Учебно-методическое и материальное обучение

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

по обучению фитнесу «Непоседы»

  Срок реализации: 2 года Возраст детей: 5-7 лет Руководитель: Е.П. Шуткина Должность: инструктор по физической культуре

г. Новый Уренгой

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность и новизна.Современная типовая программа по физическому воспитанию в дошкольных учреждениях, оказывает большое влияние на развитие двигательной активности детей. Но составляется она на основе обязательного содержания по физическому развитию. И зачастую рамки программы не позволяют использовать все разнообразие форм организации двигательной деятельности ребенка.

В настоящее время в нашей стране всё большую популярность приобретают фитнес-программы. Под термином «фитнес» подразумевается система мероприятий, обеспечивающих разностороннее физическое развитие человека, укрепление и поддержание его здоровья.

Эта система опирается на четыре основных принципа, которые можно назвать составляющими фитнеса:

- аэробные или кардиотренировки (улучшают деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем);

- силовые тренировки (как правило, с отягощениями, направленные на укрепление и увеличение мышечной массы);

- тренировка гибкости;

- рациональное питание и ведение здорового образа жизни;

Детский фитнес – это форма физкультурно-оздоровительной работы с детьми, интегрирующая элементы хореографии, гимнастики, аэробики. Детский фитнес предполагает применение разнообразного спортивного оборудования и тренажеров. Занятия по фитнесу воспитывают не только физические качества, но и чувство ритма, артистичность, творческие способности, обеспечивают развитие моторики ребенка, формирование правильной осанки.

Задачи по фитнесу.

1. Содействовать укреплению и сохранению здоровья детей.

2. Укреплять опорно-двигательный аппарат (формирование правильной осанки, укрепление мышц стопы и голени)

3. Развивать физические качества (гибкость, выносливость) и двигательные способности (координационные, к выразительности выполнения упражнений).

4. Формировать технику выполнения упражнений, навыки выразительности, пластичности, грациозности движений.

5. Содействовать развитию чувства ритма, музыкального слуха, памяти, внимания, умению согласовывать свои движения с музыкой.

6. Обучать умению анализировать свои действия и действия товарищей.

7. Содействовать воспитанию умения эмоционального выражения, раскрепощенности и творчества в движениях.

8. Воспитывать потребность в ежедневных занятиях физическими упражнениями.

9. Формирования навыка к здоровому образу жизни.

Программа содержит необходимый диагностический инструментарий, позволяющий проводить мониторингуровня освоения технических элементов в процессе обучения. Программа рассчитана на два года обучения. Способ вхождения в программу: желание родителей и добровольное участие детей пяти-семи лет, посещающих дошкольное образовательное учреждение.

Составлен учебно-тематический план на 2 года для детей 5-6 и 6-7 лет. После проведения каждого этапа работы кружка предполагается овладение детьми определенными знаниями, умениями, навыками. Дети осваивают упражнения с элементами классической аэробики, степ-аэробики, фитбол-гимнастики. Организация работы по программе строится в тесном взаимодействии с медицинскими работниками дошкольного учреждения. Гибкая форма организации занятия кружка позволяет учитывать индивидуальные особенности детей, состояние здоровья, уровень овладения движениями, желания, настроение детей. Во время проведения занятий рекомендуется проведение релаксации, упражнения дыхательной гимнастики.

Дни занятий кружка выбираются в соответствии с расписанием образовательной деятельности, а так же в выходные дни. Каждый ребенок занимается в кружке 2 раза в неделю. Занятия разработаны с учетом следующих принципов обучения:

- принцип доступности - применение упражнений, сообразно возрастным особенностям детей, уровня развития физической подготовленности;

- принцип индивидуальности – осуществление индивидуального подхода к детям разного возраста, пола, двигательной подготовки и физического развития;

- принцип систематичности и последовательности – необходимость преемственности и регулярности при формировании у детей двигательных умений и навыков, адекватных особенностям их развития в период дошкольного возраста; постепенная подача материала от простого к сложному;

- принцип чередования нагрузки – важен для предупреждения утомления у детей и для оздоровительного эффекта от выполнения физических упражнений;

- принцип наглядности – наглядность (зрительная, звуковая, двигательная) играет важную роль в обучении движений, является неотъемлемым условием совершенствования двигательной деятельности;

- принцип результативности и гарантированности – реализация прав детей на получение необходимой помощи и поддержки. Гарантия положительного результата независимо от возраста и уровня физического развития детей;

- принцип активности и сознательности – формирование у детей устойчивого интереса к освоению новых движений, привитие навыков самоконтроля, развитие сознательности, инициативы, творчества.

Типы физических занятий(классификация Кожуховой Н.Н.)

1. Учебно-тренировочные занятия. Подразумевают формирование двигательных умений и навыков, развитие физических качеств, совершенствование умений и навыков, в нашем случае характерных для фитнеса. Такой тип уроков должен составлять не менее 50 % всех занятий.

2. Комплексное занятие. Оно направлено на синтез различных видов деятельности. Решаются задачи физического, психического, умственного, нравственного развития.

3.Игровое занятие. Построено на основе разнообразных подвижных игр, игр – эстафет и т.д. Совершенствуются двигательные умения и навыки, развиваются физические качества, воспитывается интерес к занятиям, физическим упражнениям, двигательная самостоятельность и способности участвовать в коллективных играх и т.д.

4.Контрольное занятие. Проводится в конце каждого квартала (полугодия) и направлено на количественную и качественную оценку двигательной подготовленности детей в освоении основных движений и физических качеств.

5.Хореографическое занятие. Основная задача – формирование правильной осанки, развитие мышечного корсета, устойчивости и гибкости.

Структура занятия

За основу структуры наших занятий были приняты рекомендации М.В. Левина, которые мы адаптировали согласно особенностям фитнеса.

Типовая структура – это лишь ориентир, которым следует руководствоваться при решении поставленных задач.

Подготовительная часть урока. Вводит детей в работу, которая запланирована, организует их, устанавливает контакт между детьми и инструктором (преподавателем).

Основная часть урока. Задача основной части урока – овладение главными, жизненно-необходимыми и специальными навыками, которые содействуют освоению спортивного вида фитнеса.

Заключительная часть урока. Ее продолжительность – 5-10 минут. Задачи этой части урока – завершить работу постепенным снижением нагрузки на организм, привести детей в более спокойное состояние.

Планирование занятий на год

(сетка часов при двухразовых занятиях в неделю)

Таблица 1

Типы физических занятий Возрастная группа
5 – 6 лет 6- 7 лет
Учебно-тренировочные занятия 72 часа 72 часа
Комплексные занятия
Хореографическое
Игровое
Контрольное
В конце каждого квартала

Примерная схема планирования обучения на месяц.

Таблица 2

  1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя
Хореографическое Учебно-тренировочное Хореографическое Учебно-тренировочное
Учебно-тренировочное Игровое Учебно-тренировочное Игровое
Комплексное Учебно-тренировочное Комплексное Учебно-тренировочное (в конце квартала контрольное)

Формы подведения итогов реализации программы:Наблюдение педагога. Презентация видеоматериалов итоговых занятий, открытие занятия для родителей, проведение праздников.

Учебно-методическое и материальное обучение

1. Спортивный зал.

2. Тренажеры.

3. Фитболы.

4. Степ платформы.

5. Коврики для фитнеса

6. Музыкальный центр.

7. Записи фонограмм.

8. Видеотека

Литература:

1. Лисицкая Т.С., Сиднева Л.В. Тестирование физической подготовленности в аэробике. – М.: 2001. – 16 с.

2. «Са- фи- денсе» Танцевально- игровая гимнастика для детей. Учебно- методическое пособие для педагогов дошкольных и школьных учрежедний под редакцией Фирилева Ж.Е., Сайкина Е.Г.

3. Малыши на мячах. – М.: Центр Фитбол, 2005. – 130с. Левченкова Т.В., Сверчкова О.Ю.

4. Спортивная аэробика в школе. – М.: СпортАкадемПресс, 2002. – 84с.

5. Шебеко В.Н., Ермак Н.Н., Шишкина В.А. – Физическое воспитание дошкольников. – М.:1999.

6. А.А. Потапчук, Т.С. Овчинникова . Двигательный игротренинг для дошкольников. – СПб.: Речь; М; Сфера, 2009.

7. Т.Е. Харченко. Организация двигательной деятельности в детском саду.

8. О.В.Баженова. Тренинг эмоционально-волевого развития для дошкольников и младших школьников. – СПб.: Речь; М; Сфера, 2010.

9. Здоровячок. Система оздоровления дошкольников./Авт.сост., Т.С.Никанорова, Е.М.Сергиенко. – Воронеж: ЧП Лакоценин С.С.,2007.

Приложение 1

Примерное планирование первого года обучения

Строевые упражнения.

Цель:Учить детей ориентироваться в пространстве и осваивать различные виды движений: построение, перестроение. Обеспечивать эффективное формирование умений и навыков.

Виды упражнений:

- построение в шеренгу и в колонну по команде;

- повороты переступанием;

- передвижение в сцеплении.

- построение в круг и передвижение по кругу в различных направлениях за педагогом;

- построение из одной шеренги в несколько;

- построение в шахматном порядке;

- бег по кругу и ориентирам («змейкой»);

- построение врассыпную, бег врассыпную;

- построение в две шеренги напротив друг друга

- перестроение из одной шеренги в несколько до ориентира.

Игроритмика.

Цель:Развивать у детей чувство ритма и двигательных способностей. Учить детей выполнять движения под музыку красиво, свободно, координационно.

Виды упражнений:

- хлопки в такт музыки (образно-звуковые действия «горошинки»);

- ходьба, сидя на стуле;

- акцентированная ходьба;

- акцентированная ходьба с одновременным махом согнутыми руками;

- увеличение круга шагами назад от центра, уменьшение круга шагами вперёд к центру;

- поднимание и опускание рук на 4 счёта, на 2 счёта и на каждый счёт.

- ходьба в полуприседе;

- хлопки руками под музыку;

- движения руками в различном темпе.

- выполнение упражнений руками под музыку в различном темпе и с хлопками;

- выполнение общеразвивающих упражнений под музыку с притопом

- удары ногой на каждый счёт и через счёт

- шаги на каждый счёт и через счёт (шаг вперёд с левой, держать, шаг вперёд с правой, держать)

Танцевальные шаги.

Цель:Формировать у детей танцевальные движения. Способствовать повышению общей культуры ребёнка.

Виды упражнений:

- шаг с носка, на носках, полуприседы на одной ноге, другую вперёд на пятку;

- пружинистые полуприседы;

- приставной шаг в сторону;

- шаг с небольшим подскоком;

- комбинации из танцевальных шагов;

- сочетание шагов с носка и шагов с небольшим подскоком;

- мягкий высокий шаг на носках. Поворот на 360градусов на шагах;

- приставной и скрестный шаг в сторону;

- попеременный шаг.

Наши рекомендации