Место учебной практики в структуре ОП ВО
ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
Наименование учебной практики ____Педагогическая__________________
________________
________________
Рекомендуется для направления подготовки/специальности
________ 37.03.01 «Психология»____________
(указываются код и наименование направления подготовки (специальности))
Направленность программы (профиль)
«Психология»
(наименование образовательной программы в соответствии с направленностью (профилем))
Квалификация выпускника _______бакалавр__________________
указывается квалификация выпускника в соответствии с приказом Минобрнауки Росси от 12.09.2013г. №1061)
Цели учебной практики ______Педагогическая______________________________
Целью учебной практики ____педагогической______________ является
формирование профессиональных педагогических компетенций (навыков), связанных с проектированием и реализацией учебно-воспитательного процесса преподавания психологии в системе среднего образования.
(Указываются цели учебной практики, соотнесенные с общими целями ОП ВО, направленные на закрепление и углубление теоретической подготовки обучающегося и приобретение им практических навыков и компетенций в сфере профессиональной деятельности).
Задачи учебной практики ________Педагогическая____________________________
Задачами учебной практики __________педагогической________ являются
- знакомство студентов с содержанием, формами и технологиями обучения в системе среднего образования;
- формирование навыков планирования и проведения учебной, учебно-методической, учебно-воспитательной и диагностической работы в группах учащихся средних учебных заведений;
- выработка у студентов навыков самостоятельного анализа занятий;
- углубление и закрепление теоретических знаний студентов по психологии, педагогике, педагогической психологии и методике преподавания психологии в системе среднего образования;
- организация условий применений полученных ими знаний на практике;
- развитие профессиональной рефлексии;
- обеспечение готовности к профессиональному самосовершенствованию, развитию инновационного мышления и творческого потенциала, педагогических способностей;
- приобретение опыта просветительской деятельности с целью повышения уровня психолого-педагогической культуры общества;
- привитие студентам интереса к педагогической деятельности;
- развитие навыков диагностической и коррекционной работы, оформления документации.
____________________
(Указываются конкретные задачи учебной практики, соотнесенные с видами и задачами профессиональной деятельности)
Место учебной практики в структуре ОП ВО
Педагогическая практика является обязательной частью основной образовательной программы подготовки бакалавров. Педагогическая практика включена в раздел М3 Практика и научно-исследовательская работа.
Педагогическая практика закладывает основы организации педагогической деятельности преподавателя в системе среднего образования. Сформированные во время практики компетенции обеспечивают эффективное освоение компонентов педагогической деятельности. педагогическая практика направлена на формирование компетенций для решения практических задач в сфере профессиональной педагогической деятельности.
Педагогическая практика базируется на изучении следующих дисциплин: «Педагогика», «Методика преподавания психологии в системе среднего образования», «Общая психология», «Возрастная психология», «Социальная психология», «Психология личности», «Общий психологический практикум», «Спецпрактикум по социальной психологии», «Педагогическая психология».
_________
(Указывается циклы (разделы) ОП ВО, предметы, курсы, дисциплины, учебные практики, на освоении которых базируется данная практика. Дается описание логической и содержательно-методической взаимосвязи данной практики с другими частями ОП ВО.
Указываются требования к «входным» знаниям, умениям и готовностям обучающегося, приобретенным в результате освоения предшествующих частей ОП ВО и необходимым при освоении данной практики.
Указываются те теоретические дисциплины и практики, для которых прохождение данной практики необходимо как предшествующее).
Формы проведения учебной практики _____________________________________
полевая
__________
(Указываются формы проведения практики. Например, полевая, лабораторная, заводская, архивная и т.д.).
Место и время проведения учебной практики _______________________________
Практика проводится на 3 курсе бакалавриата во 2 семестре в течение 2 недель на базе средних учебных заведений.
_____
(Указываются место проведения практики, объект, организация и т.д. Указывается время проведения практики).
Компетенции обучающегося, формируемые в результате прохождения учебной практики ______педагогическая_____________________ .
В результате прохождения данной учебной практики обучающийся должен приобрести следующие практические навыки, умения, универсальные и профессиональные компетенции:
Процесс прохождения практики направлен на формирование следующих компетенций:
Общекультурные компетенции (ОК) | ||
ОК-7 | способностью к самоорганизации и самообразованию | |
Профессиональные компетенции (ПК) | ||
ПК-2 | способностью к отбору и применению психодиагностических методик, адекватных целям, ситуации и контингенту респондентов с последующей математико-статистической обработкой данных и их интерпретацией | |
В педагогической деятельности | ||
ПК-10 | способностью к проектированию, реализации и оценке учебно-воспитательного процесса, образовательной среды при подготовке психологических кадров с учетом современных активных и интерактивных методов обучения и инновационных технологий | |
ПК-11 | способностью к использованию дидактических приѐмов при реализации стандартных коррекционных, реабилитационных и обучающих программ по оптимизации психической деятельности человека | |
ПК-12 | способностью к просветительской деятельности среди населения с целью повышения уровня психологической культуры общества | |
____________
(Указываются практические навыки, умения, универсальные и профессиональные компетенции, приобретаемые на данной практике)
Структура и содержание учебной практики _______педагогическая______________
Общая трудоемкость учебной практики составляет _____ зачетных единиц _______ часов.
№ п/п | Разделы (этапы) практики | Содержание раздела | Трудоемкость | Формы текущего контроля |
Организационный этап | Установочная конференция | Устный опрос, выявляющий усвоение основных положений (подпись в бланке инструктажа) | ||
Ознакомление с целями, задачами, содержанием, сроками и порядком прохождения практики, характером отчетности, требованиями, принципом оценки работы. Распределение учащихся по базам практик, знакомство с методистами, выбор старост групп. | ||||
Ознакомительный этап | Ознакомление с документами, регламентирующими работу психолога в образовательном учреждении. Изучение и анализ материально-технической и методической оснащенности кабинета (рабочего места) психолога Ознакомление с обучающими, развивающими и коррекционными программами, используемыми психологом в образовательном учреждении Наблюдение и анализ уроков, наблюдение проведения психологической диагностики, тренинговых, психокоррекционных и психопрофилактических занятий | Письменное описание в дневнике практиканта за подписью руководителя практики от организации Протокол наблюдения и анализа урока (занятия): фиксируется в дневнике практики и подписывается учителем, проводившим урок Схема диагностики (методики, процедура проведения, оформление результатов). Фиксируется в дневнике практики. Руководитель со стороны организации расписывается. Контроль посещения занятий, проверка дневников практики. | ||
Учебная работа | Проведение просветительского мероприятия: выступление /презентация по актуальным для участников образовательного процесса (учащиеся, родители, педагоги) темам. Обсуждение проведенного мероприятия. | Проверка планов-конспектов мероприятия. Протокол обсуждения мероприятия, заверенный подписями руководителей практики с рекомендуемыми оценками. Контроль посещения занятий, анализ проведенных занятий. | ||
Методическая работа | Изучение методической литературы, рабочих программ по психологическим дисциплинам в средних учебных заведениях. Подбор и анализ основной и дополнительной литературы в соответствии с тематикой и целями планируемых занятий. Подготовка учебно-методических материалов для проведения занятий. Разработка плана-конспекта занятия. | Контроль посещения занятий, проверка методических материалов, дневников. | ||
Диагностическая работа | Проведение диагностики личности и группы (включая социометрию) Обработка и интерпретация полученных данных. Написание психологической характеристики учащегося / классного коллектива с разработкой рекомендаций | Проверка характеристик учащегося и классного коллектива. | ||
Воспитательная работа | Подготовка и проведение воспитательного мероприятия с последующим анализом. | Проверка плана-конспекта воспитательного мероприятия с отчетом о его проведении. | ||
Заключительный этап | Подготовка отчетных документов. Заключительная конференция. Подведение итогов практики. Анализ эффективности практики. Оценка результатов практики. | Проверка отчетных документов. |
За время практики студенту необходимо выполнить следующие задания (инвариантная часть):
- проанализировать урок
- провести внеклассное мероприятие по предмету (мероприятие может проводиться в виде этической беседы, круглого стола, диспута, дискуссии и др.);
- проанализировать проведенное мероприятие
- дать характеристику классного коллектива
- дать характеристику личности обучающегося
Вариативная часть заданий определяется руководителями практики от организации самостоятельно с учетом запроса работодателей. Определяется содержание индивидуального задания. По окончании практики студенты составляют отчет.
Примечание: к видам учебной работы на учебной практике могут быть отнесены: ознакомительные лекции, инструктаж по технике безопасности, мероприятия по сбору, обработке и систематизации фактического и литературного материала, наблюдения, измерения и др., выполняемые как под руководством преподавателя, так и самостоятельно.