Человек и научно-технический прогресс

Развитие технологий в последние четверть века сильно изменило наш образ жизни. В 1980 году не было мобильных телефонов, люди получали информацию из книг, а когда человеку хотелось купить последние музыкальные записи, он шел в магазин грампластинок. Сегодня можно получить все это, не выходя из дома, с помощью Интернета. По мере того как использование компьютеров в мире растет, «мозги» компьютера – процессоры – уменьшаются в размере. Крохотный чип может хранить большой объем информации в мобильных телефонах или цифровых фотоаппаратах, что делает технологические новинки компактными.

Технологические инновации изменили и сферу развлечений. Спутниковое телевидение и радио расширило возможности выбора для людей. Появление пульта дистанционного управления позволило телезрителям легко переключаться с канала на канал. Был сделан большой скачок в технологиях видеоигр и сегодня выпускаются реалистичные игры, которые приглашают игроков в фантастические миры, в мир спорта, на войну.

Рост цен на нефть стал причиной усиления интереса к двигателям на альтернативном топливе. Самыми популярными являются гибридные автомобили, в которых используется электричество и бензин.

В исследованиях космоса сверхмощный телескоп позволил нам увидеть галактики, расположенные на расстоянии более 12 млрд. световых лет от земли. Автоматические космические корабли приземлились на Марсе.

(по материалам текста «25 лучших изобретений человечества за последние 25 лет» // http://zvesti.ru)

Задание 2.Переведите абзац (время на подготовку – 3 мин., для ответа – 1 мин.).

ПИСЬМО (14 минут)

Задание 1. Напишите эссе на тему: «Профессия, выбранная мной» (80 слов)

(время на подготовку – 13 мин., для проверки – 1 мин.).

БИЛЕТ № 25

АУДИРОВАНИЕ (7 минут)

Задание 1. Прослушайте текст №25 «О Майе Плисецкой»(время на прослушивание – 2 мин.).

Заполните таблицу (время на заполнение – 1 мин., для проверки – 1 мин.).

верно неверно
Майя Плисецкая всегда знала, что будет балериной.
Преподавателям работать с ней было очень трудно.
Природные способности всегда помогали Майе.
Танцевать она училась всю жизнь и каждый день.

Задание 2.Перескажите основное содержание текста(время на подготовку – 2 мин., для ответа – 1 мин.).

ГОВОРЕНИЕ (10 минут)

Задание 1.Примите участие в дискуссиина тему: «Элементы творчества — вокруг нас, они доступны каждому» (время на подготовку – 2 мин., для ответа – 2 мин.).

Задание 2. Составьте монолог на тему:«Система ценностей молодежи»

(время на подготовку – 5 мин., для ответа – 1 мин.).

ЧТЕНИЕ (9 минут)

Задание 1. Прочитайте текст(время на чтение текста «про себя» – 1 мин., вслух – 2 мин.).Составьте план к тексту (время на подготовку – 1 мин., для ответа – 1 мин.).

Роботы в нашей жизни

В настоящее время со многими задачами, которые требуют от человека умения и даже таланта, легко справляются примитивные роботы с несложной программой и небольшим набором сенсоров. В Японии создали необычного робота, который может играть на органе, фортепиано и уже выступал с симфоническим оркестром. У него есть «пальцы», чтобы ударять по клавишам, «ноги», чтобы нажимать на педаль органа, и визуальная система, читающая ноты. В автомобильной компании «БМВ» сконструировали робота-заправщика, который знает, сколько бензина нужно залить , потому что «считывает» информацию с автомобильного датчика. Он знает, с какой стороны заливать бензин в машину, и какой тип горючего используется. Этот робот обслужит вас меньше чем за четыре минуты.

Есть робот, который может сам себя «конструировать» из кубиков. Это позволяет ему при необходимости менять форму для преодоления различных препятствий. Его используют в системе коммуникаций, чтобы находить утечку газа или измерять уровень радиации.

Машины широко применяются и в сельском хозяйстве. Они сажают, собирают, сортируют овощи и фрукты, доят коров, стригут овец. В быту может быть очень полезен робот-помощник. Уже создано множество машин, которые прекрасно выполняют различные виды домашних работ, но сконструировать универсального робота, который мог бы конкурировать с опытной домохозяйкой, пока не удается.

Сегодня у нас есть целая армия машин, которые намного лучше нас выполняют отдельные задания. Однако пока им не хватает универсальности и способности к обобщению.

(По материалам периодической печати)

Задание 2.Переведите абзац (время на подготовку – 3 мин., для ответа – 1 мин.).

ПИСЬМО (14 минут)

Задание 1. Напишите эссе на тему: «Удовольствие для души» (80 слов)

(время на подготовку – 13 мин., для проверки – 1 мин.).

БИЛЕТ № 26

АУДИРОВАНИЕ (7 минут)

Задание 1. Прослушайте текст №26 «Российский кинематограф»(время на прослушивание – 2 мин.).

Заполните таблицу (время на заполнение – 1 мин., для проверки – 1 мин.).

верно неверно
Кино когда-то было самым популярным и доступным искусством для всех.    
Российские фильмы никогда не побеждали на престижных международных кинофестивалях.    
Известность российского кино началась с выхода на экран фильма «Броненосец «Потемкин».    
Кризис российского кино выражался в резком сокращении государственного финансирования и широком прокате американских фильмов.    

Задание 2.Перескажите основное содержание текста(время на подготовку – 2 мин., для ответа – 1 мин.).

ГОВОРЕНИЕ (10 минут)

Задание 1.Примите участие в дискуссиина тему: «Считаете ли вы, что цена открытий в науке сопоставима с ценой жизни ученого?» (время на подготовку – 2 мин., для ответа – 2 мин.).

Задание 2. Составьте монолог на тему:«Стипендиаты программы «Болашак»

(время на подготовку – 5 мин., для ответа – 1 мин.).

ЧТЕНИЕ (9 минут)

Задание 1. Прочитайте текст(время на чтение текста «про себя» – 1 мин., вслух – 2 мин.).Составьте план к тексту (время на подготовку – 1 мин., для ответа – 1 мин.).

Д.И.Менделеев

Шел 1867 год. В Петербургский университет пришел новый профессор. Звали его Дмитрий Иванович Менделеев. В то время ему был 31 год. Д. И. Менделеев увлекался не только химией, но и металлургией, нефтедобычей, метеорологией, агрономией. Времени у него хватало на все: на лучшую химическую кафедру России, на большую семью, на опытные поля.

Со студенческих лет Д. И. Менделеев искал связь между элементами, думал, как объединить их в единую систему. 15 лет он собирал материалы и факты. Чем бы он ни занимался, он думал об этом постоянно.

Решающим моментом в развитии своей идеи о периодическом законе Д. И. Менделеев считал 1860 год — съезд химиков в Карлсруэ. «...Возможность периодичности свойств элементов при возрастанииатомного веса уже тогда мне представилась внутренне», — писал он. Правда, интуицией других не убедишь. Он это понимал. Но правда и то, что с интуиции начиналась история многих открытий. В интуицию он верил.

Только в 1869 году ученый смог доказать справедливость своей гениальной теории и дать описание периодической системы элементов. Далеко не все в ней было найдено верно. Из всех известных элементов правильно были размещены сорок восемь. О существовании других элементов в то время никто ничего не знал... Но первый опытный образец периодической системы, созданный Д. И. Менделеевым, работал! Он не любил, когда его называли гением. «Какой там я гений! — говорил он. — Трудился, трудился, всю жизнь трудился!..»

Задание 2.Переведите абзац (время на подготовку – 3 мин., для ответа – 1 мин.).

ПИСЬМО (14 минут)

Задание 1. Напишите эссе на тему: «Система ценностей современной молодежи» (80 слов)

(время на подготовку – 13 мин., для проверки – 1 мин.).

БИЛЕТ № 27

АУДИРОВАНИЕ (7 минут)

Задание 1. Прослушайте текст №27 «Фестивальная жизнь»(время на прослушивание – 2 мин.).

Заполните таблицу (время на заполнение – 1 мин., для проверки – 1 мин.).

верно неверно
Фестивали способствуют популяризации кино среди зрителей.
Фестиваль – объективный показатель уровня развития киноискусства, он же высвечивает и проблемы кино.
Самым известным российским кинофестивалем является «Кинотавр», который ежегодно проводится в Санкт-Петербурге.
В Сочи проходят отечественные фестивали «Виват, Россия!», «Фестиваль фестивалей», «Послание к человеку».

Задание 2.Перескажите основное содержание текста(время на подготовку – 2 мин., для ответа – 1 мин.).

ГОВОРЕНИЕ (10 минут)

Задание 1.Примите участие в дискуссиина тему: «Как вы относитесь к понятиям «КАРЬЕРА», «КАРЬЕРИСТ»?» (время на подготовку – 2 мин., для ответа – 2 мин.).

Задание 2. Составьте монолог на тему:«Талантливый человек талантлив во всем»

(время на подготовку – 5 мин., для ответа – 1 мин.).

ЧТЕНИЕ (9 минут)

Задание 1. Прочитайте текст(время на чтение текста «про себя» – 1 мин., вслух – 2 мин.).Составьте план к тексту (время на подготовку – 1 мин., для ответа – 1 мин.).

Труд переводчика

Как-то раз мне попались в руки две гениальные книги Корнея Чуковско­го: «Живой, как жизнь» и «Высокое искусство». Сейчас я бесконечно благодарна ему за то, что он, как ни­кто, научил меня видеть и слышать слово. Сам он владел им виртуозно. Мне открылась вдруг сполна тяжесть каторжного труда пере­водчика, подвиг его, ничем практически не вознаграждаемый, мало кем ценимый.

Когда видишь убогие переводы, то возмущаешься переводчиком, оскорбляешься и за русский, и за английский-французский, с которого переводили. Думаешь: не буду тратить время на это безобразие, прочту в оригинале. А когда берёшь в руки оригинал, то, если он достаточно изысканно написан, часто не хватает знания того же английского-французского. Ведь языки эти бездонны, как и всякий язык.

Оттого, что я долго делила литературу не на русскую и иностранную, а на интересную и неинтересную, мне нужно и сейчас делать некоторое усилие, чтобы сообразить, какие авторы – иностранные. Ведь когда читаешь всё подряд, то в голову не приходит поинтересоваться национальной при­надлежностью автора.

Иностранную литературу я знаю плохо: ведь это океан. Мои американские коллеги, профессора и писатели, чьим вкусам я доверяю, называют имена многих хороших современ­ных писателей, которые мне ничего не говорят, которые, воз­можно, не пользуются большим массовым спросом, как раз потому, что хорошие.

Задание 2.Переведите абзац (время на подготовку – 3 мин., для ответа – 1 мин.).

ПИСЬМО (14 минут)

Задание 1. Напишите эссе на тему: «Можно ли искусством заработать деньги?» (80 слов)

(время на подготовку – 13 мин., для проверки – 1 мин.).

БИЛЕТ № 28

АУДИРОВАНИЕ (7 минут)

Задание 1. Прослушайте текст №28 «Средства массовой информации»(время на прослушивание – 2 мин.).

Заполните таблицу (время на заполнение – 1 мин., для проверки – 1 мин.).

верно неверно
В настоящее время газеты, журналы, радио- и телепрограммы не могут предложить читателям и зрителям что-то интересное.
Современным изданиям не всегда оказывается государственная поддержка.
Культурная жизнь общества особо не интересует средства массовой информации.
Недостатками СМИ является ангажированность и небрежное отношение к языку.

Задание 2.Перескажите основное содержание текста(время на подготовку – 2 мин., для ответа – 1 мин.).

ГОВОРЕНИЕ (10 минут)

Задание 1.Примите участие в дискуссиина тему: «Личная жизнь человека зависит от его профессионального успеха» (время на подготовку – 2 мин., для ответа – 2 мин.).

Задание 2. Составьте монолог на тему:«Фестивали и конкурсы»

(время на подготовку – 5 мин., для ответа – 1 мин.).

ЧТЕНИЕ (9 минут)

Задание 1. Прочитайте текст(время на чтение текста «про себя» – 1 мин., вслух – 2 мин.).Составьте план к тексту (время на подготовку – 1 мин., для ответа – 1 мин.).

Наши рекомендации