Постараемся представить себе, что Бог на нас смотрит.
Приступая к молитве, всегда необходимо представить себе, что Бог находится очень близко, хотя Его не видно. Без этого элемента молитва будет пуста и не получится (2 мин).
"Серединка"
Вот здесь и находится "серединка", о которой я писал вначале. Здесь могут остановиться те, кто не собираются применять сей текст в качестве руководства к действию. Далее пускай отправляются те, кто хочет освоить описанный способ молитвы. Вот (на самом деле все, что было про "серединку" - это просто шутка).
Подготовительная молитва
Она должна быть всегда воззванием к Св. Духу. Медитация св. Игнатия - это не какая-нибудь хитрая техника (а вы чего ожидали?), а просто молитва (Ленин, кстати, тоже разочаровался - в трудах Игнатия он не нашёл, чего хотел - не то искал!) - пребывание с любящим Отцом, с особенным вниманием на то, что Он говорит. После призыва Св. Духа, следует просить то, чтобы все мои НАМЕРЕНИЯ, РЕШЕНИЯ И ДЕЙСТВИЯ были направлены на Службу и во Славу Божественного Величия. Это просьба о максимальной свободе от всего, что создано - для Того, Кто создал.
Вступление 1. Используем воображение. Представим себе место, где происходит то, о чём речь в Слове Бога. Например, как Иисус сидит на горе и произносит Нагорную проповедь, можно оглядеться по сторонам - много ли людей слушает Его? Где я нахожусь (справа или слева от Него)? Или, если это медитация о Рождестве, - велика ли пещерка, в которой родится Иисус? Какого цвета ослёнок и много ли сена в яслях? Опять же где я? Принцип прост - человек молиться всем собой. Если мы привлечем к труду наше воображение, то оно будет нам рисовать картинки, которые будут нас отвлекать (например, как здорово можно бы было съездить брата книжкой по голове за то, что он не выключает музыку за стенкой или как здорово проводить время с подругами).
Имеется и ещё одно важное замечание - когда придут (а они точно придут) чужые картинки (известно, от кого), они могут нас увести в сторону от нашей молитвы. Когда же мы спохватимся, то вместо того, чтобы грустить по этому поводу (известно, кому на радость) мы сможем вернуться к этой картинке и погрузиться опять в размышления (действует как маяк для корабля, который сбился с курса).
Как в любом упражнении или ценном умении (например, 3-очковом броске в баскетболе) - это не получится у вас сразу. Но со временем вы можете стать специалистами. Тот, кто сразу скажет, что это не для меня - конечно, ничего не добьётся. (2 мин)
Вступление 2. Св. Игнатий Лойола говаривал: "испрашивание у Господа Бога того, чего хочу и желаю от настоящего размышления. Эта просьба должна отвечать содержанию размышления...".
Просить плод медитации (она же и есть размышление) - это значит иметь цель. Просьба рождается из желаний внутренних, вследствие воздействия Слова на душу человека. Складывается она из двух составляющих - ситуации, в которой (сегодня и здесь!) находится человек и смыслом Слова Божьего. Ситуация души есть важна настолько, что если один и тот же человек молиться над одним и тем же фрагментом Слова два или более раз - всегда будет иметь разный плод. Потому, что ситуация разная и потому что, как говорил один мудрый мусульманин, Аллах любит разнообразие.
Примеры просьб: о познании близости Бога; о чувстве отвратительности греха; о познании хитрости сатаны; об исцелении ран, нанесенных жизненными ситуациями; о раскаянии в каком-то грехе (1 мин)
Само размышление
1. Что говорит мне Бог именно в этом Слове?
Во время молитвы должна произойти встреча Слова Бога с нашей жизнью - такой, какой она является в данный момент, с принятием всех последствий, вытекающих из этой встречи и отдание их Богу в смиренном и искреннем разговоре. Если кто-то, ещё перед молитвой, знает - кем он есть, Каков Бог, что Он хочет от меня и о чём будет говорить Его Слово, то не стоит медитировать - лучше пойти на прогулку.
Речь идёт о том, что Он всегда хочет сказать нам что-то новенькое! И необходимо искреннее слушание. Нет ничего страшного в том, что при этих словах у вас может сжиматься сердце от ужаса (как я могу знать, когда и как будет говорить Бог? Даже Мария спрашивала - как это будет, если я мужа не знаю?) Незнание не порок, а возможность для Бога учить нас. Хуже всего, когда нам кажется, что мы уже знаем. Надо быть очень осторожным, чтобы не воспринимать Слово через призму наших ожиданий и предыдущий опыт – через то, что мы знаем, чего боимся и на что надеемся.
Тот же индийский иезуит (который рассказывал про монаха и лягушонка) повторял и другую историю: жил да был один богатый индус - католик. У него был единственный сын (мать умерла при родах), в котором он души не чаял. В доме он устроил часовню, в которую приходил молиться вместе с сыном утром и вечером перед большой мраморной статуей Иисуса. Делал он превеликое множество добрых дел - давал деньги бедным, на строительство храмов и т. д. Он очень надеялся, что Иисус даст за всё это долгую, счастливую и богатую жизнь его единственному сыну. Каков же был его ужас, когда однажды ему сообщили, что мальчик попал в автокатастрофу и погиб на месте. В бешенстве ворвался тот человек в часовню и разбил статую Иисуса об пол.
Вообразите моё удивление, когда рассказчик добавил к этой истории, что Господу понравился поступок этого человека. Ибо в этой статуе он разрушил не Иисуса, а своё представление о Нём. Он не знал Бога, но был уверен, что его Образ Бога и есть БОГ. С этого момента начался трудный и болезненный путь этого индуса от Образа Бога к познанию ЕГО, КАКИМ ОН ЕСТЬ НА САМОМ ДЕЛЕ. Я уверен, что он умер счастливым и встретился со своим сыном в Небе.
Скажу иначе. Эта история о переходе от того представления о мире, что я буду такой, какой есть, а Бог должен быть таким, какой соответствует моим требованиям, к такому представлению о жизни, что я должен познать, каков есть БОГ и подумать, каким в связи с этим должен быть я.
Ещё иначе. Люди долгое время думали, что Солнце вращается вокруг Земли. Позволю себе заметить, что когда скромный католический священник по фамилии Коперник сделал своё открытие, то люди не могли поверить в то, что именно земля крутится вокруг Солнца, а не наоборот. История индуса - это история о познании: Кто Солнце, а кто земля, кто вокруг Кого должен вращаться. Проблема только в том, что это не так просто. Надо много смелости. Многие современники Коперника умерли, так и не поверив ему.
Возвращаясь к нашей молитве - очень важно прислушаться к тому, что Бог хочет нам сказать о нас и о Себе. Стоит задавать себе вопросы: что в Слове воспринимаю с хорошими чувствами? Что кажется мне трудным?
Надо быть очень терпеливым и внимательным. Кто ищет, тот всегда найдёт, а не приложишь усилий - рыбка останется в пруду.
2. Открытие правды своей жизни в свете Слова Божия. В медитации человек должен с одной стороны принимать правду Слова, а с другой стороны активно открывать правду своей жизни. Нам (людям) свойственно находить в себе что угодно, кроме правды о себе. Одни считают, что они святые - не могут найти, в чём Слово их могло бы осудить. Другие (эти хитрее), помня притчу о мытаре и фарисее, охотно и много находят у себя всё то плохое, о чём говорит нам Слово, просят прощения за всё на свете, каются (искренне, конечно) и ничего не хотят изменить в своей жизни (что впрочем, и невозможно - изменяться можно только понемногу и в одной конкретной вещи). Труднее всего найти таких, кто видит правду о себе в свете Слова Божьего - они искренне радуются всему доброму и в себе и в других, знают свои слабые стороны, просят за них прощения и остаются жизнерадостными. Не осуждают они и других - знают человека и его слабости на своём примере и искренне молятся за своих ближних и дальних, врагов и друзей.
Дух Святой, если медитирующий откроется ему искренне, проникнет со временем во все самые глубокие замыслы нашего сердца (а мы даже не представляем себе, каковы они на самом деле).
Должен сразу предупредить, что речь идёт о той самой последней "комнате" (в лабиринте нашей души), куда мы никогда не пускаем никого - даже самых близких наших друзей, мать, мужа, жену, детей. Более того, мы сами туда не заходим - только, как Цербер охраняем, чтобы туда никто не вошёл. Втайне мы чувствуем, что именно там, в той комнате находится разгадка страшной (и скрываемой перед всеми) тайны, той, что позволяет нам отнести к себе слова св. Павла: бедный я человек - что хочу, не делаю, а делаю то, что не хочу. Ведь внешне мы можем выглядеть людьми уравновешенными, людьми, которым всё удается и которые всё держат под контролем. Однако мы сами знаем, что это не так. В этой ситуации люди поступают разным образом. Одни наивно считают, что им кто-то может помочь, что психология, как наука пошла вперёд и т. д. Они бегают по разным советчикам и специалистам, но нигде не могут найти желаемого результата. Они напоминают мне женщину из Евангелия, которая лечилась много лет и издержала на врачей всё своё состояние (если кто не знает - безрезультатно) и, наконец, подошла к Иисусу, чтобы с верой коснуться края Его плаща (после чего получила исцеление).
Другие люди, гораздо хитрее, они чувствуют, что “страшная комната” неизбежна, но никто из людей им не поможет, что просто необходимо охранять комнату от других. Они-то часто и становятся советчиками и специалистами, к которым обращаются евангельские женщины наших дней.
Первых принято называть людьми слабыми, других сильными. Но это только видимость. Человек не может сам разобраться в себе и не может сам излечить себя. Это под силу только Богу - Создателю человека и Он хочет это сделать. Однако (вот незадача!) Всемогущий Бог не может открыть двери этой комнаты. Ведь у этой самой последней комнаты есть только один ключ, и этот ключ у нас. Бог отдал нам его при сотворении вместе со свободой, которую у нас нельзя отнять. Получается, что Он не может нас вылечить, не получив прежде нашего согласия.
Посвящение кого-то в свои самые глубокие замыслы, особенно те, наиболее неупорядоченные - это процесс чрезвычайно болезненный, против которого может рождаться бунт и внутреннее сопротивление. Возникает это из-за того, "что плотские помышления суть вражда против Бога; ибо закону Божию не покоряются, да и не могут" (Рим. 8, 7).
Открытие правды о своей жизни в свете Слова Бога должно быть конкретным, должно касаться реальных жизненных ситуаций, проблем, конфликтов, из которых соткана наша повседневность. Всё сразу (да ещё и собственными силами) изменить здесь невозможно. То, что можем сделать (и это нам по силам) - это открыть правду о себе в свете Слова и признаться в этом перед собой и перед Богом. Иногда простая, тихая и искренняя молитва: "видишь, какой я есть, Боже, вчера я нечестно поделился с сестрой яблоком..." - величественнее в глазах Бога, чем помазание на царство, или вручение Оскара в глазах людей.
3. Мой ответ. Что я должен (а) в связи с этим сделать (или изменить) в своей жизни?
Действие Бога не нарушает свободу человека, которой может распоряжаться только он сам. Центральным моментом в этой молитве (медитации св. Игнатия) является добровольная передача своей свободы в распоряжение Бога. Тот, кто молится, таким образом, слушает Слово Бога, открывает правду своей жизни в его свете, а потом выражает готовность принять на себя труд и жертву, чтобы жизнь его соответствовала тому, что говорит сам Бог. Решение об этом соответствии следует принять конкретное - например, "не бить больше младшего брата, когда он "достанет" своим любопытством в момент, когда я переживаю всю полноту, не понятной ему (пока!) трагедии полученной двойки и излишне эмоциональной реакции родителей на эту оценку". Неконкретные решения вообще не имеют смысла - например, "с завтрашнего дня буду лучше относиться к своему брату". Ясно, как белый день, что такое желание не будет воплощено в жизнь, а мы сами будем думать опосля (с отчаянием), что ни на что не годимся и нет у нас улучшения в духовной жизни. Следующим искушением (известно кого) будет мысль, что религия не для меня, ибо я (великое открытие!) конченый человек. Гордец! (Гордячка!) Раз у тебя эта жизнь еще не отобрана, значит, Бог все еще на тебя надеется. Любовь к Богу – это не то, когда нам удается не грешить, а тогда, когда мы вновь и вновь поднимаемся и идем дальше. Шишки и синяки помогают нам серьезнее относиться к Педагогике Бога. Одним из последствий чего является как раз умение ставить перед собой выполнимые задачи.
Поговорим минутку с Богом о том, о чём захотим.
Если слушанию Слова Бога и открытию правды о своей жизни в медитации отводится много места, то ещё важнее, чтобы хватило времени на прямой диалог с Богом. Здесь можно поговорить обо всём, что родится из нашего размышления. Если мы чувствуем, что пока не готовы перестать колошматить младшего братишку, но очень этого хотим - надо поговорить с Богом об этом. Он очень хочет нам помочь. Возможно, что во время одной из следующих медитаций нам удастся отказаться от этого вовсе (к огромному удовольствию братишки).
"Отче наш", самая совершенная из всех молитв заканчивает нашу медитацию. Является же она некой границей между молитвой созерцательной и выходом в жизнь (созерцательная молитва в действии).
Итак, медитация закончена. Мы можем бежать мыть посуду, или в школу, или выслушивать упрёки родителей и т. д. Но чуть позднее должны мы найти немного времени (идеально было бы сразу после молитвы) и подумать о том, КАК мы сделали медитацию. В этом вам может помочь то, что вы сейчас читаете.
Зачем это нужно? Дело в том, что когда мы несколько раз используем эту молитву, у нас возникнет желание сокращать что-нибудь из этого метода (это не наша вина - человек таков, что всё пробует сократить и упростить). Когда вы перестанете делать вступительную молитву и всевозможные введения (т.е., сократите их за ненадобностью), то у вас перестанет получаться ваша молитва - будет скучно, нудно и неинтересно - лучше побегать за мячиком. Тем более, что крики друзей по двору за окном воспринимаются нами в качестве сигналов, что мы делаем в этот момент что-то менее интересное, чем могли бы. Нам начинает казаться, что мы тратим ценное время и (что самое главное) пропускаем реальные жизненные удовольствия.
Именно в такие моменты вам очень поможет этот элемент медитации - просмотреть этап за этапом все, что происходило во время молитвы. Может, мы что-то упустили? Если сатана уводил нас мыслями на бок, то возвращались ли мы к картинке нашего воображения в самом начале (нашему маяку)? И т. д., и т. п.
Таким образом, совершённые ошибки не будут нас выводить из себя и расстраивать, но послужат поводом к исправлению, поводом к тому, чтобы всегда идти дальше. Очень помогает записывать некоторые вещи в специальную тетрадку - можно потом вернуться к ним в другой раз или поговорить об этом в момент исповеди со священником. Тогда (поверьте!) хватит вам времени и на молитву, и на футбол (это здорово!). А что самое важное - это будет приносить вам радость. Потом вы начнете находить Бога во всем (даже в игре в футбол).
ЖЕЛАЮ УДАЧИ!
PS. В стародавние времена, когда люди не знали что такое телефон, телеграф и прочие изобретения вроде электронной почты (о которой и сейчас ещё многие толком ничего не знают), они (люди) умели красиво писать письма. Даже жанр был в литературе, который назывался тоже красиво - эпистолярный. И когда они писали свои красивые письма, ухитрялись непременно что-нибудь позабыть (или специально это делали), чтобы потом это с пафосом уместить в "Post Scriptum" ("После Написанного"), который для краткости обозначали - PS. Располагался он после подписи.
Я же вовсе не хотел писать чего-нибудь в этом роде, но подумал, что задаю непосильную задачу моему весьма терпеливому (уж скоро он добрался до этого места!) читателю. Особенно тем, кто, желая использовать сей текст в качестве руководства к действию, возьмёт на себя труд (впрочем, весьма благодарный) медитации св. Игнатия. Ведь если таковой читатель должен будет перечитывать мою работу достаточно часто, то будет трудно делать это из-за обилия не очень нужного, второстепенной важности текста. Поэтому ниже умещаю саму суть для лёгкости повторения и самоконтроля (правильно ли делаем медитацию?):
Перед самой молитвой прочитаем несколько раз фрагмент Святого Писания и если он очень важный (например, слова Иисуса) можно выучить его наизусть. Читая несколько раз, обратим внимание на содержание (смысл) текста. Обратим внимание, на чём нам хотелось бы задержаться во время молитвы. Можно задать себе вопросы: что в читаемом Слове Божием "ударяет" особенным образом? Что меня притягивает, а что отталкивает в этом тексте?
Отмерим время 40 - 60 мин - это идеал, если не можете и считаете, что вы не доросли до этого (ваша беда - ибо много тратите) можете отмерить 28 мин и 34 сек, но тогда не в коем случае не прерывать в 27 мин и 17 сек.
Найдём место, выберем позицию и успокоимся (несколько минут)
"Смотрим", как Бог смотрит на нас (2 мин).
Подготовительная молитва к Св. Духу и просьба "дабы все мои намерения, решения и действия направлялись единственно и исключительно к служению и восхвалению Его Божественного Величия" (св. Игнатий).
Вступление 1. Используем воображение. Представим место, где происходит то, о чём речь в Слове Бога. (2 мин)
Вступление 2. "Испрашивание у Господа Бога того, чего хочу и желаю от настоящего размышления. Эта просьба должна отвечать содержанию размышления..." (лучше Игнатия не скажешь - 1 мин).
Само размышление:
1. Что говорит мне Бог именно в этом Слове?
2. Открытие правды своей жизни в свете Слова Божия.
3. Мой ответ. Что я должен (а) в связи с этим делать (или изменить) в своей жизни?
Разговор с Богом
"Отче наш"
Контроль - как прошла медитация. Были ли мы верны "методу".
PPS. В те же самые стародавние времена, когда люди умели писать красивые письма, некоторые ухитрялись дописать к "Post Scriptum" ещё и "Post Post Scriptum". Я его также не собирался писать, но был мучим мыслью, что те, кто будут пользоваться моим "PS", и только ним, в скором времени забудут превеликое множество ценных советов и мудрых мыслей, которые содержаться в основном тексте.
Поэтому я предлагаю (особенно при контроле) перечитывать и основной текст. Причём всё составлено так, что можете перечитать только те фрагменты, которые считаете нужными. В общем, ещё раз удачи!