Комплексной службы практической психологии
Юго-Западного территориального округа г. Москвы1
КОМУ ОКАЗЫВАЕТСЯ ПОМОЩЬ Психологический аспект:
1. Дети с проблемами обучения (отставание в развитии познавательных функций, нарушение мотивации в обучении, педагогическая запущенность).
2. Гиперактивные дети и дети с нарушениями внимания.
3. Дети с нарушениями речи.
4. Дети с личностными проблемами.
5. Дети с проблемами в семье (в том числе приемные дети,
близнецы, дети из неполных и многодетных семей).
6. Дети с о г р а н и ч е н н ы м и возможностями.
Социальный аспект:
1. Учащиеся, исключенные и в ы б ы в ш и е из школ.
2. Безнадзорные дети.
3. Дети и подростки, состоящие на учете в милиции.
4. Токсикоманы и наркоманы.
5. Дети в кризисной ситуации.
ЦЕНТР ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ «ЮГО-ЗАПАД»
Центр педагогической реабилитации «Юго-Запад» создан в 1993 г. с целью повышения психологической защищенности детей и подростков, социально-психологической компетенции педаго-1 См.: Вопросы психологии. 1995. № 5. С. 147-156.
Глава X. Практическая психология образования
гов и родителей, поддержки и укрепления психического здоровья подрастающего поколения.
Основными задачами Центра являются следующие:
1. Работа со школами по договору:
• комплексная методико-психологическая диагностика развития детей и подростков, испытывающих трудности школьной адаптации;
• индивидуально ориентированная коррекционно-развиваю-щая работа;
• групповая работа с детьми и подростками, направленная на развитие навыков эффективного общения;
• социологические исследования по проблемам взаимоотношений в системе «учение — ученик», духовный мир подростка и взаимоотношения в семье.
2. Консультативный прием детей и подростков, направленных
как по инициативе образовательных учреждений, так и по инициа
тиве родителей:
• углубленная диагностика психического развития ребенка;
• специализированная коррекционная помощь (педагог-психолог, игротерапевт, дефектолог, психоневролог, психотерапевт).
3. Помощь окружному методическому центру образования в про
ведении курсов повышения квалификации для работников образования.
СТРУКТУРА ЦЕНТРА
Психологический отдел
Психологический отдел организует деятельность по диагностике и коррекции нарушений у детей, испытывающих трудности школьной адаптации; оказывает помощь педагогам и родителям в выборе адекватных методов обучения и воспитания. Специалисты проводят диагностику высших психических функций, познавательной деятельности, личностной сферы ребенка. Коррекция, направленная на компенсацию дефектов психического развития, проводится как индивидуально, так и в группах специалистами отдела (психолог, игротерапевт, педагог, дефектолог). На основании полученных данных проводится индивидуальная консультативная работа с родителями, учителями по вопросам возрастных особенностей ребенка, согласования типов обучения, преодоления школьной дезадаптации. Специалист по групповой работе с педагогами проводит занятия с целью повышения их межличностной и профессиональной компетенции. В отделе работают два психолога-педагога, нейропсихолог, патопсихолог, игротерапевт, дефектолог, специалист по групповой терапии.
План-задание для самостоятельной работы
Отдел социальной педагогики
Специалисты отдела социальной педагогики проводят профилактическую работу со школьниками младшего и подросткового возраста с целью повышения их социально-психологической компетентности.
Программа работы с подростками включает в себя следующие направления:
1.Групповая работа, направленная на развитие навыков эффективного общения и эмоциональной сферы.
2.Дискуссионные группы с целью расширения познавательной мотивации и выявления интересов, а также формирования критического отношения к социально вредным веществам и явлениям (алкоголь, наркотики, сексуальные излишества).
3.Индивидуальная консультативная работа. Профессиональное ориентирование. Помощь в создании жизненной стратегии, построении образа будущего, в выборе профессии.
Социологические исследования включают сбор объективных данных по проблемам «учитель — ученик», «духовный мир подростка — ценностные ориентации», «взаимоотношения подростка в семье».
В отделе работают четыре социальных педагога, один педагог-психолог и один социолог.
Медицинский отдел
Специалисты медицинского отдела проводят диагностику функционального состояния психического здоровья школьников, профилактику и коррекцию невротических, астенических и других болезненных состояний, включая обучение детей и родителей здоровому образу жизни.
В отделе работают детский психоневролог, психотерапевт, массажист, нарколог.