Основные виды деятельности студентов
При изучении дисциплины следует предусмотреть организацию различных видов деятельности студентов:
- Самостоятельная работа на лекциях приобретают знания по методологии педагогики и научно-педагогического исследования.
- Самостоятельный анализ курсовых и дипломных работ, автореферат кандидатских диссертаций, анализ формулировок методологических характеристик исследования.
- Работа в малых группах по формулированию тем гипотетических или реальных курсовых и дипломных работ, соответствующих выбранным темам и обоснование методологических характеристик на практических занятиях.
- Проектирование экспериментальной работы по выбранной теме, составление программы эксперимента, разработка анкеты, опросников и пр.
- Оформление результаты своей деятельности.
* Методические рекомендации по изучению дисциплины
Изучение дисциплины призвано обеспечить формирование активной творческой личности современного учителя, развитие его научного мышления, способностей и индивидуальности, познавательной активности, умений и навыков, необходимых для осуществления учебно-воспитательного процесса..
Овладение педагогическими знаниями представляет собой обходимую и важнейшую часть общегуманитарной культуры специалиста и тесно связано с изучением философии, социологии, истории, этики и эстетики, экологии и других гуманитарных наук, способствующих развитию мировоззренческой направленности личности.
Формы и методы работы студентов в процессе изучения педагогики: лекции, практические и семинарские занятия, лабораторные и самостоятельные работы, написание курсовых и реферативных работ, введение научного исследования, изучение от работы школ и учителей, анализ психолого-педагогической литературы, освоение различных видов педагогической деятельности, участие в конференциях, диспутах, конкурсах научных работ и т.д. Многообразие форм и методов изучения педагогики обеспечивает единство и сопряжение образовательных пространств все разделов.
* Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов.
Самостоятельная работа студентов по курсу направлена на развитие у студентов интереса к процессам обучения и воспитания детей, на понимание своеобразия области явлений, изучаемых данной наукой. Она предусматривает разнообразные формы организации самостоятельной работы.
Основные принципы организации самостоятельной работы на лекциях и семинарских занятиях, в ходе подготовки к ним:
- активная субъектная позиция студента;
- актуализация теоретических знаний в процессе выполнения постепенно усложняющихся практических заданий теоретического характера;
- диалогический характер взаимодействия, выделение проблемных вопросов, определение тезиса и антитезиса, поиск аргументов, свободное высказывание мнений во время полемики;
- направленность на творческое решение профессионально значимых антропологических задач современного образования.
Самостоятельную подготовку студентов к самостоятельным и практическим занятиям обеспечивает, с одной стороны, управленческая роль лекций, а с другой – выполнение конкретных заданий, направленных на единство теоретической и практической подготовки. Подготовка к семинарским занятиям углубляет познание студентов в изучении каждой конкретной темы. Творческий характер заданий для самостоятельной работы ставит студентов в ситуацию неформального общения друг с другом и преподавателем, обеспечивает возможность внедрения в учебный процесс по изучению курса таких форм обучения как лекция-диалог, лекция-дискуссия, студенческая лекция и др. В процессе организации самостоятельной работы студентам рекомендуется полнее использовать приобретенный раннее опыт, знания, навыки, умения; при необходимости получить дополнительные консультации у преподавателя, ознакомиться с новой литературой по научной организации умственного труда, после чего реализовать изложенные ниже советы и требования, учитывающие специфики данного курса.
1. Изучить все труды, рекомендованные в списке литературы для самостоятельного изучения (прочитать, выделить, основные идеи, уяснить обстоятельства появления источника, проанализировать основные идеи, установив их значимость для изучения проблемы, отразить все это в конспектной форме). При конспектировании записи выполнить в удобной для Вас форме (положение, план, схема, модель и т.д.) Наиболее содержательные части рекомендуется процитировать точно, заключив их в кавычки и указать в страницу истинное.
В тексте конспекта желательно применять разнообразные способы выделения текста (подчеркивая различный цвет и т.д.) Наиболее содержательные части рекомендуется процитировать точно, заключив их в кавычки и указать страницу источников. В тексте конспекта желательно применять разнообразные способы выделения текста (подчеркивания, различный цвет и т.д.).
4. Приучить себя во всех видах познавательной деятельности прослеживать развитие основных педагогических идей.
* Методические рекомендации для подготовки студентов к практическим и лабораторным занятиям.
- Внимательно ознакомьтесь с темой занятия и с вопросами, предлагаемыми для обсуждения в рамках данной темы.
- При подготовке к занятию используйте различные источники информации, как учебники, так и учебные пособия, хрестоматии, словари-справочники, журналы, газеты, что предоставляет возможность анализировать и сравнивать разные точки зрения на актуальные вопросы.
- При подготовке к ответу на практическом или лабораторном занятии целесообразно выстроить определенный план своего ответа, который может быть представлен в виде схем, таблиц, опорных конспектов.
- При составлении конспектов обращайте внимание, прежде всего на ключевые термины и выражения.
- Помните, что конспектирование предполагает умение анализировать информацию, выделять главные мысли.
- Обращайте внимание на задания, предлагаемые для самостоятельной работы