Исследовательские проекты
Включают методы экспериментального научного исследования: аргументация актуальности темы, определение проблемы, предмета, объекта, задач исследования, выдвижение предположения, проверяемого опытным путем, обсуждение результатов, формулировка выводов. Например, проект «Капелька»: группировка способов использования воды, домашние исследования бытовых затрат (диаграммы), установление контроля за кранами, постов у водоемов, рисование плакатов
Творческие
Нет четкой структуры. Реализуются в соответствии с жанром результата и интересами детей, поэтому заранее прогнозируются итоги и форма их представления (праздник, драматизация, выпуск газеты и т.д.). Наиболее типичны проекты праздников, например «День леса»
Игровые
Основа — ролевая деятельностьдетей, обусловленная характером и содержанием проекта (литературные, сказочные персонажи, выдуманные герои, имитация социальных и деловых отношений и т.д.). Дети пишут сценарии миниатюр, отражающих заданную заранее природоведческую проблему
Информационные
Цель— сбор информации об определенном природном объекте или явлении, ее анализ, обобщение фактов, представление аудитории в форме доклада, реферата, газеты. Допускается проведение игр-конференций, с выступлением перед сверстниками, школой, родителями
Практические
1. Ориентир — социальные интересы детей. Результат — социально значимое дело: проект экологической тропы, выпуск справочника-определителя местных растений для малышей
Реализация проектной деятельности, таким образом, предполагает специальную подготовку педагогов и школьников. От учителя требуется: умение отобрать наиболее интересные и практически значимые проекты; владение достаточным арсеналом исследовательских, поисковых методов; умение организовать самостоятельную исследовательскую работу детей; переориентация учебно-воспитательной работы по предмету на приоритет разнообразных видов самостоятельной деятельности учащихся, в том числе индивидуальной, парной, групповой исследовательского, поискового и творческого характера (учитель как режиссер-консультант); владение искусством коммуникации (дискуссионные формы, способность генерировать идеи, создание устойчивого положительного настроя) и информационной грамотностью; умение интегрировать знания из различных областей. Ребенку необходимо обладать: знанием основных исследовательских методов и умением их использовать на практике (анализ литературы, поиск источников информации, сбор и обработка данных, научная трактовка полученных результатов, видение проблем, методов их решения, выдвижение гипотез); компьютерной грамотностью; коммуникативными навыками; умением интегрировать ранее полученные знания для решения познавательных задач.
Вместе с тем возможности использования данной технологии в процессе изучения естествознания достаточно широки. Так, в целях повышения исследовательской активности детей на практике изучаются возможности ее применения в домашнем обучении дошкольников и младших школьников1, строящемся на ряде положений:
а) взаимные потребности, интересы и личные желания детей и взрослых как основа работы; отсутствие жесткой тематической и методической регламентации, необходимости дублировать школьный материал;
б) двоякость формы проведения исследовательского обучения в домашних условиях — как специального действа или как органического продолжения постоянного общения «взрослый — ребенок»;
в) роль родителей — сделать такого рода исследования полезными и безопасными, помочь детям в их проведении (первое время — на всех этапах: при выборе предмета исследования, поиске методов его изучения, сборе и обобщении материала, доведении процесса до логического завершения);
г) использование в домашней работе традиционной структуры исследования;
д) соблюдение взрослыми в процессе работы правил: творчески подходить к ее проведению, не сдерживать инициативу детей, по мнить о главном «педагогическом» результате (не выполнять за ребенка то, что он может сделать или научиться сделать самостоятельно), не спешить с вынесением оценочных суждений (лучше десять раз похвалить ни за что, чем один раз ни за что раскритиковать), обращать внимание на основные связи между предметами, событиями и явлениями (учить их прослеживать, формировать навыки самостоятельного решения проблем исследования, стараться обучать умениям анализа — синтеза — классификации информации);
е) системный подход к домашнему исследовательскому обучению в целом.