаги формата А4 (297x210). Текст отчета следует писать, соблюдая следующие размеры полей: левое - не менее 30 мм, правое - не менее 10 мм, верхнее - 15 мм, нижнее - не менее 20 мм.

Работа должна быть сброшюрована, объемом не более 12 стр.

При написании работы должны быть использованы литературные источники с обязательной ссылкой на них, которая представляется в скобках, например.

Изложение работы должно быть ясным, точным и четким. Нельзя допускать произвольное сокращение слов, непризнанной терминологии. Все таблицы, схемы, чертежи, рисунки, иллюстрационные материалы должны быть озаглавлены и пронумерованы.

Нумерация страниц сквозная. Титульный лист включается в общее количество страниц отчета. На титульном листе номер не ставят, на следующих страницах номер проставляется в правом верхнем углу.

Если в отчете имеются разделы и подразделы, то они должны имен, порядковую нумерацию и обозначаться арабскими цифрами с точкой и конце. Введение и заключение не нумеруются.

Дневник должен содержать ежедневное описание ежедневной работы, заверенное подписью руководителя по месту прохождения практики.

В аттестации (отзыве) должны быть отражены степень выполнения программы, отношение студента и его уровень знаний, а также достижение целей практики. На характеристике необходима подпись первого лица и печать образовательного учреждения, в котором проведена практика.

Наши рекомендации