Предметы педагогических исследований
Первая группа предметов включает исследование сущностных свойств объекта — природы целостного воспитательного процесса как общественного явления, его целей и функции, его структуры, уровней развития и др. Эти предметы мало изучены в педагогике, за исключением исторического и классового характера воспитания, его партийности. Но и эти аспекты сущности воспитания раскрыты на страницах научной литературы исторически недостаточно конкретно. Не выявлена их специфика в условиях развитого социалистического общества, всеобщего обязательного среднего образования. Видное место среди этих вопросов занимает изучение целостных свойств воспитания в широком значении этого слова. Ведь познать целое — значит раскрыть присущие ему системные интегративные качества, которые координируют, объединяют в единое целое все его компоненты, включают их в решение задачи формирования всесторонне развитой личности.
Не меньшее значение имеет и такой предмет, как структура целостного процесса формирований личности. Его исследование предполагает выделение групп педагогических и социально-педагогических процессов, образующих воспитание в широком значении этого слова. Необходимо изучить специфические цели этих процессов, в совокупности составляющих воспитание в широком значении этого слова, функции каждого из них, способы их объединения в единое целое. Полученные данные служат основой для разработки содержания образования и воспитания в широком значении слова, общих методов и принципов его организации, отношений в коллективе. Все эти средства воспитание должны быть выстроены так, чтобы содействовать объединению всех названных групп процессов в единое целое, активно «работать» по формированию разносторонне развитой гармоничной целостной личности школьника.
Вторую группу предметов составляют такие педагогические процессы: а) организуемое школой; б) организуемые вне школы, но координируемые ею (воспитание в семье, в производственном коллективе, по месту жительства); в) согласуемые со школьными (воспитание в культурно-просветительных учреждениях, внешкольных детских учреждениях, средствами массовой информации и др.); г) не координируемые школой (воспитательное влияние уличных контактов). Весь этот «хаос», — отмечет А. С. Макаренко, — не поддается как будто никакому учету, тел не менее он создает в каждый данный момент определенные изменения в личности ребенка. Направить это развитие и руководить им — задача воспитателя.
Чтобы направить движение всех этих процессов как компонентов единого целого, необходимо выявить их системные свойства, цели каждой из групп, в совокупности образующие цель воспитания в широком значении этого слова, их функции, структуру, обеспечивающую реализацию функций, внутренние движущие силы. Полученные знания составят основу для разработки требований к компонентам названных групп процессов, при соблюдении которых они обеспечат высокий уровень целостности каждой из групп, их эффективность в формировании личности в целом (деятельность учителя, коллектива и учащихся, содержание и методы деятельности, требования учителей и требовательность учащихся к себе, социально-психологический микроклимат в коллективе и др.).
Третью группу предметов педагогических исследований составляют отдельные процессы и их сочетания. Каждый из процессов, их сочетаний (например, по циклам школьных предметов) также формирует личность в целом в соответствии со своими возможностями. Эти возможности необходимо знать учителю, классному руководителю, администрации школы и другим работникам народного образования. Поэтому отдельные процессы обучения и воспитания выделяются в особую группу предметов педагогического исследования целостного процесса формирования личности.
Выделенная последовательность предметов представляет собой движение от научного анализа самой сложной целостной системы социально-педагогических процессов формирования личности к менее сложным, вплоть до отдельных педагогических процессов, их компонентов и связей. Это позволяет сводить получаемые научные выводы в единую непротиворечивую систему научных знаний.