Место дисциплины в структуре ОПОП.
Дисциплина «Спорт высших достижений как сфера творческой деятельности» (Б.1.В.01) относится к вариативной части Блока 1 «Дисциплины (модули)» программы магистратуры. В соответствии с учебным планом дисциплина изучается на I курсе по очной форме обучения, на I курсе по заочной форме обучения. Вид промежуточной аттестации: экзамен.
Для успешного освоения дисциплины «Спорт высших достижений как сфера творческой деятельности», как при очной форме обучения, так и при заочной форме обучения, необходимы входные знания, умения, навыки и компетенции студента, полученные на предыдущей образовательной ступени в таких областях гуманитарного знания о физической культуре, как история физической культуры, педагогика физической культуры, психология физической культуры, теория и методика физической культуры, теория спорта, а также в такой области естественно-научного знания как физиология человека.
Требования к результатам освоения дисциплины.
1.4.1.В результате освоения дисциплины формируются следующие компетенции:
а) профессиональные (ПК): способность решать нестандартные проблемы в процессе подготовки спортсменов (ПК-9).
1.4.2.В результате изучения дисциплины студент будет:
Знать: | - актуальные теоретико-методологические аспекты спорта высших достижений в ракурсе теории творчества (ПК-9); - понятия, структуру, основные теории, механизмы и этапы формирования, а также методы изучения творчества (ПК-9); - интерпретацию концептуальных положений спортивной деятельности в контексте теории творчества (ПК-9); - актуальные проблемы российских спортивно-педагогических исследований, имеющие нестандартные либо инновационные решения (ПК-9). |
Уметь: | - принимать нестандартные решения в виртуальных (моделированных) условиях различных видов деятельности за счёт реализации творческого подхода (ПК-9); - выявлять нестандартные и инновационные компоненты в системе подготовки спортсменов (в цели, задачах, средствах, методах, формах, планировании и результатах спортивной тренировки; в способах контроля и учёта успешности спортивной деятельности; в задачах, средствах, методах, структуре и построении многолетней подготовки спортсменов в процессе тренировки по её видам; в функциях, действиях, поступках, поведении, деятельности, ценностных ориентациях, решениях тренеров, спортсменов, судей, болельщиков) (ПК-9); - создавать (придумывать и детально разрабатывать) новые элементы (структурные компоненты / виды) системы подготовки спортсменов (цели, задач, средств, методов, форм, планирования и результатов спортивной тренировки; способов контроля и учёта успешности спортивной деятельности; задач, средств, методов, структуры и построения многолетней подготовки спортсменов в процессе тренировки по её видам; функций, действий, поступков, поведения, деятельности, ценностных ориентаций, решений тренеров, спортсменов, судей) (ПК-9). |
Владеть: | - опытом продуцирования творческих идей для повышения эффективности тренерской, научно-педагогической и научно-исследовательской деятельности в спорте высших достижений (ПК-9); - опытом публичного выступления с докладом по результатам научного исследования современных проблем творчества тренера и спортсмена в спорте высших достижений [в том числе, опытом защиты избранных творческих взглядов (продуцирования научных идей в публичной обстановке) в научной дискуссии на закрытом учебно-методическом семинаре молодых учёных (либо на учебно-методической конференции, либо перед научной аудиторией)] (ПК-9). |
1.5. ОбъЁм дисциплины и виды учебной работы.
Очная форма обучения
Вид учебной работы | Всего часов | Семестры | ||||
I | II | III | IV | |||
Аудиторные занятия (всего) | - | - | - | |||
В том числе: | - | - | - | - | - | |
Лекции (Л) | - | - | - | |||
Практические занятия (ПЗ) | - | - | - | - | - | |
Семинары (С) | - | - | - | |||
В том числе: | - | - | - | - | - | |
Интерактивные занятия (ИЗ) | - | - | - | |||
Лабораторные работы (ЛР) | - | - | - | - | - | |
Самостоятельная работа (всего) | - | - | - | |||
В том числе: | - | - | - | - | - | |
Рефераты (2 шт.) | - | - | - | |||
Другие виды самостоятельной работы | - | - | - | |||
Углублённое изучение теоретического материала по темам курса | 25 | 25 | - | - | - | |
Подготовка к защите рефератов (2 шт.) – выступлениям на учебно-методических семинарах | 10 | 10 | - | - | - | |
Выполнение письменных домашних заданий (3 шт.) | 15 | 15 | - | - | - | |
Написание научных статей (4 шт.) | 20 | 20 | - | - | - | |
Выполнение теоретических научно-исследовательских работ (8 шт.) | 40 | 40 | - | - | - | |
Подготовка к экзамену | 36 | 36 | - | - | - | |
Вид промежуточной аттестации (зачёт, экзамен) | экзамен | + | - | - | - | |
Общая трудоёмкость | Часы | - | - | - | ||
Зачётные единицы | - | - | - |
Заочная форма обучения
Вид учебной работы | Всего часов | Семестры | ||||
I | II | III | IV | |||
Аудиторные занятия (всего) | - | - | - | |||
В том числе: | - | - | - | - | - | |
Лекции (Л) | - | - | - | |||
Практические занятия (ПЗ) | - | - | - | - | - | |
Семинары (С) | - | - | - | |||
В том числе: | - | - | - | - | - | |
Интерактивные занятия (ИЗ) | - | - | - | |||
Лабораторные работы (ЛР) | - | - | - | - | - | |
Самостоятельная работа (всего) | - | - | - | |||
В том числе: | - | - | - | - | - | |
Контрольная работа | - | - | - | |||
Рефераты (2 шт.) | - | - | - | |||
Другие виды самостоятельной работы | - | - | - | |||
Углублённое изучение теоретического материала по темам курса | 15 | 15 | - | - | - | |
Подготовка к защите рефератов (2 шт.) – выступлениям на учебно-методических семинарах | 10 | 10 | - | - | - | |
Выполнение письменных домашних заданий (6 шт.) | 30 | 30 | - | - | - | |
Написание научных статей (4 шт.) | 20 | 20 | - | - | - | |
Подготовка к модерированию дискуссий (8 шт.) | 30 | 30 | - | - | - | |
Подготовка к участию в эвристических беседах (4 шт.) | 15 | 15 | - | - | - | |
Подготовка к экзамену | 36 | 36 | - | - | - | |
Вид промежуточной аттестации (зачёт, экзамен) | экзамен | + | - | - | - | |
Общая трудоёмкость | Часы | - | - | - | ||
Зачётные единицы | - | - | - |
Содержание дисциплины.
Перечень Тем дисциплины и их краткое содержание.
№ п/п | Тема | Содержание | Результаты обучения в виде «знать, уметь, владеть» |
1 | 2 | 3 | 4 |
1. | Теоретико-методологические аспекты современного спорта высших достижений в ракурсе теории творчества. | Методологические аспекты построения теории подготовки спортсменов и современная система знаний: дифференциация знаний в двенадцати разделах современной теории подготовки спортсменов в олимпийском спорте на различных иерархических уровнях; двенадцать направлений совершенствования системы подготовки спортсменов (по В. Н. Платонову). Высшие спортивные достижения как объект системного анализа: спортивные соревнования, спортивные результаты, структура спортивных достижений, ценности, динамика, современный уровень и прогнозирование высших спортивных достижений (по Ю. Ф. Курамшину). | - Знать актуальные теоретико-методологические аспекты спорта высших достижений в ракурсе теории творчества. |
2. | Творчество: понятия, структура, теории, механизмы и этапы формирования, методы изучения. | Творчество, талант, ремесло, мастерство, вдохновение, гениальность: определения, признаки, механизмы формирования. Психоаналитическая теория творчества (З. Фрейд, К. Г. Юнг), когнитивная теория творчества Дж. Келли, компенсационная теория творчества А. Адлера, теория развития творческой личности (Г. С. Альтшуллер). Теория творческих процессов [по А. Г. Ющенко; механизмы творчества Природы (синтетическая теория эволюции), интеллекта человека (взаимодействие сознания и подсознания по работам Ганса Селье и Анри Пуанкаре), коллектива индивидуумов (метод «мозгового штурма»), логической машины Раймонда Луллия, генетических алгоритмов] и антропологическая теория творчества (по А. Н. Петрову и В. Н. Петровой). Наследственные задатки и способности: общепсихологический и дифференциально-психологический (личностно-деятельностный и функционально-генетический) подходы. Классификация способностей: общие и специальные способности; двухфакторная теория способностей Ч. Спирмена; полифункциональность способностей; склонности и способности. Одарённость и её виды: психомоторная, интеллектуальная, творческая, академическая, социальная и духовная. Идеалистические теории способностей: биологическая теория одарённости; теория социальной обусловленности способностей; теория биосоциальной обусловленности способностей. Психологическая характеристика творческого процесса: этапы творческого процесса; инсайт; типы творцов и стили творческой деятельности; факторы, затрудняющие творческий процесс; методы изучения творческого процесса. Воображение (фантазия): пассивное и активное (воспроизводящее и творческое); мечта; приёмы воображения; возрастные особенности. Креативность как интегральная творческая способность: конвергентное и дивергентное мышление; виды креативности; креативность и интеллект; креативность и генетические задатки; прогноз достижений по уровню креативности; диагностика креативности. Современные концепции детской одарённости: направления в изучении проблемы одарённости (психофизиологическое, психогенетическое, тестологическое, проведение лонгитюдных исследований, общепсихологическое, разработка принципов и методов идентификации одарённых детей, динамический подход); модели одарённости; факторы и структура одарённости. | - Знать понятия, структуру, основные теории, механизмы и этапы формирования, а также методы изучения творчества; - Уметь принимать нестандартные решения в виртуальных (моделированных) условиях различных видов деятельности за счёт реализации творческого подхода. |
1 | 2 | 3 | 4 |
3. | Спортивная деятельность в контексте теории творчества: концептуальные положения. | Генетические аспекты спортивной успешности: наследственные влияния на функциональные возможности и физические качества спортсменов, генетические маркеры спортивных задатков, взгляды генетиков на тренируемость спортсменов, спортивная специализация и стиль соревновательной деятельности в контексте спортивной генетики. Спорт как творчество: активные методы обучения в спорте, вдохновение и импровизация тренера, виды творческой деятельности и техническое творчество в физической культуре (в спорте), творческое самочувствие спортсменов, индивидуальный стиль деятельности и личностные качества тренера, критерии оценки, мотивы и структурные компоненты педагогического творчества тренера, моторное творчество, спортивная одарённость, творческий подход к профессиональной деятельности в спорте, творческая активность в спорте и факторы её обусловливающие. Ю. П. Власов «Справедливость силы»: подражание в спорте, узкая специализация и эрудиция, тренировки как способ постижения творческой сути спорта и одухотворения спортсмена; гибкость в достижении цели. Спорт как искусство: спорт как «высшая потребность духа», красота и спорт, эстетика и спорт, идеалы телесной красоты в разные исторические эпохи и в разных культурах. Б. Лоу «Красота спорта»: естественная красота атлета, взаимоотношения спорта и искусства, спорт и исполнительские искусства, артистичность спортсмена, неопределяемые (единство, гармония, форма, динамика, плавность, изящество, ритм, уравновешенность, усилие, наслаждение усилием) и определяемые («быстрее, выше, сильнее», сила, скорость, риск, точность, мощь, наслаждение, стратегия) параметры красоты спорта, эстетическая оценка выдающихся достижений в спорте, эмпирические исследования красоты спорта. Пути определения, развития и совершенствования одарённости и творческих способностей в спорте: факторы спортивного отбора и спортивного набора, критерии спортивной одарённости (педагогический, соматометрический и психофизиологический), спортивные семьи, возможности применения методов развития и совершенствования спортивных способностей. Реализация творческих способностей спортсменов в многообразии модификации техник соревновательных упражнений: модельные характеристики соревновательных упражнений и диапазон возможностей их творческой индивидуализации (на примерах разных видов спорта). М. Фельденкрайз «Искусство движения. Уроки мастера»: винтовое движение к полу, продумывание и выполнение, движения плеча, ползание и ходьба, рёбра и перекатывание, круговые движения руками / бедром, движения глаз, челюсть, язык и агрессия. А. Лоуэн «Удовольствие: творческий подход к жизни»: творчество и самосознание, утрата целостности, самореализация; «Психология тела: биоэнергетический анализ тела»: духовность и грация, энергия, дыхание, благодарное тело (утрата грации), ощущения и чувства, заземление (связь с реальностью), структурная динамика тела. | - Знать интерпретацию концептуальных положений спортивной деятельности в контексте теории творчества; - Уметь создавать (придумывать и детально разрабатывать) новые элементы (структурные компоненты / виды) системы подготовки спортсменов (цели, задач, средств, методов, форм, планирования и результатов спортивной тренировки; способов контроля и учёта успешности спортивной деятельности; задач, средств, методов, структуры и построения многолетней подготовки спортсменов в процессе тренировки по её видам; функций, действий, поступков, поведения, деятельности, ценностных ориентаций, решений тренеров, спортсменов, судей); - Владеть опытом продуцирования творческих идей для повышения эффективности тренерской, научно-педагогической и научно-исследовательской деятельности в спорте высших достижений; - Владеть опытом публичного выступления с докладом по результатам научного исследования современных проблем творчества тренера и спортсмена в спорте высших достижений [в том числе, опытом защиты избранных творческих взглядов (продуцирования научных идей в публичной обстановке) в научной дискуссии на закрытом учебно-методическом семинаре молодых учёных (либо на учебно-методической конференции, либо перед научной аудиторией)]. |