При постановке дыхания следует вырабатывать, прежде всего, активный вдох и выдох, воспитывать работу мышц, ведающих этими процессами.
Получить полный текст
Вдох- процесс активный, вызван расширением грудной полости. Механизм вдоха заключен в следующем: сокращаются мышцы, происходит некоторое поворачивание и поднятие ребер, что влечет за собой увеличение грудной полости как в переднем, заднем, так и в боковом направлениях. За счет опускания грудобрюшной преграды (диафрагмы) объем грудной полости увеличивается в вертикальном направлении. Воздух поступает в легкие - происходит вдох.
Выдох- процесс пассивный, связан с расслаблением мышц, произвольным опусканием ребер и уменьшением за счет этого размеров грудной клетки. При выдохе диафрагма расслабляется, брюшные органы, давящие на нее снизу, делают ее купол более выпуклым, грудная полость в вертикальном направлении уменьшается, вытесняя воздух из легких.
Дыхание регулируется с помощью мускулов-антагонистов: одни сокращаются при вдохе, другие - при выдохе. Наиболее интересная из этих мышц - диафрагма, так называемая мышечная пластинка куполообразной формы с сухожилием в центре. Диафрагма участвует как во вдохе, так и в выдохе. Она расположена между легкими и брюшной полостью и разделяет их. В то же время диафрагма связана с другими внутренними органами. К ее центру приращена околосердечная сумка. Через отверстия из грудной полости в брюшную проходят аорта, пищевод и нижняя полая вена.
Есть ли различия между нетренированным и воспитанным дыханием? Да, есть.
При нетренированном дыханииритм следующий: вдох, выдох, пауза, после чего делается новый вдох. Причем, вдох и выдох почти равны - выдох на одну секунду длиннее вдоха.
При тренированном дыханиивдох должен быть коротким, а выдох длинным. После того как взят вдох, делается задержка дыхания, необходимая для активизации голосовых связок, затем происходит медленный выдох. Для этого нужно, чтобы диафрагма, как можно эластичнее, делалась куполообразной, а грудная клетка при выдохе не слишком быстро спадала.
Развитое дыханиехарактеризуется тремя элементами: сокращением диафрагмы и ее уплотнением, расширением межреберных мышц грудной клетки, поднятием нижних стенок или косых мышц брюшного пресса.
Рекомендуется научиться соразмерять количество вбираемого воздуха с потребностью его расходования в речи. Нужно брать воздух в меру, чтобы было приятно, никогда не переполнять легкие воздухом и не задерживать его. Во время речи воздух, имеющийся в легких, до конца не выдыхать.
Воспитывать дыхание рекомендуется на замедленной речи.
Существуют различные типы дыхания:
• ключичное(плечевое) - во вдохе и выдохе участвует лишь верхняя часть легких; средняя и нижняя части, межреберные мышцы остаются в бездействии;
• грудное- во вдохе участвуют верхняя и средняя часть легких; межреберные мышцы подключаются не полностью. Такое дыхание часто применяется пловцами;
• боковое(реберное) - расширяются межреберные мышцы в боковой и задней частях грудной полости; этот тип дыхания необходим спортсменам, занимающимся борьбой;
• брюшное (диафрагматическое)- развито у артистов цирка, занимающихся акробатикой и эквилибристикой;
• смешанно-диафрагматическое- объединяет диафрагматическое и боковое типы дыхания. Доказано, что в ораторском искусстве, в работе педагогов и актеров драматических театров этот тип дыхания самый приемлемый;
При укреплении дыхания необходимо отрабатывать следующие элементы дыхательного процесса:
• сокращение диафрагмы:при вдохе она выпрямляется,
становится более плоской, давит на внутренности, отчего наружные верхние стенки живота несколько выпячиваются вперед;
• небольшое расширение грудной клетки внизу и в середине: легкие заполняются воздухом, и грудная клетка используется как резонатор;
• подтягивание нижних мышц брюшного пресса: это делается для опоры звука и удержания диафрагмы в сокращенном состоянии; легкие заполняются воздухом без использования ключичного дыхания, плечевой пояс остается в покое.