Кредита / 70 часов, из них: 16 часов аудиторная нагрузка, 54 часа самостоятельная работа.

ЧАСТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РУССКАЯ ХРИСТИАНСКАЯ ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ»

«УТВЕРЖДЕНО» на заседании Ученого совета ЧОУ ВПО РХГА протокол № __ от ________________   «СОГЛАСОВАНО» проректор по научной работе ЧОУ ВПО РХГА _______________ Д.В. Шмонин _________

Рабочая программа учебной дисциплины

«Профессиональная культура в педагогике и образовательном менеджменте»

ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ МАГИСТРА

«ТЕОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»

(профиль «Православное богословие образования и церковная образовательная политика»)

Квалификация выпускника – магистр

Санкт-Петербург

2015
Профессиональная культура в педагогике и образовательном менеджменте

Форма обучения: очная

Семестр (-ы): 1 курс 1/2 семестр

кредита / 70 часов, из них: 16 часов аудиторная нагрузка, 54 часа самостоятельная работа.

Место дисциплины в структуре ООП:

М 2.1- вариативная часть общенаучного цикла подготовки магистра.

Трудоемкость и аттестация по дисциплине:

Дисциплина (учебные курсы) / семестр Трудоемкость Аудиторная нагрузка, часы: Форма итоговой аттестации / семестр
Всего кредитов / из них на экзамен Всего часов на теоретическое обучение из них: Лекции Практические занятия Лабораторные занятия
Аудиторная нагрузка Самостоятельная работа
Профессиональная культура в педагогике и образовательном менеджменте 1/2 семестр   6 зачет

Цель и ожидаемые результаты изучения дисциплины:формирование у студентов компетенций, обеспечивающих:

· развитие способности использовать в профессиональной деятельности основные законы развития современной социальной и культурной среды (ОК-1);

· формирование готовности использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-4);

· способность формировать образовательную среду и использовать свои способности в реализации задач инновационной образовательной политики (ПК-2);

· готовность организовывать командную работу для решения задач развития организаций, осуществляющих образовательную деятельность, реализации экспериментальной работы (ПК-15);

· готовность индивидуальные и групповые технологии принятия решений в управлении организацией, осуществляющей образовательную деятельность (ПК-16);

(перечисляются компетенции в соответствии с формулировкой и кодом из ФГОС ВО)

Для достижения поставленной цели необходимо, чтобы студенты:

Знали:

· своеобразие феномена профессионально-педагогической/корпоративной культуры, особенности ее оформления и развития в условиях развития педагогической теории и функционирования современных образовательных организаций (далее ОО);

· структуру профессионально-педагогической/корпоративной культуры, механизмы ее оформления, развития, управления и оценки ее эффективности.

Умели:

· использовать знание современных проблем профессионально-педагогической/корпоративной культуры при решении образовательных и профессиональных задач,

· определять ведущие принципы и оформлять основы профессионально-педагогической/корпоративной культуры в контексте развития педагогической теории и практики, конструировать алгоритм поддержания профессиональной культуры и имиджа ОО, оценивать их соответствие основным направлениям повышения качества образовательной деятельности,

· управлять процессом оформления профессионально-педагогической/корпоративной культуры как отдельного педагога, так и ОО в целом.

Владели:

· теорией и практикой анализа и совершенствования профессионально-педагогической/корпоративной культуры ОО в условиях модернизации современного образования

· навыками оформления необходимого комплекса документации по разработке основ профессионально-педагогической/корпоративной культуры ОО на оперативном и стратегическом уровне.

Содержание дисциплины с указанием разделов (тем) и часов по видам занятий, а также часов самостоятельной работы:

Дисциплина:

№ п/п Название темы с кратким содержанием Виды занятий, часы Самостоятельная работа, часы Всего часов
Лекции Практические занятия Лабораторные занятия
1. Феномен профессиональной культуры в современной педагогической теории. Сущность и типология профессиональной культуры. Профессиональная культура как сущностная характеристика профессии педагога. Профессиональный стандарт педагога. Происхождение и взаимосвязь понятий «культура», «этика», «профессионализм». Профессиональная культура как средство регуляции поведения в конкретных видах профессиональной деятельности. Общие принципы профессиональной культуры: профессиональный долг, ответственность, профессиональная солидарность и корпоративность. Профессиональные деонтологии и моральные кодексы (кодекс профессиональной этики педагога). Требования к имиджу современного педагога.  
2. Формирование и развитие профессиональной культуры педагога Психологическая культура как психологический и социокультурный феномен: когнитивный, ценностно-смысловой, креативный и поведенческий аспекты психологической культуры личности профессионала. Информационная культура педагога как условие его профессионально-личностного развития. Коммуникативная культура педагога как условие его профессионально-личностного развития. Основные компоненты и уровни профессиональной культуры педагога.  
3. Программа профессионального роста и совершенствования педагога.Саморазвитие и самообразование. Уровни профессионального развития. Аттестация как результат профессионального развития и презентация опыта работы педагога.    
4. Формирование и развитие профессиональной культуры в системе менеджмента образовательной организации (ОО) Механизмы и средства формирования и развития профессиональной (корпоративной/организационной) культуры ОО. Основные элементы корпоративной культуры ОО. Характеристика стратегии развития ОО. Механизмы оценки корпоративной культуры ОО  
5. зачет        
Итого:  

Интерактивные формы занятий:

№темы Формы
1. Реферативные сообщения и презентации моделей профессиональной культуры педагога и ОО по теме 1
2. Проектирование стратегии профессионального роста и развития педагога и ОО по теме 2
3. Работа с Интернет ресурсами (сайты ОО, форумы, блоги) и статистическими данными по теме 3 – 4
4. Групповая дискуссия «Ценности современного образования и имидж учителя и современной школы» по теме 3
5. Презентация имиджа педагога и современной школы в рамках круглого стола «Оценка профессиональной культуры в современной педагогике и образовании» по теме 4

Содержание самостоятельной работы студентов по темам дисциплины:

Содержание инвариантной самостоятельной работы студентов по темам:

№п/п Темы дисциплины Содержание самостоятельной работы студентов Количество часов
1. 1. Феномен профессионально-педагогической культуры в современной педагогической теории. Сущность и типология профессиональной культуры Подготовка выступления/сообщения по теме. Анализ документов определяющих государственную политику в области профессионального педагогического образования: «Закон об образовании», стратегия-инициатива «Наша новая школа», «Концепция духовно-нравственного развития гражданина», «Концепция ФГОС», «Профессиональный стандарт педагога». Разработка словаря/глоссария по дисциплине. Оценка требований профессионального стандарта педагога.
2. Формирование и развитие профессиональной культуры педагога Подготовка творческого задания: подборка текстов/отрывков из художественных произведений/фильмов: образ педагога: вчера – сегодня – завтра. Составление «банка» приоритетных профессиональных качеств педагога.
3. Программа профессионального роста и совершенствования педагога Подготовка индивидуального портфолио педагога. Разработка проекта «Досье профессионального роста» (авторская программа самообразования). Подбор методик диагностики профессионального мастерства педагога.
4. Формирование и развитие профессиональной культуры в системе менеджмента образовательной организации (ОО) Подготовка терминологического словаря (корпоративная/организационная культура ОО). Сравнительный анализ понятия корпоративной/организационной культуры. Сравнительный анализ Миссии и стратегии развития ОО различного уровня. Сравнительный анализ информационных/интернет ресурсов различных ОО.
Итого: 40 часов

Содержание вариативной составляющей самостоятельной работы:

№ п/п Темы дисциплины Содержание самостоятельной работы студентов Количество часов
1. Феномен профессиональной культуры в современной педагогической теории. Сущность и типология профессиональной культуры. На основе интернет-источников охарактеризовать ведущие подходы к характеристике профессиональной культуры. Анализ публикаций по темам «образование взрослых» или «андрагогика».
2. Формирование и развитие профессиональной культуры педагога Подбор и анализ педагогических ситуаций
3. Программа профессионального роста и совершенствования педагога Составление «Книги жалоб учителя»: (10–15 проблем, которые затрудняют профессиональную педагогическую деятельность и снижают привлекательность педагогической профессии), оценка преобладающих жалоб по шкале потребностей А. Маслоу
4. Формирование и развитие профессиональной культуры в системе менеджмента образовательной организации (ОО) Проанализировать эффективность внешних атрибутов корпоративного стиля: символика, аксессуары, стандарты поведения и имиджа сотрудников.
Итого: 8 часов

Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:

а) основная литература:

1. Асаул, А.Н. Культура организации: проблемы формирования и управления /Асаул А.Н., Асаул М.А., Ерофеев П.Ю., Ерофеев М.П. – СПб.: «Гуманистика», 2006. – 216 с.

2. Введение в педагогическую деятельность: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / под ред. А.С. Роботовой. – М., 2007.

3. Загвязинский В. И. Педагогическое творчество учителя. - М., 2005.

4. Козлов В.В. Корпоративная культура. –М.: «Изд-во Пресс», 2009 – 304с.

5. Орехов С.А., Селезнев В.А., Тихомиров Н.В. Корпоративный менеджмент. Учебное пособие. – М.: «Дашков и К», 2013 – 440с.

6. Смирнова И.А. Корпоративная культура организации. Психолого-акмеологические основы формирования и развития. Учебное пособие. – М.: КДУ, 2009 – 194с.

7. Тихомирова О.Г. Организационная культура. Формирование, развитие и оценка. Учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 2011 – 151с.

8. Психолого-педагогический практикум / Под ред. В.А.Сластенина. – М., 2009.

9. Скок Г.Б. Как проанализировать собственную педагогическую деятельность. М., 2000.

10. Сластенин В.А., Шиянов Е.Н., Исаев И.Ф. Педагогика: Учебник для студентов высших учебных заведений. – М., Академия, 2008.

б) дополнительная литература:

1. Андреев А. Магия и культура в науке управления. - М., 2006. - 361с.

2. Вершловский С. Г. Учитель о себе и о профессии. - Л., 1988.

1. Горянина В.А. Психология общения: Учеб. пособие. М., 2002.

2. Иванов С.Н. Введение в профессионально-педагогическую специальность. – СПб., 2002.

3. Ильин В.С. Педагогическая культура в условиях инновационного образования. - М., 1998.

4. Кан-Калик В.А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. М., 1990.

5. Камерон К., Куинн Р. Диагностика и изменение организационной культуры. Пер.с англ. - С-Пб.: Питер, 2006. - 100 с.

6. Капитонов Э.А., Зинченко Г.П. Корпоративная культура: теория и практика. - М., 2005. - 287с.

7. Коджаспирова Г.М. Культура профессионального самообразования педагога. – М., 1994.

8. Лаптенок С.Д. Этика и этикет: Уч.-метод. пособие для учителей. - Мн., 1998.

9. Персикова Т.Н. Межкультурная коммуникация и корпоративная культура. - М., 2007. - 241с.

10. Спивак В.А. Корпоративная культура. - СПб.: «Питер», 2007. - 352с.

в) электронные образовательные ресурсы (ЭОР):

Сайты:

- http://hr-portal.ru/ - Образцы документов по корпоративной культуре,

- http://www.corpculture.ru/ - Институт корпоративной культуры

- http://sinncom.ru/content/main/main.htm - инновации в образовании

- http://edu.jobsmarket.ru/training/hr/corpculture/ - тренинги по корпоративной культуре

Поисковые системы: www.yahoo.ru, www.yandex.ru, www.rambler.ru, www.google.com, www.google.ru, www.altavista.ru

Коллекция публикаций: журнал The Emissia offline Letter (http://www.emissia.spb.su/offline/) электронный научно-педагогический журнал,Образование: исследовано в мире (http://www.oim.ru/) - международный научный педагогический Интернет-журнал с библиотекой-депозитарием под патронажем Государственной научной педагогической библиотеки им. К.Д. Ушинского Российской академии образования (Основные направления публикаций: авторефераты, диссертации, монографии, сборники, пособия. Все они находятся в свободном доступе).

г) электронно-библиотечные системы (ЭБС), базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:

1.www.pedlib.ru

2.Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Часть I

3.http://www.ed.gov.ru/obedu/noc/rub/standart/p1/1287/

4.Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Часть II

5.http://www.ed.gov.ru/obedu/noc/rub/standart/p2/1288/

6.kollektiv_avtorov/zakon_rossiyiskoyi_federacii_ob_obrazova/read_online.html?page=1

7.http://www.pedpro.ru

8.http://www.edu.ru

9.http://lib.herzen.spb.ru – Фундаментальная библиотека РГПУ им. А.И. Герцена

10.Российские научные журналы на платформе E-library

11.Базы данных компании EBSCO Publishing

12.Словари и справочники Oxford University Press

13.Cambridge University Press: журналы коллекции по гуманитарным и социальным наукам

14.Базы данных The World Bank Group

15.Базы данных Gale Group

16.Базы данных Web of Science

д) программное обеспечение:

Microsoft Office Word, Miсrosoft Office, PowerPoint

Материально-техническое обеспечение дисциплины:

1. Обеспечение доступа в Интернет,

2. Мультимедийное оборудование.

Краткое содержание итоговой аттестации по дисциплине

Итоговая аттестация:

Осуществляется в форме зачета, при этом проводится оценка компетенций, сформированных по дисциплине.

Итоговая аттестация осуществляется на основе накопительной системы по каждому разделу в форме индивидуального/группового портфолио.

Разработчики:

РХГА   профессор, доктор пед. наук     Онищенко Э.В.
(место работы)   (должность, уч. степень, звание)   (подпись)   (ФИО)

Эксперты:

     
(место работы)   (должность, уч. степень, звание)   (подпись)   (ФИО)
     
(место работы)   (должность, уч. степень, звание)   (подпись)   (ФИО)

Наши рекомендации