Организация и руководство выполнением курсовой работы. Студентов юридического факультета ГСГУ
ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
ПОЛОЖЕНИЕ
О курсовой работе
Студентов юридического факультета ГСГУ
Принято Советом
юридического факультета ГСГУ
Протокол № 6 от "16" марта 2016 г.
Коломна 2016
Общие положения
1.1. Настоящим положением определяется порядок выполнения курсовых работ по направлению подготовки 40.03.01 - юриспруденция и по специальности 40.05.03 - судебная экспертиза, требования к их объему, структуре и оформлению в соответствии с «Положением о курсовой работе/курсовом проекте студентов ГСГУ».
1.2. Основным назначением настоящего положения является обеспечение качества реализации федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования в части, касающейся курсовых работ и проектов, выполняемых студентами юридического факультета.
1.3. Положение о курсовой работе обязательно для заведующих кафедрами, преподавателей, осуществляющих руководство курсовыми работами, специалистов по учебно-методической работе, а также для студентов юридического факультета всех форм обучения.
Цель и задачи курсовой работы
2.1. Курсовая работа - это самостоятельное исследование одной из актуальных проблем по соответствующей дисциплине (дисциплинам). Цель курсовой работы - закрепление и углубление теоретических знаний, полученных при изучении учебных дисциплин образовательной программы, формирование у студентов профессиональных компетенций и навыков самостоятельного решения профессиональных задач.
2.2. Курсовая работа является необходимым элементом самостоятельной работы студентов. Она призвана углубить теоретические и прикладные знания, полученные студентами в лекционных курсах, семинарских и практических занятиях, привить навыки научно-исследовательской работы и дать первый опыт подготовки публикаций.
2.3. В процессе выполнения курсовой работы решаются следующие задачи:
* систематизация и конкретизация теоретических знаний по соответствующим дисциплинам;
* приобретение навыков ведения самостоятельной исследовательской работы, включая поиск и анализ необходимой информации;
* формирование у студентов системного мышления через определение целей и постановку задач работы и выбор методов для их достижения;
* самостоятельное исследование актуальных вопросов;
* развитие у обучаемых логического мышления и умения аргументировано излагать мысли при анализе теоретических проблем и практических примеров, умения формулировать выводы и предложения.
Организация и руководство выполнением курсовой работы
3.1. Количество курсовых работ и дисциплины, по которым предусматривается написание курсовой работы, определяются рабочими учебными планами. Как правило, студенту предоставляется право выбора дисциплины для написания курсовой работы из представленного в рабочем учебном плане перечня.
3.2. Кафедры ежегодно (до 20 сентября) разрабатывают примерный перечень тем курсовых работ и после утверждения доводят его до сведения студентов. Тематика курсовых работ утверждается на заседании кафедры, на которой читается данная дисциплина (дисциплины).
3.3. Научныйруководитель утверждается заведующим кафедрой в соответствии с учебной нагрузкой.
3.4. Научный руководитель осуществляет руководство и контроль выполнения курсовой работы. В период написания курсовой работы научный руководитель выполняет следующие функции:
* согласовывает со студентом тему работы;
* оказывает студенту помощь в составлении плана работы;
* рекомендует научную литературу, справочные, статистические материалы и др. источники информации по выбранной теме;
* проводит регулярные консультации;
* осуществляет контроль над ходом выполнения курсовой работы, в том числе контролирует сроки представления работы на кафедру;
* несет ответственность за наличие в работе некорректных заимствований;
* оценивает курсовую работу;
* дает отзыв на курсовую работу (Приложение 1).
3.5. Выбор и утверждение темы курсовой работы.
3.5.1. Студент в начале семестра, в котором предусмотрено написание курсовой работы, прикрепляется на соответствующей кафедре к научному руководителю по выбранной дисциплине.
3.5.2. Студент выбирает тему курсовой работы из числа тем, предложенных кафедрой. При выборе темы курсовой работы необходимо учесть возможность дальнейшего ее развития, углубления и конкретизации, а также использования в выпускной квалификационной работе и будущей профессиональной деятельности.
3.5.3. Студент может предложить свою тему с обоснованием целесообразности ее разработки и при согласовании с заведующим кафедрой и/или научным руководителем.
3.5.4. Выбранная тема курсовой работы должна быть согласована с научным руководителем. Изменения темы курсовой работы могут быть внесены только после согласования с научным руководителем.
3.5.5. Если студент в течение месяца после начала семестра не прикрепился на соответствующей кафедре к научному руководителю по выбранной дисциплине, заведующий кафедрой распределяет студентов самостоятельно.
3.5.6. При выборе темы курсовой работы необходимо учитывать следующие условия:
- соответствие темы курсовой работы содержанию дисциплины, по которой выполняется курсовая работа;
* актуальность проблемы;
* наличие специальной литературы и возможность получения фактических данных, необходимых для анализа;
* собственные научные интересы и способности студента;
* преемственность исследований, начатых в предыдущих курсовых работах и в период учебных практик;
* исключение дублирования (дословного совпадения формулировок) тем курсовых работ, выполняемых студентами.
3.5.7. 3акрепление темы и научного руководителя за конкретным студентом осуществляется на заседании кафедры не позднее, чем через 1 месяц со дня начала соответствующего семестра.
Структура и содержание курсовой работы
4.1. Содержание курсовой работы должно свидетельствовать о высокой теоретической подготовке студента и о наличии у автора необходимых знаний по теме работы. Работа должна иметь правильно составленную библиографию, логичную структуру, обеспечивающую раскрытие темы. Курсовая работа должна быть написана грамотно, хорошим литературным и профессиональным языком. Стиль изложения должен быть научным.
4.2. Курсовая работа содержит следующие структурные элементы:
* титульный лист (Приложение 2);
* содержание (оглавление);
* введение;
* основную часть;
* заключение;
* список использованной литературы;
* приложения.
4.3. Титульный лист курсовой работы содержит следующие элементы:
* полное наименование вышестоящего органа (Министерство образования Московской области), вуза (государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области «Государственный социально-гуманитарный университет», факультета и кафедры.
* название дисциплины;
* название темы курсовой работы;
* сведения об исполнителе (Ф.И.О. студента, группа, подпись);
* сведения о научном руководителе (Ф.И.О., ученая степень, ученое звание);
* наименование места и год выполнения;
* сведения о регистрации на кафедре, о допуске к защите курсовой работы и оценка с указанием даты и подписью научного руководителя.
4.4. Содержание (Оглавление) включает порядковые номера и наименование структурных элементов курсовой работы с указанием номера страницы, на которой они помещены. Рекомендуется использовать сервис для формирования автоматического оглавления. Введение и список литературы не нумеруются (см. Приложение 3).
4.5. Введение характеризует:
* Актуальность темы исследования - обоснование теоретической и практической важности выбранной для исследования проблемы.
* Цель и задачи курсовой работы - краткая и четкая формулировка цели проведения исследования и нескольких задач, решение которых необходимо для достижения поставленной цели.
* Краткий обзор использованных источников.
* Объект и предмет исследования.
* Методы исследования.
* Структура работы.
Последовательность рубрик должна соответствовать приведенному перечню, наименование каждой рубрики выделяется в тексте жирным шрифтом.
4.6. Основная часть курсовой работы может содержать следующие части:
* главы;
* параграфы (разделы);
* пункты;
* подпункты.
4.6.1. Каждый элемент основной части должен представлять собой законченный в смысловом отношении фрагмент курсовой работы.
4.6.2. Разделы курсовой работы должны быть взаимосвязаны. Каждая глава или параграф должны заканчиваться выводами, позволяющими логически перейти к изложению следующего материала.
4.6.3. В основной части курсовой работы описывается сущность предмета исследования, его современное состояние и тенденции развития. На основе обзора учебной и специальной научной литературы оценивается степень изученности исследуемой проблемы. Сопоставляются различные мнения, высказывается собственная точка зрения по дискуссионным (по-разному освещаемым в научной литературе) и нерешенным вопросам. Содержание этой части должно показать степень ознакомления студента с поставленной проблемой и современным научно-теоретическим уровнем исследований в данной области, а также умение работать с нормативными актами и с фактическим материалом, сжато и аргументировано формулировать задачи и результаты исследований и давать обоснованные рекомендации по решению выявленных проблем.
4.6.4. Основные теоретические положения и выводы следует иллюстрировать примерами из практики (желательно судебной), фактическими, статистическими данными с официальных сайтов государственных органов, из монографий, журнальных статей и других источников.
4.6.5. Цифровой материал приводится, как правило, в виде таблиц. Для наглядности рекомендуется включать иллюстративные материалы (графики, диаграммы, схемы и др). Все иллюстративные материалы и таблицы следует нумеровать (рекомендуется сквозная нумерация).
4.6.6. Каждая глава должна содержать не менее двух и не более пяти структурных элементов (разделов или параграфов). При этом необходимо стремиться к пропорциональному (по объему) распределению материала между главами и внутри них. Объем раздела основной части курсовой работы не должен быть менее 2 страниц.
4.7. Заключение - краткое изложение основных, наиболее существенных результатов проведенного анализа, сформулированных в виде выводов, соответствующих цели и поставленным во введении задачам исследования.
4.8. В списке литературы должны быть представлены основные источники по теме: нормативно-правовые акты, учебная литература, монографические исследования, статьи и др., в т.ч. переведенные на русский язык и на языке оригинала, и интернет-источники.
4.8.1. Список должен содержать не менее 15 современных источников, изученных студентом (преимущественно даты издания не более 5 лет относительно года написания курсовой работы, кроме исторических тем).
4.8.2. На все приведенные в списке источники должны быть ссылки в тексте курсовой работы. Правила оформления списка литературы см. в разделе 5.
4.9. Приложения - вспомогательные иллюстративно-графические, табличные, расчетные и текстовые материалы, которые нецелесообразно (объем более 1 страницы) приводить в основном тексте курсовой работы.
4.9.1. Приложения к курсовой работе могут включать в себя;
* материалы, дополняющие текст работы;
* экспериментальные материалы;
* инструкции;
* описание методик, технологий, программных средств и т.п.;
* протоколы экспертиз (экспериментов);
* заключения экспертизы, акты внедрения и т.д.
4.9.2. Приложения помещают в конце курсовой работы.
4.9.3. Каждое приложение должно начинаться с новой страницы и иметь заголовок.
4.9.4. Приложения нумеруются арабскими цифрами порядковой нумерации. Номер приложения размещается в правом верхнем углу над заголовком после слова «Приложение» (например: Приложение 1)
4.9.5. Приложения должны иметь общую с остальной частью курсовой работы сквозную нумерацию страниц.
4.9.5. На все Приложения в основной части курсовой работы должны быть ссылки.
4.9.6. Последовательность приложений должна соответствовать их упоминанию в тексте.