Критерии оценивания практики
Содержание педагогической практики
Педагогическая практика, решая задачи общего и индивидуального плана каждого магистранта, в свое содержание включает только инвариантный компонент. Содержание всех практик определяется и конкретизируется руководителями практик на факультете в соответствии с ФГОС ВПО. Программа практик утверждается в виде методических рекомендаций на заседании кафедры специальной педагогики, психологии и предметных методик и на заседании учебно-методической комиссии факультета.
Содержательный компонент педагогической практики проходит через обе практики и готовит магистрантов к следующим общим видам деятельности:
1. Выявление и диагностика проблем, возникающих в ходе психолого-педагогического сопровождения лиц с нарушениями речи.
2. Организация теоретического анализа исследования, проектирования и реализации процессов психолого-педагогического сопровождения лиц с нарушениями речи.
3. Отработка умения реализации педагогической деятельности в качестве преподавателя высшего (и/или среднего) учебного заведения.
Указанными общими видами деятельности магистрант овладевает в ходе организации собственной педагогической деятельности при выполнении теоретической и практической части диссертационного исследования. Поэтому содержание заданий практики преломляется через содержание индивидуального плана работы каждого магистранта.
Ниже представлен обязательный минимальный объем выполняемых заданий.
I педагогическая практика (по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности)
Время практики: II семестр
Продолжительность практики: 4 недели
Цель – формирование у будущих магистров умений и навыков, связанных с осуществлением преподавательской деятельности в высших и средних профессиональных образовательных учреждениях.
Форма отчета (отчетная документация):
1. письменная работа в свободной форме с анализом материалов проведенных занятий (заполненные таблицы самоанализа прилагаются).
2. дневник с оценками за проведенные мероприятия.
3. материалы проведенных лекционных и практических занятий (конспекты).
4. запланированная и выполненная часть диссертации (запланированная индивидуально с руководителем).
Содержание задания:
1. Посетить не менее 6 занятий преподавателей факультета инклюзивного и коррекционного образования (3 лекционных занятия и 3 практических занятия). Проанализировать их по представленному ниже плану (приложения 1 и 2).
2. Подготовить и провести 5 практических занятий и 5 лекционных. Выполнить самоанализ этих занятий по представленному ниже плану (приложения 1 и 2).
3. Вести дневник практики (с оценками за занятия).
4. Выполнить какую-то часть диссертации (запланированную индивидуально с руководителем).
Литература для подготовки к практике:
1. Бусыгина Т.А., Кисметова Г.Н. Методика оценки качества подготовки вузовской лекции // Альманах «Телескоп». – 2004. - №9. - с 54.
2. Бусыгина Т.А., Кисметова Г.Н. О принципах разработки вузовской лекции // «О Вы, которых ожидает Отечество». Вып. 5.- Самара: Изд-во СГПУ, 2004. - С. 39-44.
3. Попков В.А. Дидактика высшей школы [Текст] / В.А. Попков, А.В. Коржуев. – М., 2001.
4. Резник, С.Д. Преподаватель вуза: технологии и организация деятельности [Текст] : учеб. пособие для вузов / С.Д. Резник, О.А. Вдовина; ред. С.Д. Резник. - М.: Инфра-М, 2010.- 389 с.
5. Рефлексивные стратегии познавательной деятельности в высшем профессиональном образовании [Текст] / В.А. Попков, А.В. Коржуев; Ин-т упр. образованием РАО. – М.: Изд-во ИУОРАО, 2004. – 200 с.
6. Смирнов, С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности [Текст] : учеб. пособие для вузов / С.Д.Смирнов.-4-е изд., стер.- М.: Академия, 2009.- 394 с.
7. Трайнев В.А. Деловые игры в учебном процессе [Текст]: методология разработки и практика проведения / В.А. Трайне. - М.: Дашков и К, 2002. – 360 с.
II педагогическая практика
Время практики: III семестр
Продолжительность практики: 6 недель
Цель – формирование у будущих магистров умений и навыков, связанных с организацией и проведением научного психолого-педагогического исследования в учреждении специального (коррекционного) образования.
Форма отчета:письменная работа с анализом выполненного задания.
Содержание задания:
1. Определите, какие задачи экспериментальной работы по плану магистерской диссертации будут реализовываться в ходе практики. Представьте результат в виде таблицы (таблица 1).
Таблица 1
№ | Задача исследования | Выполнение в ходе практики | Сроки |
2. Проанализируйте, какие методы исследования реализуются в ходе проведения экспериментальной работы. Представьте результаты своего анализа в таблице (таблица 2).
Таблица 2
№ | Наименование метода | Реализация метода | Примечания |
3. Проанализируйте, как включена Ваша исследовательская работа в деятельность образовательного учреждения. Продумайте, как проводимые в ходе эксперимента мероприятия и его результаты включены в основные направления работы С(К)ОУ, каковы будут ожидаемые результаты планируемых мероприятий и результатов эксперимента в целом для субъектов образовательного процесса С(К)ОУ: для педагогов, администрации С(К)ОУ, для учащихся и родителей. Спланируйте, когда и в какой форме результаты эксперимента в целом и отдельных его мероприятий будут представлены в С(К)ОУ. Представьте результаты своего анализа в таблице (таблица 3).
Таблица 3
№ | Мероприя-тия, входящие в план эксперимента (не только в ходе текущей практики) | Направления в деятельности СК(О)У, в которых могут быть использованы мероприятия эксперимента и их результаты | Ожидаемые результаты планируемых мероприятий и результатов для субъектов образовательного процесса С(К)ОУ: 1) Для педагогов 2) Для администрации 3) Для учащихся 4) Для родителей | Формы и примерные сроки представления результатов эксперимента в С(К)ОУ |
4. Проанализируйте, какие этапы экспериментальной работы реализованы в период практики. Представьте результаты своего анализа в таблице (таблица 4).
Таблица 4
Этап экспериментальной работы | Содержание этапа в ходе практики |
5. В завершение проанализируйте итоги проведенной работы. Есть ли исследовательские результаты, которые расходятся с ожидаемыми? Как вы объясняете это? Повлияет ли это на ваши выводы? Планируете ли Вы корректировку в организации эксперимента? Каково значение полученных результатов для экспериментальной работы в целом. Представьте результаты своего анализа в таблице (таблица 5).
Таблица 5
№ | Результаты проведенных мероприятий и их значение для проводимого исследования | ||
Ожидаемые результаты | Полученные результаты | Значение полученных результатов для дальнейшего планирования (и корректировки) экспериментальной работы | |
Литература для подготовки к практике:
1. Борытко Н.М. Методология и методы психолого-педагогических исследований. – М.: Академия, 2009.
2. Давыдов В.П., Образцов П.И. Методология и методика психолого-педагогического исследования. – М.: Логос, 2006.
3. Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования. – М.: Академия, 2007.
4. Кузин Ф.А. Магистерская диссертация. – М.: Ось, 1997.
5. Уваров В.М. Методы педагогического исследования: учеб пособие. – Нижний Тагил, 2002.
Обязанности магистранта в период практики:
· участвует в установочной и итоговой конференциях по практике;
· выполняет всех видов деятельности, предусмотренных программой практики;
· соблюдает правил охраны труда и правил внутреннего распорядка учреждения, на базу которого магистрант выходит на практику; выполняет просьбы и распоряжения руководителей администрации учреждения;
· регулярно ведет оформление необходимой документации;
· поддерживает тесный контакт с руководителем практики, посещает консультации;
· по окончании практики в установленный срок сдает отчетную документацию.
Критерии оценивания практики
Оценка результатов прохождения научно-исследовательской практики и выполнения ее программы производится четырехбалльной шкале, на «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно»:
«отлично»выставляется магистранту, который полностью, качественно и в установленные сроки выполнил задачи и задания практики; владеющему высоким уровнем развития формируемых в ходе практики профессиональных компетенций.
«хорошо»выставляется магистранту, который в полном объеме, качественно и в установленные сроки выполнил задачи и задания практики; владеющему хорошим уровнем развития формируемых в ходе практики профессиональных компетенций; но в оформлении документации допустившим недочеты.
«удовлетворительно»выставляется магистранту, который выполнил задания практики в полном объеме, но недостаточно качественно и/или не в установленные сроки; овладел удовлетворительным уровнем развития формируемых в ходе практики профессиональных компетенций; но в оформлении документации допустил недочеты.
«неудовлетворительно»выставляется магистранту, который не выполнил задачи и задания практики; не овладевшему на зачетном уровне формируемых в ходе практики профессиональных компетенций. Данная оценка также вставляется магистранту, допустившему в период практики нарушения трудовой дисциплины или не сумевшему выстроить продуктивные отношения с администрацией и педагогическим коллективом учреждением-базой практики.