Материалы к лекции: Социальные основы технологий
Рассматривая перспективы развития технологий медицинского образова-ния, необходимо исходить из социального заказа общества медвузам. Это во-площается в моделях специалиста. До настоящею времени существовали две модели специалиста. Но ни одна из этих моделей не могла гарантировать раз-витие самореализующейся личности, так как в их основе лежала исключитель-но естественнонаучная картина мира, в которой не было места мировоззренче-ским ценностям культуры, формирующим альтернативность мышления.
Видимо, следует ориентироваться на новую, гуманитарно-ориентированную модель специалиста, вытекающую из потребностей XXI века. В ней предполагается выделение следующих составляющих специалиста:
- видение социальных профессиональных проблем здоровья и болезни;
- умение формулировать социальные и профессиональные задачи и ре-шать их;
- рассматривать эти задачи с точки зрения науки, социокультурного и нравственного опыта, который является критерием оценки при принятии тех или иных профессиональных решений;
- личность специалиста и влияние её качеств на эффективность профес-сиональной деятельности.
Соответственно этим характеристикам в качестве функциональных осо-бенностей вуза выступают оснащение личности специалиста методологией творческого мышления и действия, профессиональной и межкультурной ком-муникации.
Образование должно опираться на фундаментальные концепции социологии личности, которые были заложены классиками мировой науки. Эти четыре образа человека существуют и сегодня:
1. "Человек ощущающий" (М. Вебер в XIX в, Д. Келли в XX в).
2. "Человек, осознающий знания", "Человек потребляющий" (3. Фрейд, А. Адлер, К. Юнг, А. Маслоу, К. Роджерс), для которого обучение и воспитание - это создание условий для реализации потребностей и мотивов.
3. "Человек запрограммированный", для которого характерно развёртывание генетической программы (социобиология, необихевиоризм).
4. "Человек-деятель", в основе которого лежит культурно-историческая психология Л. Выготского и системно-деятельностный подход А. Леонтьева.
В этих «образах» представлены различные грани человеческого бытия. Постижение этих граней, их формирование требует широкого использования различного рода технологий. При этом следует заметить, что в вузах слабо го-товятся студенты к решению профессиональных, социальных, нравственных и жизненных проблем на уровне социальных технологий. Наши выпускники имеют низкий уровень социально-технологической культуры. А ведь социаль-ная технология обеспечивает "очеловечеивание", и тем самым усиление самых различных медицинских технологий.
Условием формирования социально-технологической культуры специа-листа является его включение в социокультурное пространство вуза. Последнее существует:
1. Как общение (единение и обособление) основных субъектов образова-тельной деятельности (преподаватель, студент, администрация, обслуживаю-щий персонал).
2. Как пространственное расположение учреждений и организаций.
Онтологический статус социально-культурного пространства характери-зуется двумя основными процессами, обеспечивающими включение в него субъектов социального действия - социальной и индивидуальной идентифика-ции посредством адаптации и социализации.
Частью социокультурного пространства является воспитательно-образовательное пространство с присущими ей параметрами. К ним относятся:
1. Степень развитости воспитательного пространства:
- какую часть общества охватывает;
- какие сферы их жизнедеятельности она охватывает;
- насколько развиты другие компоненты социокультурного пространст-ва;
- насколько сформированы и педагогически целесообразны связи меж-ду его компонентами.
2. Потенциал образовательного пространства характеризуется:
- уровнем информационного обеспечения;
- характером информации;
- степенью её доступности;
- совокупностью включенных в образовательно-воспитательный про-цесс интеллектуальных качеств его участников.
3. Управляемость воспитательного пространства определяется:
- наличием или отсутствием управляющей подсистемы;
- существованием концепции и программы управления;
- наличием механизмов управления;
- характером имеющихся ресурсов управления;
- господствующей образовательной парадигмой.
Мы являемся свидетелям перехода от парадигмы "образование на всю жизнь" к парадигме "образование через всю жизнь", основанную на инноваци-онном обучении и воспитании.
Такой подход к образованию должен обеспечивать: междисциплинарное содержание образования; системное мышление, отражающее взаимодействие человека с обществом и природой; инновационное развитие способностей, умений и навыков медицинских специалистов.
Основные контуры такой системы начинают обозначаться уже сейчас:
- общество осознало приоритетность образования для своего развития;
- вводится и методически прорабатывается концепция непрерывного образования;
- образование наполняется гуманистическими ценностями;
- признаётся тот факт, что в центре современного вуза должна стоять формирующаяся личность, что предполагает совершенствование учебно-воспитательной деятельности и её технологий;
- в вузах стали развиваться и внедряться новые педагогические техно-логии, значительно способствующие совершенствованию обучения и воспита-ния студентов.
Формируются и взаимодействуют между собой модели целей образова-ния, которые имеют первостепенное значение в профессиональном становле-нии личности врача:
- экстенсивная модель: передача накопленного медицинского опыта, дос-тижений культуры, помощь студентам в самоопределении, раскрытии внутрен-него потенциала личности;
- продуктивная: подготовка студентов к тем видам деятельности, кото-рыми им придётся заниматься;
- интенсивная: формирование готовности студентов не только к освое-нию определённых знаний, умений и навыков, но и к их постоянному совер-шенствованию, развитию собственных творческих возможностей. В сочетании этих трёх моделей, видимо, и возможна реализация общей функции образова-ния - усвоение культурного наследия, зафиксированного в общей и профессиональной культуре медицинского работника.