Упражнения для развития понимания
Причинно-следственных связей,
Установления последовательности событий
И ранжирования объектов.
Формирование этих качеств необходимо начинать с анализа ситуаций и событий, с которыми каждый человек может столкнуться в своей повседневной жизни. Например, проанализировать (а лучше продемонстрировать) вместе с ребёнком, что произойдёт с растением, если его не поливать, или почему варёное яйцо может быть всмятку или вкрутую
Назови причину и следствие
Объяснить ребёнку, что у всего того, что происходит в мире, есть причина и следствие, т.е. всегда есть ответ на вопрос: «Почему так бывает?
Попросите ребёнка назвать причину:
- Наводнения (пример ответа: таяние снега, разлив реки;
- Гололёда;
- Почки распустились;
- Живот болит;
- Мама сердится;
- Пылесос работает и т.д.
Важно показать ребёнку разнообразие последствий из одного и того же события.
Расставь события по порядку
Вначале предложить ребёнку расставить по порядку в виде отдельных картинок известные ему события:
- Я ложусь спать, Я обедаю; Я смотрю телевизор; Я иду в детский сад; Я чищу зубы.
- Листья зеленеют; Цветы желтеют; Созревают ягоды; Зарядили дожди, Идёт снег.
- Через год. Послезавтра. Три дня назад. Сегодня.
Подбери слово
Попросить ребёнка (соответственно его возрасту) подобрать слово, которое должно следовать вслед за предложенным словом:
Первый –
Метель –
Январь –
Зима –
Июль –
Почка –
Цыплёнок –
Лето –
Дождь –
Завтрак –
Седьмой –
Молния –
Гусеница и т.д.
Послушай и перескажи.
Ребёнку предлагают после воспринятого текста сначала разделить его на части, а затем дать название каждой из них , а потом пересказать. На последующих этапах идёт работа над пониманием пословиц, поговорок, идеоматических выражений, морали, басен.
Ранжирование
Объяснить ребёнку что такое ранжирование и попросить его разложить по определённому признаку (форме, фактуре, оттенкам цвета, величине, скорости, плавности, количеству букв ит.д.). Например: «Говорить – шептать – кричать – молчать». Такие упражнения помогают ребёнку преодолеть проблемы контактов с людьми и в учёбе
Игры на Формирование понимания многозначности слов,
Иерархических понятий и обобщающей функции слова.
Эффективными упражнениями для решения этих задач является подбор аналогий, метафор, синонимов, антонимов, которые сначала осуществляются на наглядном материале, а затем - и на словесном.
Закончи предложение
Ребёнку предлагается продолжить предложение, выбрав наиболее подходящее слово.
– У дерева всегда есть (листья, цветы, плоды, корень)
- У платья всегда есть (подол, карман, рукава, пуговицы),
- У картины всегда есть (художник, рама, подпись).
Классификация по зрительному образцу
Для данного упражнения можно использовать детское лото Разложить все картинки на столе и предложить ребёнку подобрать к одной из них (например яблоку) все картинки похожие (по разным признакам) на неё. Затем предложить назвать каждую картинку и объяснить, почему она была выбрана.
Разложи по группам
Ребёнку предлагается 20 – 40 картинок, которые он должен разложить на обобщённые группы, дать название каждой группе и перечислить все её составляющие.
Найди сходство и различие
Ребёнку даются пары предметов, в которых он должен отметить общее и разное. Например: соловей – воробей, лето – зима, стул – диван, берёза – ель,
заяц – кролик, очки – бинокль и т.д.
Исключи лишний признак.
- зимний, летний, осенний, июньский, весенний.
- красный, синий, красивый, желтый, зелёный.
- деревянный, стеклянный, железный, ветхий.
- старый, высокий, молодой, пожилой, юный.
- сладкий, солёный, горький, кислый, жарены
Многозначность слов
Ребёнку предлагается придумать как можно больше предложений с заданным словом: Например, со словом «летать». Летать можно во сне, на самолёте, на дельтаплане, как птица, как снег, высоко, быстро, стремительно и т.д.
Омонимы
Придумай слово, которое обозначало бы то же самое:
Ткань - ….; родник - ….; отмычка -……; наклонная поверхность - ……; нежность - …..: залив - ……..; скамья - ……..; магазин - ……;