Уровни взаимодействия LТорохтий
УДО. 2 и 8.
Предпосылка -предположение, рассматриваемое как истинное. Используется в качестве отправной точки в процессе принятия решения.(с интернета)
Эффективное взаимодействие -?
Социальное взаимодействие складывается из отдельных актов, называемых социальными действиями, и включает социальные статусы (круг прав и обязанностей),роли, социальные отношения, символы и значения. (кравченко)
Статус – позиция индивида в группе или обществе. Существуют личные статусы(положение индивида в малой группе, зависящей от того, как его оценивают и воспринимают члены этой группы(знакомые,родные) в соответствии с его личными качествами) и социальные статусы – положение человека в обществе, которое он занимает как представитель большой социальной группы (профессии, класса, национальности, пола, возраста,религии). Кроме них есть главный (с чем вы себя отождествляете), приписываемый (задан неподконтрольными вам обстоятельствами), досигаемый (по свободному выбору) и смешанный.
Роль – индивидуальное поведение в соответствие со своим статусом.
В социологии принят специальный термин, обозначающий социальное взаимодействие - ИНТЕРАКЦИЯ.
Взаимодействие- двунаправленный процесс обмена действиями между двумя или более индивидами. (Действие – однонаправленное взаимодействие- физическое действие (пошечина,передача книги), - вербальное (словесное,напр здравсвуйте),- жесты (улыбка), - мысленное действие (только внутренняя речь)
Существует 2 типологии социального взаимодействия, по видам и по сферам:
- первая типология социального взаимодействия(по видам): физическое,вербальное,жестовое. (основана на видах действия)
- вторая, по сферам: экономическая сфера (индивиды как собственники,предприниматели,безработные), профессиональная (водитель,повар), семейно-родственная (мать,отец), демографическая (различный пол,возраст), политическая (судьи,полицейские), религиозная ,территориально-поселенческая.(основана на статусных системах)
В общем виде, как обмен, социальное взаимодействие- сложная система обменов, обусловленных способами уравновешивания вознаграждений и затрат.
Направления взамодействия:
- взаимодействия с родителями (субъектами образовательных отношений являются не только педагоги, но и родители или законные представители учащихся)
Когда родители вовлечены в соуправление, они принимают на себя ответственность за результаты взаимодействия с УДО, в котором обучаются их дети.
Взаимодействие семьи и учреждения общего среднего образования, его цель и условия эффективности:
- создание условий для успешной самореализации ребенка, его личностного роста, формирования мотивации к учению, сохранения физического и психического здоровья, социальной адаптации.
Взаимодействие педагогов, детей, родителей требует объединения усилий педагогов, администрации УДО, родителей, представителей других социальных институтов.
В реальной практике взаимодействие семьи и УДО может быть успешным, если представляет собой четко выстроенную систему на основе целевой комплексной программы, которая может включать следующие направления:
- изучение семей учащихся, их образовательных и информационных потребностей и запросов, воспитательного и культурного потенциала;
- использование различных форм взаимодействия, наполнение их современным содержанием;
- создание условий для включения родителей в деятельность УДО образования как равноправных субъектов;
- повышение педагогической, правовой, информационной культуры субъектов образовательного процесса;
- организация родительского всеобуча;
- формирование единого информационного пространства, способствующего неконфликтному взаимодействию педагогов, детей, родителей.
Основные этапы построения системы взаимодействия семьи и УДО:
Полноценные отношения между УДО и родителями – отношения, которые удовлетворяют всех участников образовательного процесса и являются основой качественного образования. В построении системы взаимодействия семьи и УДО можно выделить три этапа.
Первый этап – знакомство, на котором определяются общие цели, общие ценности и ресурсная база сторон. Наличие общих целей – важный фактор для построения взаимодействия. На первом этапе большое значение имеет определение взаимной полезности участников – т.е., изучение возможностей (ресурсов) друг друга, позволяющее распределить усилия сторон для достижения желаемого эффекта в совместной работе. Многие директора УДО иногда забывают, что в число родительских ресурсов могут входить не только материальные или технические ресурсы, но и временные, кадровые, социальные, а также мотивационные, т.е. готовность родителей включиться в жизнь УДО, их потенциальная активность.
Основным итогом первого этапа должно стать желание родителей к осуществлению совместной с УДО деятельности.
Второй этап – совместная деятельность, когда будущие партнеры, определившись с направлением взаимодействия и ресурсами, приступают к проектированию конкретных программ совместной работы.
На данном этапе важно понятие общего вклада – разделения ответственности за те или иные стороны совместной деятельности.
Перечислим основные виды совместной деятельности учреждения образования и семьи и ее результаты.
- Деятельность
- Результат
- Обсуждение стратегии и тактики образовательного процесса
- Проектирование образовательного процесса
- Реализация образовательного процесса[3]
- Взаимоподдержка модели, концепции, ресурсы
- образовательные программы
- мероприятия
- психологический комфорт партнеров
В процессе совместной деятельности особую актуальность приобретает наличие обратной связи и открытость каналов коммуникации. Необходимо регулярно изучать мнение родителей о качестве процесса и результатах этой деятельности. Родительские собрания необходимо превратить в «круглые столы», на которых будут решаться стратегические вопросы. Основным итогом второго этапа должно стать умение родителей участвовать в совместной деятельности, т.е. их определенная компетентность, основанная на доверии к УДО .
Третий этап – непосредственно взаимодействие. Необходимым условием партнерских отношений является их добровольность, которая понимается как наличие свободы и осознанности выбора в разных формах взаимодействия (совместной деятельности). Осознанность выбора появляется там, где родители подготовлены к такому выбору и реально оценивают свои возможности (педагогическую компетентность, ресурсы разного рода и т.д.). Вторым условием эффективного взаимодействия семьи и УДО является их долговременность отношений, т.е. нацеленность его участников на продолжительный и неоднократный характер взаимодействия.
Третий признак эффективных отношений – взаимная ответственность, основа которой закладывается в самом начале совместной деятельности. Очень важно понимать, что не всегда родительская ответственность появляется сразу: она воспитывается так же, как и любое качество личности.
Уровни взаимодействия LТорохтий
1.обмен информацией
2.соглас действий,
3.совместная деятельность
Эффективное взаимодействие строится на: добровольность, долговременность отношений,взаимная ответственность.
Этапы взаимодействия:
1Установление общих целей и материальной базы, ресурсов, показать эксклюзивность и пользу взаимодействия
2-Проектирование совместной деятельности(доверие, соблюдение этических норм)
3Само взаимодействие.