Примерный перечень вопросов подготовки к экзамену
1. Ведущая роль обучения в развитии детей с отклонением Л .С. Выготский о соотношении обучения и развития.
2. Психологические проблемы построения методов специального обучения. Максимально ранняя коррекционно – воспитательная работа. Целенаправленное обучение.
3. Охарактеризуйте способы воздействия, направленные на активизацию познавательной деятельности. Дидактические игры.
4. Коррекционно – образовательные программы при разных типах нарушений психического развития: цели, задачи и содержание.
5. Система социальных институтов для реализации специальных образовательных программ разного типа.
6. Целевая программа «Дети – инвалиды»
7. Учреждения системы социальной защиты.
8. Специальное образование.
9. Коррекционные кабинеты. Логопедические пункты.
10. Центры реабилитации.
11. Закрытые образовательные учреждения, интернаты, детские дома, центры комплексной помощи и т. д.
12. Специфика обучения и воспитания детей с отклонением в психическом развитии в младенческом и раннем детстве,
13. Специфика обучения и воспитания детей с отклонением в психическом развитии в дошкольном возрасте.
14. Специфика обучения и воспитания детей с отклонением в психическом развитии в школьном возрасте.
15. Специальные педагогические и методические системы обучения и воспитания детей с ЗПР.
16. Организация и содержание коррекционно – развивающего обучения.
17. Специальные педагогические и методические системы обучения и воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью.
18. Специальные педагогические и методические системы обучения и воспитания детей с нарушениями слуха. Специальное образование глухих.
19. Профессиональное образование и социальная адаптация лиц с нарушением слуха.
20.Специальные педагогические и методические системы обучения и воспитания детей с нарушениями зрения
21. Особенности обучения слепых и слабослышащих общеобразовательным предметам.
22. Трудовая подготовка и профориентация в школе для слепых и слабовидящих.
23. Специальные педагогические и методические системы обучения и воспитания детей с нарушениями функций опорно – двигательной системы.
24. Ранняя специализированная помощь детям с ДЦП.
25. Специальные дошкольные образовательные учреждения для детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата.
26. Специальные школы интернаты для детей с нарушениями опорно – двигательного аппарата.
27. Профессиональное образование инвалидов.
28. Специально педагогические и методические системы образования и воспитания детей с эмоционально – волевой сферы.
29. Возможности образования детей с ранним детским аутизмом.
30. Обучение и воспитание девиантов в массовой школе. Общая и специальная профилактика.
31. Специально педагогические и методические системы обучения и воспитания детей со сложными нарушениями развития
32. Надомное обучение.
33. Негосударственные учреждения.
34. Проблемы интегрированного обучения.
Система трудового обучения и воспитания в специальной общеобразовательной школе 8 вида.
35. Система физического воспитания детей с нарушениями в развитии.
36. Система нравственно-этического воспитания детей с нарушениями в развитии.
37. Система эстетического воспитания детей с нарушениями в развитии.
38. Система работы специальной (коррекционной) общеобразовательной школы по социальной адаптации учащихся.
39. Охарактеризуйте роль детского коллектива в системе воспитания личности ребенка с отклонениями в развитии.
40. Семья в системе воспитания ребенка с отклонениями в развитии.
41. Система воспитания трудных подростков А.С. Макаренко.
42. Педагогическая система В.Т. Шацкого.
43. Педагогика Марии Монтессори.
44. Педагогика Рудольфа Штайнера.
45. Современные инновационные педагогические системы воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии.
46. Модели интегрированного обучения детей с ограниченными возможностями жизнедеятельности.
47. Дидактические игры в обучении дошкольников с отклонениями в развитии.
48. В.П. Кащенко о воспитании детей с отклонениями в развитии.
49. На основании литературных источников сравните систему специального дошкольного образования России с подобными системами в одной из зарубежных стран.
50. Современные возможности и проблемы получения высшего
профессионального образования лицами с ограниченной трудоспособностью в России.
Критерии оценки результатов освоения учебной дисциплины:
Уровень освоения учебных дисциплин обучающимися определяется следующими оценками: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».
- Оценки «отлично» заслуживает обучающийся, обнаруживший всестороннее, систематическое и глубокое знание учебного материала, умение свободно выполнять практические задания, предусмотренные программой, усвоивший основную литературу и знакомый с дополнительной литературой, рекомендованной программой.
- Оценки «хорошо»заслуживает обучающийся, обнаруживший полное знание учебного материала, успешно выполняющий предусмотренные в программе практические задания, усвоивший основную литературу, рекомендованную в программе. Оценка «хорошо» выставляется обучающимся, показавшим систематический характер знаний по дисциплине и способным к их самостоятельному пополнению и обновлению в ходе дальнейшей учебной работы и профессиональной деятельности.
- Оценки «удовлетворительно» заслуживает обучающийся, обнаруживший знания основного учебного материала в объеме, необходимом для дальнейшей учебы и предстоящей работы по профессии, справляющийся с выполнением практических заданий, предусмотренных программой, знакомых с основной литературой, рекомендованной программой. Оценка «удовлетворительно» выставляется обучающимся, допустившим погрешности в ответе на экзамене и при выполнении экзаменационных заданий, но обладающим необходимыми знаниями для их устранения под руководством преподавателя.
- Оценка «неудовлетворительно» выставляется обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой практических заданий. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании образовательного учреждения без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.