Учебно-методическое обеспечение дисциплины. Основы нейрофизиологии и высшей нервной деятельности

Основы нейрофизиологии и высшей нервной деятельности

(заочная форма обучения)

Примерный перечень тем контрольных работ

1. Электрогенез: история изучения и открытий.

2. Механизмы биоэлектрических явлений.

3. Современная теория мышечного сокращения.

4. Строение синапса.

5. Физиология ретикулярной формации.

6. Функции мозжечка.

7. Функции гипоталамуса.

8. Функции зрительного бугра.

9. Физиология больших полушарий головного мозга.

10. Физиология вегетативной нервной системы.

11. Межполушарная асимметрия головного мозга.

12. Методы исследования высшей нервной деятельности у человека и животных.

13. Механизмы образования уловного рефлекса.

14. Процессы торможения в коре головного мозга.

15. Рефлекторная теория деятельности нервной системы.

16. Инстинкты и их роль в процессе жизнедеятельности.

17. Свойства корковых процессов возбуждения и торможения.

18. Доминанта и ее значимость в условно-рефлекторной деятельности.

19. Аналитико-синтетическая деятельность коры головного мозга.

20. Понятие о сигнальных системах. Специфические особенности ВНД человека.

21. Типы высшей нервной деятельности.

22. Темперамент и его типологические особенности.

23. Изменения ВНД под влиянием различных факторов внутренней и внешней среды организма.

24. Методы нейрофизиологических исследований.

25. Гипноз: сон или бодрствование?

26. Нейрофизиологические особенности организации движений у леворуких.

27. Потребность как социальная и биологическая категории.

28. Мотивация и доминанта.

Методические указания по подготовке контрольной работы

Контрольная работа включает анализ опубликованной литературы по проблеме, то есть систематизированное изложение чужих обнародованных мыслей с указанием на первоисточник и в обязательном порядке с собственной оценкой изложенного материала. Студент обязан показать самостоятельную творческую работу.

Источником для написания контрольной работы может быть любое опубликованное произведение, включая работы в Интернете (с указанием точного адреса веб-страницы), а также интервью, которое автор реферата взял у того или иного специалиста (с обязательным указанием даты и места интервью).

Все цитаты и любые не общеизвестные сведения (мнения специалистов, цифры, факты, и пр.), почерпнутые из этих источников, должны иметь свои ссылки или сноски. Переписанные без ссылок и сносок монографии, учебники, рефераты, статьи из журналов расцениваются как неудовлетворительная работа. Минимальное количество источников – пять, причем статьи и заметки из газет и ненаучных журналов, конспекты лекций и семинарских занятий источниками не признаются.

Рекомендуемый объем контрольной работы – от 10 до 25 машинописных страниц, не считая титульного листа и страницы с указанием использованной литературы.

Контрольная работа должна быть сдана не позже оговоренной с преподавателем даты.

Учебно-методическое обеспечение дисциплины

Рекомендуемая литература

а) Основная литература:

1. Беляков В.И. Практикум по нормальной физиологии [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Беляков В.И., Громова Д.С.— Электрон. текстовые данные.— Самара: РЕАВИЗ, 2011.— 93 c. http://www.iprbookshop.ru/10146.— ЭБС «IPRbooks».

2. Камкин, А. Г. Атлас по физиологии: учебное пособие: в 2-х т. Т. 1 / А. Г. Камкин, И. С. Киселева. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2013. - 408 с.

3. Караулова, Л. К. Физиология: учебное пособие / Л. К. Караулова, Н. А. Красноперова, М. М. Расулов. - М.: Академия, 2009. - 384 с.

4. Лысова, Н.Ф. Анатомия и физиология человека: учебное пособие / Н. Ф. Лысова, Г. А. Корощенко, С. Р. Савина. - Новосибирск: Арта, 2011. - 272 с.

5. Савченков Ю.И. Возрастная физиология (физиологические особенности детей и подростков): учебное пособие для студентов педагогических вузов / Ю. И. Савченков, О. Г. Солдатова, С. Н. Шилов. - М.: Владос, 2013. - 143 с. http://www.iprbookshop.ru/14167.— ЭБС «IPRbooks».

6. Смирнов, В. М. Физиология сенсорных систем и высшая нервная деятельность: учебное пособие/ В. М. Смирнов, С. М. Будылина. - 4-е изд., стер. - М.: Академия, 2009. - 336 с.

7. Столяренко, А. М. Физиология высшей нервной деятельности для психологов и педагогов: учебник/ А. М. Столяренко. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. - 463 с.

8. Физиология человека и животных: учебник / В. Я. Апчел [и др.]; ред.: Ю. А. Даринский, В. Я. Апчел. - М.: Академия, 2011. - 448 с.

б) Дополнительная литература:

1. Алейникова Т.В., Думбай В.Н., Кураев Т.А., Фельдман Г.Л. Физиология центральной нервной системы. - Ростов на Дону, 2008.

2. Н.Н. Данилова, А.Л. Крылова. Физиология высшей нервной деятельности. Ростов на Дону: Феникс, 2002.- 478 с.

3. Нормальная физиология. Учебник, 2005, ред. Орлов Р.С.

4. Пенроуз Р. Тени разума. В поисках науки о сознании. Москва-Ижевск: Институт компьютерных исследований. 2005.

5. Смирнов, В. М. Нейрофизиология и высшая нервная деятельность детей и подростков: учебное пособие/ В. М. Смирнов. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Академия, 2007. - 464 с.

6. Соколов Е.Н. Восприятие и условный рефлекс. Новый взгляд. М.: УМК «Психология». 2003.

7. Учебно-методическое пособие для студентов по основам нейрофизиологии и ВНД. Под ред. проф. Савченкова Ю.И. и Шилова С.Н. – Красноярск, 2010.- 240 с.

Образец титульного листа

Наши рекомендации