Общение как процесс обмена информацией, восприятия
Взаимодействия людей
Если процесс общения состоится на одном языке, то произойдет обмен информацией, иначе он исказится. Но, даже понимая одну и туже знаковую систему, люди могут по-разному ее трактовать из-за индивидуальных различий, т.е. могут возникать коммуникативные барьеры. Они носят социальный или психологический характер. Социальными барьерами могут выступать политические, религиозные, профессиональные и т.п. факторы. Одними из психологических барьеров являются барьеры в миропонимании, мироощущении и т.д. Например, персональное пространство на Ближнем Востоке несколько меньше принятого в Европе или Северной Америке. Некоторые европейцы чувствуют себя неловко, когда арабы становятся слишком близко к ним. Это барьер носит социальный характер, являющийся аспектом культуры народа Ближнего Востока и ничего больше [27, С.209]. Особенности в миропонимании показывает пример с коровой - это священное животное для индийцев, а для нас обычное животное, дающее вкусное мясо.
Общение как восприятие людьми друг друга. Процесс восприятия называют перцепцией. На основе поведения мы, по мнению Рубинштейна, как бы «читаем» другого человека, расшифровываем значение его внешних данных. Редко мы воспринимаем людей объективно, в силу своих индивидуальных особенностей. Впечатление играет важную роль: регулятивную, т.е. познавая другого, формируется сам познающий индивид; от меры точности «прочтения» другого человека зависит успех организации с ним согласованных действий.
Представление о другом человеке тесно связано с уровнем собственного самосознания: чем больше в деталях человек знает о самом себе, тем более полно раскрывается другой человек. Причем в процессе общения участвуют как минимум два человека, а у каждого есть свои цели, мотивы, ценности, потребности. Процесс восприятия включает два механизма – идентификации – соотнесение собеседника с самим собой и рефлексии – понимание другого человека на основе анализа его поведения и качеств.
Типичные ошибки рефлексивного понимания.
1. Эффект структурирования – объединение нескольких признаков в структуру, по нескольким признакам – вывод о человеке.
2. Эффект ореола – склонность объяснять все поведение человека на основе тех качеств, которые на наш взгляд, являются у него главными.
3. Эффект первичности – первое впечатление самое прочное.
4. Эффект проекции – приписывание другому человеку своих качеств и переживаний.
5. Эффект последней информации.
6. Стереотипы [29, С. 109].
Общение как процесс взаимодействия.«Интерактивная сторона общения» - этот термин, обозначает характеристику тех компонентов общения, которые связаны со взаимодействием людей, с непосредственной организацией совместной деятельности.
Выделяют следующие типы взаимодействий: кооперация и конкуренция. Это два противоположных взаимодействия. Кроме них говорят о согласии и конфликте, приспособлении и оппозиции, ассоциации и диссоциации и т.д. В первом случае организация совместной деятельности, а во втором попадают взаимодействия «расшатывающие» совместную деятельность, представляющие совместного рода препятствия для нее.
Кооперация – обозначают координацию единичных сил участников (упорядочивание, комбинирование, суммирование этих сил).
Конкуренция – концентрация анализа на столкновении целей, интересов, позиций.
6.4. Конфликт: понятие, типы, стратегии поведения и способ предупреждения
Конфликт — наличие противоречия, разногласия интересов, потребностей и целей, нарушающее нормальное взаимодействие людей, препятствующее достижению их целей, приводящее к противоборству [28, С.437].
Типы конфликтов: внутриличностные, межличностные, между личностью и группой, межгрупповые, социальные.
Причины конфликтов: в различных целях, интересах, способах достижения цели, мнениях, психологических особенностях. Конфликтогенами могут выступать слова, действия, благодаря им могут возникать конфликты помимо желания человека.
Стратегии поведения в конфликтных ситуациях [28, С. 437]:
1. Настойчивость, принуждение (достижение своей цели любым способом, агрессивность, использование власти);
2. Уход (уклонение) (стремление уйти от конфликта);
3. Приспособление, уступчивость (отказ от борьбы, от своих интересов);
4. Компромисс (взаимные уступки, «половинчатый решения»);
5. Сотрудничество (решение проблемы) (учесть законные интересы друг друга и найти взаимоприемлемое решение).
Шаги решения конфликта:
1. выявить скрытые и явные причины конфликта (что является предметом разногласий);
2. выявить, какие интересы, желания у конфликтующих;
3. понять доводы, аргументы, интересы оппонента;
4. эмоциональная выдержка, сохранить позитивное отношение к оппоненту (дайте партнеру «выпустить пар агрессии» - самому вести себя спокойно; не давайте партнеру отрицательных оценок, а говорите о своих чувствах);
5. отделить отношения и эмоции от самой проблемы (оба спокойно обоснуйте свои претензии, факты, желаемые конечные результаты, свои варианты решения проблемы, устранив неприязненное отношение друг к другу);
6. искать разумное и справедливое решение проблемы с учетом законных прав и интересов обеих сторон (каким может быть справедливое решение? Какие варианты справедливого решения?)
Нельзя в конфликтной ситуации:критически оценивать партнера,приписывать ему низменные или плохие намерения,демонстрировать знаки превосходства,обвинять и приписывать ответственность за конфликт только оппоненту,игнорировать его интересы, видеть все только со своей позиции, уменьшать вклад и заслуги оппонента, преувеличивать свои заслуги, раздражать, кричать, нападать, задевать «болевые точки» оппонента, обрушивать на оппонента множество претензий.
Одним из способов предвидеть конфликтную ситуацию являетсятрансактный анализ, разработанный Эриком Берном. Трансактный анализ общения выделяет три основные ролевые позиции, которые сосуществуют в каждом человеке: Родителя, Взрослого и Ребенка, которые могут неоднократно сменять одна другую в течение дня, или одна из них может преобладать в поведении человека. С позиции Ребенка человек смотрит на другого как бы снизу вверх, с готовностью подчиняется, испытывая радость от того, что его любят, но одновременно с присутствием чувства неуверенности, беззащитности. Эта позиция, являясь основной в детстве, нередко встречается и у взрослых.
Так, иногда молодая женщина в общении с мужем хочет почувствовать себя вновь девчонкой, оберегаемой от всяческих невзгод. Муж в таком случае выступает с позиции Родителя, демонстрируя уверенность, покровительство, но одновременно и безапелляционность, приказной тон. В другое время, например, общаясь со своими родителями, он сам занимает позицию Ребенка. Или диалог между продавцом и покупателем.
Покупатель: Жидкокристаллический телевизор фирмы «Сони» с диагональю 23 дюйма сколько стоит?
Продавец: Вам эта модель «не по карману»!
Покупатель: Вот ее я и возьму!
В этом примере, демонстрируется роль продавца на уровне Родителя, а роль покупателя на уровне Ребенка.
Общение эффективно, если идет на уровне Взрослый – Взрослый, предусматривающее спокойный тон, выдержку, солидность, ответственность за свои поступки, равноправие в общении.
С позиции Родителя «играются» роли старого отца, старшей сестры, внимательного супруга, педагога, врача, начальника, продавца, говорящего «Зайдите завтра». С позиции Взрослого – роли соседа, случайного попутчика, сослуживца, знающего себе цену и др. С позиции Ребенка – роли молодого специалиста, аспиранта-соискателя.
В позиции «Родителя» могут быть две разновидности: 1) «карающий Родитель» - указывает, призывает, критикует, карает за непослушание и ошибки; 2) «опекающий Родитель» - советует в мягкой форме, защищает, опекает, помогает, поддерживает, сочувствует, жалеет, заботится, прощает ошибки и обиды.
В позиции «Ребенка» выделяют: «послушного ребенка» и «бунтующего ребенка» (ведет себя: Не хочу! Не буду, отстаньте! А тебе какое дело?).
Общение Родителя и Взрослого динамично: либо Взрослый своим спокойным, независимым, ответственным поведением собьет спесь с Родителя и переведет его в равноправную Взрослую позицию, либо Родитель сумеет подавить собеседника и перевести его в позицию подчиняющегося или бунтующего Ребенка.
Общение Взрослого и Ребенка столь же динамично: либо Взрослый сумеет побудить Ребенка серьезно и ответственно отнестись к обсуждаемой проблеме и перейти в позицию Взрослого, либо беспомощность Ребенка спровоцирует переход Взрослого к позиции опекающего Родителя. Общение Родителя и Ребенка взаимодополняемо, поэтому часто реализуется в общении, хотя может носить как спокойный характер («послушный Ребенок»), так и конфликтный («бунтующий Ребенок»).
Рассмотрим диалог между мужем и женой.
Муж: Где мои носки?
Жена: Сам ищи! Где вчера оставил, там и лежат!
Обращение мужа к жене – называется стимулом, ответ жены на вопрос мужа – реакция. В совокупности стимул и реакция составляют единицу общения, которую Э.Берн назвал трансакция. Учитывая три уровня (Взрослый, Родитель, Ребенок) и двух субъектов общения, можно представить трансакцию на рис. 3.
|
|
Далее диалог может развиваться в разных направлениях. Муж может ответить: «Ты жена и должна мне одежду готовить заранее!» или «Может ты видела, где я раздевался». В первом случае, муж принимает уровень Родителя и поставит жену в позицию Ребенка. Примет ли она ее? Если нет, то произойдет пересечение стимула и реакции, что приведет к конфликту.
Знания и умения пользоваться вышеизложенным является необходимым и достаточным условием для бесконфликтного общения.
Тема №7. Понятие группы и коллектива | ||
Основные вопросы темы: 7.1. Группа и ее структурная организация 7.2. Факторы образования, функционирования и развития группы 7.3. Межличностные отношения в группе 7.4. Лидерство и конфликт в малой группе 7.5. Методы диагностики основных социально-психологических явлений в малых группах. | ||
Задачи изучения темы: ü выявить специфику малой группы, трудового коллектив; ü определить основные факторы и принципы формирования коллектива; ü отметить роль руководителя в работе коллектива и сформулировать принципы его взаимоотношений с сотрудниками; ü описать основные методы изучения коллектива. |