При постановке дыхания следует вырабатывать, прежде всего, активный вдох и выдох, воспитывать работу мышц, ведающих этими процессами.

Получить полный текст

Вдох- процесс активный, вызван расширением грудной по­лости. Механизм вдоха заключен в следующем: сокращаются мышцы, происходит некоторое поворачивание и поднятие ре­бер, что влечет за собой увеличение грудной полости как в пе­реднем, заднем, так и в боковом направлениях. За счет опуска­ния грудобрюшной преграды (диафрагмы) объем грудной по­лости увеличивается в вертикальном направлении. Воздух по­ступает в легкие - происходит вдох.

Выдох- процесс пассивный, связан с расслаблением мышц, произвольным опусканием ребер и уменьшением за счет этого размеров грудной клетки. При выдохе диафрагма расслабляется, брюшные органы, давящие на нее снизу, делают ее купол более выпуклым, грудная полость в вертикальном направлении уменьшается, вытесняя воздух из легких.

Дыхание регулируется с помощью мускулов-антагонистов: одни сокращаются при вдохе, другие - при выдохе. Наиболее интересная из этих мышц - диафрагма, так называемая мышеч­ная пластинка куполообразной формы с сухожилием в центре. Диафрагма участвует как во вдохе, так и в выдохе. Она распо­ложена между легкими и брюшной полостью и разделяет их. В то же время диафрагма связана с другими внутренними орга­нами. К ее центру приращена околосердечная сумка. Через от­верстия из грудной полости в брюшную проходят аорта, пище­вод и нижняя полая вена.

Есть ли различия между нетренированным и воспитанным дыханием? Да, есть.

При нетренированном дыханииритм следующий: вдох, выдох, пауза, после чего делается новый вдох. Причем, вдох и выдох почти равны - выдох на одну секунду длиннее вдоха.

При тренированном дыханиивдох должен быть корот­ким, а выдох длинным. После того как взят вдох, делается за­держка дыхания, необходимая для активизации голосовых свя­зок, затем происходит медленный выдох. Для этого нужно, что­бы диафрагма, как можно эластичнее, делалась куполообразной, а грудная клетка при выдохе не слишком быстро спадала.

Развитое дыханиехарактеризуется тремя элементами: сокращением диафрагмы и ее уплотнением, расширением меж­реберных мышц грудной клетки, поднятием нижних стенок или косых мышц брюшного пресса.

Рекомендуется научиться соразмерять количество вбираемо­го воздуха с потребностью его расходования в речи. Нужно брать воздух в меру, чтобы было приятно, никогда не перепол­нять легкие воздухом и не задерживать его. Во время речи воз­дух, имеющийся в легких, до конца не выдыхать.

Воспитывать дыхание рекомендуется на замедленной речи.

Существуют различные типы дыхания:

• ключичное(плечевое) - во вдохе и выдохе участвует лишь верхняя часть легких; средняя и нижняя части, межреберные мышцы остаются в бездействии;

• грудное- во вдохе участвуют верхняя и средняя часть легких; межреберные мышцы подключаются не полностью. Такое дыхание часто применяется пловцами;

• боковое(реберное) - расширяются межреберные мышцы в боковой и задней частях грудной полости; этот тип дыхания необходим спортсменам, занимающимся борьбой;

• брюшное (диафрагматическое)- развито у артистов цирка, занимающихся акробатикой и эквилибристикой;

• смешанно-диафрагматическое- объединяет диафрагматическое и боковое типы дыхания. Доказано, что в ораторском искусстве, в работе педагогов и актеров драматических театров этот тип дыхания самый приемлемый;

При укреплении дыхания необходимо отрабатывать следую­щие элементы дыхательного процесса:

• сокращение диафрагмы:при вдохе она выпрямляется,
становится более плоской, давит на внутренности, отчего наружные верхние стенки живота несколько выпячиваются вперед;

• небольшое расширение грудной клетки внизу и в середине: легкие заполняются воздухом, и грудная клетка использу­ется как резонатор;

• подтягивание нижних мышц брюшного пресса: это де­лается для опоры звука и удержания диафрагмы в сокращенном состоянии; легкие заполняются воздухом без использования ключичного дыхания, плечевой пояс остается в покое.

Наши рекомендации