Как организовать занятия с маленьким неслышащим ребенком 2 страница

Среди глухих детей можно выделить две группы. Первую составляют глухие дети со значительными остатками слуха. Они реагируют на звучание низкочастотных игрушек на большом расстоянии (2,5—5 м), среднечастотных — значительно ближе к уху; высокочастотные игрушки эти дети, как правило, не слышат. Они воспринимают звучание голоса разговорной громкости на расстоянии до 0,3 м от ушной раковины. При аудиометрическом исследовании слуха отмечается его снижение на уровне 85—100 дБ при диапазоне воспринимаемых частот до 2000—8000 Гц.

Ко второй группе относятся глухие дети с незначительными остатками слуха. Они воспринимают только низкочастотные удары барабана и голос повышенной или разговорной громкости у ушной раковины. Эти дети имеют снижение тонального слуха более чем на 100 дБ при суженном частотном диапазоне.

Сопоставляя данные педагогического обследования слуха с результатами аудиометрического исследования, необходимо учитывать ряд факторов. Одним из них является степень сохранности восприятия низких частот. У детей с относительно хорошей сохранностью восприятия частот 125 и 250 Гц при педагогическом обследовании слуха могут быть получены значительно лучшие результаты, чем те, которых можно было бы ожидать исходя из средней потери слуха. Например:

Таня А. (2 г. 1 мес.) — здорова, психофизическое развитие соответствует возрасту, в речи отдельные лепетные слова. Девочка имеет среднюю потерю слуха 68 дБ, исходя из этого следовало бы ожидать реакций на игрушки и голос, характерных для слабослышащих детей со средней тугоухостью. Однако, вследствие того что пороги слуховой чувствительности на частотах 125 и 250 Гц составляют 30 и 35 дБ, девочка реагирует на звучание барабана на расстоянии 5 м, а дудки, гармошки, погремушки и шарманки — 4 м; она воспринимает голоса разговорной громкости на расстоянии 4 м и шепот у ушной раковины. Следовательно, имеют место результаты, аналогичные тем, которые отмечены у детей с легкой тугоухостью.

Особо следует остановиться на сопоставлении данных педагогического и аудиометрического исследований слуха детей, коррекционная работа с которыми началась рано — в первые 1,5 года жизни. Как уже отмечалось, первоначальные педагогические данные о состоянии слуха детей младенческого возраста можно получить на основе регистрации различных проявлений безусловного ориентировочного рефлекса. С первых же дней занятий проводится целенаправленная работа по развитию у них слуховой функции. В ходе этой работы у детей к 1,5—2 годам вырабатывается условная двигательная реакция на различные звуковые стимулы. С ее помощью выявляются возможности восприятия не только звучащих игрушек и речи, но и тонов аудиометра. При этом полученные результаты педагогического обследования слуха лучше, чем можно было бы ожидать при той или иной средней потере слуха, что является следствием специальной тренировки в восприятии различных звуков с самого раннего возраста.

Описанные выше способы исследования слуха позволяют ответить на вопрос: снижен ли у ребенка слух и в какой степени. Не менее важной задачей является выявление характера поражения слухового анализатора, т. е. определение того, носит ли поражение слуха кондуктивный или нейросенсорный характер. Это определяет врач-аудиолог на основании различных аудиометрических тестов. Одним из наиболее доступных тестов является сопоставление порогов восприятия тонов аудиометра при воздушном (через головные телефоны — наушники) и костном (через костный телефон) проведении. Исследование костной проводимости, так же как и воздушной, становится возможным после выработки у ребенка условной двигательной реакции на звук.

Таким образом, если родители внимательно наблюдают за развитием ребенка с первых дней жизни, то они могут очень рано заметить отклонения от нормального хода формирования слуховой функции. Напомним, что на резкие, громкие звуки ребенок реагирует с первых дней жизни, к 3—4 месяцам малыш начинает искать глазами источник звука и поворачивать голову в его сторону. Следует подчеркнуть, что ребенок с нормальным слухом воспринимает высокочастотные звуки погремушки, колокольчика и т. п. с того же расстояния, что и низкочастотные (удары по барабану и т. п.).

При первом подозрении на снижение слуха нужно немедленно обратиться к врачу-сурдологу сурдологического кабинета по месту жительства. При этом ребенка до 1,5 лет не надо специально готовить к обследованию, скорее, наоборот, следует прекратить все проверки его слуха домашними способами, чтобы многократным повторением звуковых сигналов не вызвать торможения безусловных ориентировочных реакций на звук.

Ребенка же старше 1,5 лет целесообразно подготовить к исследованию слуха, т. е. начать вырабатывать условную двигательную реакцию на звучание речи и игрушек. Такая подготовка ускорит диагностику и позволит своевременно начать занятия с малышом.

Родителям полезно вести дневник наблюдений над реакциями ребенка. В нем отмечается, на какие звуки реагирует ребенок и с какого расстояния, может ли он определить местонахождение источника звука. Дневник может выглядеть, например, так:

Таблица 1 Результаты наблюдений за реакциями ребенкаИсточник звука Дата наблюдений

15 марта 17 апреля 20 мая

Шарманка 10 см _ _

Погремушка 30 см 25 см —

Дудка 3 м 2,5 м 2 м

Гармошка 3,5 м 3 м 2 м

Барабан 5 м 5 м 5 м

Шепот — — —

Голос разговорной громкости 50 см 30 см у/р

Как видно из таблицы, ребенок стал воспринимать меньшее число звучаний и с более близкого расстояния. Это свидетельствует о возможном дальнейшем понижении слуха. В подобных случаях нужно срочно обращаться к врачу-сурдологу, так как своевременное лечение может приостановить этот процесс.

В зависимости от возраста малыша в дневнике отмечаются результаты, получаемые либо на основе безусловных ориентировочных реакций (до 1,5 лет), либо на основе выработки условной двигательной реакции (после 1,5 лет).

Если у малыша выявлено хотя бы незначительное снижение слуха, необходимо немедленно начать проводить с ним коррекционную работу.

КАК ОРГАНИЗОВАТЬ ЗАНЯТИЯ С МАЛЕНЬКИМ НЕСЛЫШАЩИМ РЕБЕНКОМ

Воспитывать и учить малыша необходимо с рождения. Особенно важно раннее начало занятий с детьми, имеющими нарушения слуха. Правильно организованная коррекционная работа в раннем возрасте будет способствовать всестороннему развитию глухого и слабослышащего ребенка. Это позволит избежать тех тяжелых последствий, которые несет с собой глухота или тяжелая тугоухость: отсутствие речи, отставание из-за немоты от слышащих детей в психическом развитии, изменения личности.

Успешность коррекционной работы с младенцами и детьми раннего возраста определяется прежде всего наличием полноценного эмоционально-личностного общения с малышом и возможности речевого контакта с ним. Отсутствие или дефицит внимания и любви к ребенку в младенчестве и раннем детстве снижают темпы его умственного развития, формирования интересов и любознательности, что отрицательно сказывается на становлении личности и самосознания ребенка.

Коррекционная работа предусматривает соблюдение общих требований к воспитанию и обучению детей раннего возраста. Важно обеспечить неслышащему ребенку такие же, как и для слышащего, возможности физического и психического развития. Все эти вопросы с учетом возрастных особенностей детей младенческого и раннего возраста широко и полно освещены в отечественной литературе.

С неслышащим малышом необходимо проводить занятия по развитию движений, умственному воспитанию в процессе действий с предметами, игре, в ходе изобразительной деятельности и на музыкальных занятиях. Содержание занятий в первую очередь определяется возрастом ребенка и уровнем его психофизического развития, которое подчиняется тем же законам, что и развитие слышащих детей. Однако снижение слуха и отсутствие или недоразвитие речи диктует необходимость применения особых методических подходов. Вопросам психофизического развития ребенка в разнообразных видах деятельности посвящена отдельная глава.

Следует подчеркнуть, что нарушение слуха сказывается прежде всего на овладении устной речью как способом общения и орудием мышления. Большое значение для развития речи имеют условия, в которых воспитывается ребенок, отношение к нему окружающих взрослых, их воспитательное воздействие, а также собственная активность малыша в различных видах деятельности. Строгое выполнение режима дня способствует хорошему физическому развитию и здоровью. Правильное чередование сна, питания, бодрствования позволяет создать благоприятные условия для эмоционально-личностного контакта взрослого и ребенка, что является залогом успеха коррекционной работы.

Однако коррекция дефекта включает в себя не только правильную организацию общения с глухим и слабослышащим ребенком в процессе ухода за ним и организацию его деятельности в соответствии с возрастом, выполнение всех рекомендаций по его воспитанию, но и проведение специальной работы по формированию и развитию его устной речи.

В раннем детстве имеется возможность приблизить процесс становления устной речи у неслышащего ребенка к аналогичному процессу у нормально развивающихся сверстников. Одним из основных условий, позволяющих реализовать эту возможность, является проведение систематической интенсивной работы по формированию и развитию слуховой функции ребенка.

Воспитание ребенка и проведение коррекционной работы требуют создания таких условий, при которых он в той или иной степени может слышать обращенную к нему речь. Это достигается в некоторых случаях простым приближением говорящего взрослого к уху малыша. Усиление речи таким способом возможно и дает достаточно разборчивое восприятие речи, но при этом ребенок, имеющий значительную потерю слуха, часто лишается возможности воспринимать окружающие его различные неречевые звуки, что приводит к резкому обеднению представлений о звуках окружающего мира. С определенными трудностями связано и обеспечение такого восприятия речи ребенком при уходе за ним, при проведении разнообразных упражнений по развитию его познавательной деятельности. Кроме того, без слухового аппарата многие дети не слышат собственной речи. Поэтому большинство глухих и слабослышащих детей постоянно (в течение всего дня) пользуются индивидуальными слуховыми аппаратами при отсутствии медицинских противопоказаний к звукоусилению.

Слухопротезирование осуществляется врачом-сурдологом на основе результатов отиатрического и аудиологического обследования. Детей младенческого и раннего возраста целесообразно протезировать двумя аппаратами заушного типа, а не карманным. Это связано с рядом причин. Во-первых, современные аппараты заушного типа удовлетворяют требованиям, предъявляемым к слухопротезированию детей с любой степенью потери слуха, в том числе и глухих. Во-вторых, при этом обеспечивается истинное бинауральное восприятие. Бинауральное Слухопротезирование является наиболее полноценным, так как исключает сенсорную депривацию одного уха и дает возможность локализовать звук, что помогает ориентироваться в пространстве. Кроме того, при бинауральном восприятии увеличивается слуховая чувствительность (или громкость) приблизительно на 3—6 дБ и понижаются дифференциальные пороги по частоте. В-третьих, карманный аппарат слишком велик и тяжел для младенца, он затрудняет некоторые его движения, особенно переворачивание на живот и ползание.

Слухопротезирование осуществляется сразу же после установления степени и характера снижения слуха. Тип аппарата подбирается врачом-сурдологом. Индивидуальный режим работы аппарата уточняется сурдопедагогом в процессе коррекционных занятий. При этом выбор частотной характеристики определяется тем, что для развития слуховой функции и формирования устной речи ребенку необходима возможно более полная информация об акустических свойствах речевых стимулов.

В ходе обследования и занятий подбирается такой режим работы аппарата, при котором ребенок воспринимает синтетический сигнал (тон аудиометра) интенсивностью 50—75 дБ в максимально широком диапазоне частот, пропускаемых аппаратом. Выбор интенсивности стимула определяется средней интенсивностью голоса разговорной громкости. Лишь в некоторых случаях частично подавляются звуки низкой частоты (при хорошей сохранности их восприятия).

Методика подбора уровня усиления зависит от возраста ребенка. У детей первых 1,5 лет жизни первичный подбор уровня усиления определяется на основе регистрации безусловной ориентировочной реакции на тон аудиометра, подаваемый в звуковом поле. Оптимальным для детей этого возраста считается режим, при котором они реагируют на звуки интенсивностью 60—75 дБ. У детей старше 1,5 лет первоначальный уровень усиления определяется на основе регистрации предварительно выработанной условной двигательной реакции в ответ на тон аудиометра, подаваемый в звуковом поле. Подбирается то минимальное усиление, при котором ребенок реагирует на стимулы интенсивностью 50—70 дБ в частотном диапазоне аппарата.

Режим работы аппарата определяется для каждого уха в отдельности и проверяется при бинауральном восприятии. Вслед за этим исследуется, не вызывают ли дискомфорта при данном режиме звуки интенсивностью 90—100 дБ. При наличии дискомфорта ограничивается максимальный выходной уровень звучания, т. е. проводится дальнейшее уточнение режима работы аппарата. Одновременно с этим проверяется, воспринимает ли ребенок звучание голоса разговорной громкости при произнесении звукосочетаний типа па-па-па и слов, имеющих разную частотную характеристику, при удалении говорящего от микрофона аппарата на расстояние не менее 1,5—2 м (т. е. в зоне социального контакта).

Первоначально подобранный уровень усиления и частотная полоса аппарата постоянно уточняются в процессе обучения. После того как ребенок научится воспринимать на слух первые звукоподражания и слова, режим работы считается оптимальным в том случае, если ребенок различает слова на слух при удалении говорящего от микрофона аппарата на расстояние не менее 1 м (при меньшем расстоянии режим вновь уточняется).

Учитывая, что ребенок находится с аппаратом весь день, следует закрепить его на теле малыша так, чтобы он не мог упасть при любых движениях ребенка, который в этом возрасте очень активен и подвижен. Если ребенок пользуется аппаратами заушного типа (рис. 4), на головку при необходимости можно надеть легкий плотно прилегающий чепчик. Карманный аппарат (рис. 5, 6) крепится на груди ребенка таким образом, чтобы расстояние от его рта до микрофона аппарата не превышало 5—7 см. К слуховому аппарату как заушного, так и карманного типа необходимо сделать индивидуальные вкладыши.

С момента уточнения режима работы аппарата надо приучать ребенка пользоваться им в течение всего дня. Аппарат надевается сразу после умывания и снимается только на сон и при купании. Важно гулять с аппаратом, потому что на улице много звуков, доступных слуху ребенка: стук мяча о стену, шум машин, лай собаки, карканье вороны и т. д.

В случае, когда ребенок пытается снять аппарат, следует выяснить причину, побуждающую его к этому. Сначала нужно выключить аппарат, не снимая его с малыша. Если беспокойство его сохраняется, значит, ему неприятны ушные вкладыши. Нужно посмотреть, не покраснела ли ушная раковина; вкладыш может быть слишком большим или шершавым, тогда в ухе появляется опрелость. Если видимых причин для беспокойства нет, необходимо обратиться к врачу-отоларингологу, чтобы выяснить, нет ли воспалительного процесса в ухе. Если с ушами у малыша все в порядке, то нужно терпеливо приучать его к аппарату, постепенно увеличивая время пребывания с ним, так как ребенку просто неприятно наличие вкладышей в ухе. Малыша следует отвлечь от аппарата: заинтересовать игрушкой, дать в руки любимый предмет, организовать совместные игровые действия.

В том случае, если ребенок беспокоен, когда аппарат включен, и успокаивается при его выключении, нужно срочно обратиться к врачу-сурдологу и сурдопедагогу сурдологического кабинета для уточнения режима работы аппарата. До посещения врача аппаратом не пользоваться.

Период привыкания малыша к аппарату, как правило, длится около недели. В основном детей смущают вкладыши, помещенные в ухо, само же звукоусиление при правильном его подборе обычно никаких отрицательных реакций не вызывает. Большинство родителей отмечает, что в первые дни дети бывают несколько насторожены, как бы вслушиваются в себя. Почти сразу наблюдается некоторая активизация голосовых реакций детей. Через 2—3 месяца, по наблюдениям родителей, дети беспокоятся, когда они без аппаратов.

Особого интереса заслуживает случай с глухой девочкой Катей Ш. Занятия с ней проводили с 3 месяцев, а слухопротезировали ее лишь к году. До этого все общение с Катей осуществлялось на слух путем приближения к ушной раковине. Все это время мама была вынуждена держать девочку на руках или наклоняться к ней. Благодаря самоотверженной работе матери к году Катя понимала достаточно много слов. После одного дня ношения аппарата была проведена проверка, которая показала, что Катя воспринимает на слух все слова своего пассивного словаря на расстоянии 1,5—2 м. Из дневника матери: «... вот уже 1,5 месяца Катя в аппарате. И мы просто не понимаем, как мы без него целый год обходились... С первого дня Катя все хорошо стала в нем понимать».

Именно своевременное и адекватное слухопротезирование при условии раннего начала коррекционной работы позволяет уже на первом-втором году жизни нивелировать разницу между глухим ребенком и малышом со значительной тугоухостью. Содержание и организация занятий определяются не столько состоянием слуха малыша, сколько его возрастными и индивидуальными особенностями психофизического развития.

В младенчестве ведущей деятельностью ребенка является общение. В раннем детстве все формирование разнообразных видов деятельности происходит в ходе общения. Именно в процессе общения по поводу совместной деятельности у ребенка развивается понимание речи, а в дальнейшем и самостоятельная речь.

Как известно, овладение речью в норме происходит путем подражания речи взрослых. На основе подражания малыш овладевает прежде всего ритмико-интонационной стороной речи: восприятие младенцем интонации обращенной речи намного опережает понимание ее содержания; задолго до произнесения первых слов в речи малыша присутствуют голосовые реакции, воспроизводимые с разнообразными интонациями. Овладение звуковым составом речи также происходит при подражании ребенком речи окружающих.

Общаясь с неслышащим малышом, следует помнить, что речь взрослого является для него образцом для подражания. Поэтому она должна быть естественной, без утрированного произнесения отдельных звуков и слогов, нормальной по темпу, очень выразительной. Вместе с тем для успешного овладения речью неслышащим ребенком важно в общении с ним использовать все имеющиеся языковые средства, в том числе выражение лица и естественные жесты. Например, прося у ребенка игрушку, взрослый естественным жестом, мимикой и интонацией должен подчеркнуть свою просьбу.

Или другой пример: взрослый организует игру с собачкой, в процессе которой она, лая, пугает игрушки. Мама ругает ее: «Ай-яй-яй! Нельзя!» — и при этом грозит пальцем, делает строгое лицо, хватается за голову. Этому же она учит и малыша. При таком обучении ребенок рано начинает использовать интонированные голосовые реакции, слово. В некоторых случаях голосовые реакции могут появиться несколько позже. Естественных жестов, мимики не нужно бояться, наоборот, следует помнить, что овладение ими способствует как общему, так и речевому развитию малыша.

Общаясь с ребенком, взрослый постоянно побуждает его к речи; при этом характер побуждения различен в зависимости от возраста малыша. Если у младенца мать стремится вызвать ответную голосовую реакцию, то после года взрослый побуждает малыша к повторению слова, фразы, называнию игрушки, предмета, выражению своих желаний в речи в любой доступной ему форме: голосом, лепетным или полным словом, фразой.

Говорить с ребенком нужно всегда голосом разговорной громкости и ни в коем случае не кричать: громкие звуки могут вызвать у малыша акустическую травму, и его слух снизится.

Если ребенок со слуховым аппаратом, то нужно обращаться к нему с расстояния 0,5—1 м. В этом случае ребенок одновременно и слышит речь, и видит лицо говорящего, т. е. воспринимает речь слухо-зрительно. Однако для развития слуховой функции малыша необходимо также предъявлять тот же речевой материал только на слух. Поэтому взрослый повторяет одно и то же слово, выражение несколько раз: один-два раза при слухо-зрительном восприятии, затем — исключив зрительный компонент, т. е. прикрыв рот рукой или говоря сбоку от ребенка, и в последний раз вновь произносит слово так, чтобы ребенок и слышал речь, и видел лицо говорящего.

В том случае, когда ребенок без аппарата (умывание, купание, укладывание спать), говорить нужно также голосом разговорной громкости, но у ушной раковины малыша. В этом случае ребенок воспринимает речь только на слух. Затем слово, фраза произносятся так, чтобы ребенок мог видеть лицо говорящего, и в третий раз выражение вновь повторяется у уха малыша.

Часто начало коррекционной работы откладывается до достижения ребенком двух-трехлетнего возраста, так как родители не представляют себе, как можно организовать занятия с малышом первого-второго года жизни. Но ведь учить ребенка — это не значит посадить его за стол и в течение определенного, достаточно длительного времени проводить те или иные упражнения. Коррекционная работа в первую очередь предполагает правильную, рациональную организацию деятельности малыша в период его бодрствования. Педагогическое воздействие на ребенка оказывается в течение всего дня: во время кормления, одевания, прогулок, в ходе игровых действий и т. д. В процессе формирования у ребенка культурно-гигиенических навыков и норм поведения развиваются подражание, внимание, память, речь (как ее понимание, так и самостоятельное воспроизведение), слуховое восприятие. Одновременно ежедневно с ребенком проводят занятия, направленные на развитие его движений, познавательных функций, изобразительной деятельности, на музыкальное воспитание. Также организуются специальные коррекционные занятия по формированию речи, развитию слухового восприятия и навыков произношения.

В течение дня с малышом проводится несколько занятий, длительность которых зависит от возраста ребенка. Так, на первом году жизни продолжительность занятий увеличивается от 1—2 мин до 5—7 мин к году, в 1,5 года занятие длится уже 10—12 мин, а в 2 года — 15 мин. Можно предложить примерно следующее расписание занятий для детей 1,5—2 лет (см. табл. 2).

Естественно, что занятия идут не друг за другом (как уроки в школе), а перемежаются со свободной деятельностью малыша, прогулкой, кормлением, сном. Целесообразно часть занятий проводить в первой половине дня, а другую часть — во второй. Если ребенок спит днем два раза, то можно организовать два занятия до первого сна и по одному занятию до второго и после него.

Родителям, которые могут заниматься с ребенком только вечером, можно порекомендовать сократить количество занятий в неделю по каждому разделу и проводить ежедневно два занятия, а в субботу и воскресенье — 4—5 занятий.

Каждое занятие (тем более самое маленькое) взрослым тщательно продумывается. Надо четко представить цель занятия, т. е. чему учить ребенка. В соответствии с этим взрослый подбирает к занятию все необходимое: игрушки, картинки, таблички и т. п. Важно правильно выбрать время занятий, чтобы в момент их проведения ребенок был активен, а маму не отвлекали другие дела.

Таблица 2 Примерное расписание занятий (для детей 1,5—2 лет)

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Суббота

Воскресенье

Развитие речи

Музыкальное занятие

Развитие слухового восприятия и

обучение произношению

Физкультурное занятие

Занятие со строительным материалом

Занятие с дидактическим материалом и игрушками Развитие слухового восприятия и обучение произношению Физкультурное занятие Развитие речи в связи с ознакомлением с природой Рисование карандашами

Развитие слухового восприятия и обучение произношению Игры-занятия с предметами-орудиями Физкультурное занятие Развитие речи

Занятие с игрушками Развитие речи Физкультурное занятие Развитие слухового восприятия и обучение произношению Рисование красками

Развитие слухового восприятия и обучение произношению Занятие с дидактическим материалом и игрушками Физкультурное занятие Развитие речи в связи с ознакомлением с природой Лепка или аппликация

Развитие речи

Занятие со строительным материалом

Физкультурное занятие

Развитие слухового восприятия и

обучение произношению

Занятие с игрушками

Развитие слухового восприятия и обучение произношению Музыкальное занятие Развитие речи Занятие с дидактическим материалом и игрушками Физкультурное занятие

Для ребенка занятие всегда игра. Упражнения, которые ему предлагаются, должны быть разнообразны как по содержанию, так и по форме. Не следует перегружать занятие материалом. В ходе его проведения нужно стараться, чтобы малыш не утомлялся, чтобы не ослабевали его интерес и внимание к занятию. Важно вовремя закончить занятие, т. е. до того момента, когда уставший ребенок откажется заниматься. На ранних этапах обучения необходимо сформировать у ребенка положительное отношение к занятиям. Для этого надо, во-первых, заинтересовать ребенка занятиями, а во-вторых, постоянно его поощрять, хвалить и не ругать за неудачу. Наряду с новыми заданиями целесообразно предлагать и упражнения, уже хорошо знакомые малышу, выполнение которых не вызывает затруднений и доставляет удовольствие. Это поддерживает у ребенка интерес к занятиям, развивает его активность и уверенность в своих силах.

Общепринятое представление о занятии — это проведение тех или иных упражнений за столом. Но с маленьким ребенком продуктивнее работать на полу, на диване и т. д. При этом малыш может лежать на животе, стоять, сидеть на корточках. Важно, чтобы во время занятий ребенок много двигался. Вместе с тем определенные занятия проводятся и сидя за столом, в этом случае они непродолжительны (рисование, лепка, действия с разнообразными пирамидками, матрешками, вкладышами и т. п.).

С первых дней обучения работа с малышом должна контролироваться специалистом — сурдопедагогом сурдологического кабинета или специального детского сада. Он поможет спланировать занятия, подобрать конкретный материал с учетом возрастных особенностей, уровня психофизического развития и состояния малыша. Сурдопедагог поможет взрослым организовать правильное общение с малышом и познакомит их с методикой коррекционной работы.

Учитывая возрастные особенности младенца, занятия с ним проводятся только дома. С детьми старше одного года домашнее обучение желательно сочетать с занятиями сурдопедагога. Эти занятия могут быть систематическими — не реже 1—2 раз в неделю, если родители живут недалеко от того или иного учреждения. Если малыш живет далеко, они могут быть и периодическими — 2—3 раза в год в течение 1—2 недель.

Маленького ребенка (до 2—3 лет) желательно воспитывать дома. Только в этом случае обеспечивается постоянное в течение всего дня педагогическое воздействие на малыша. Вместе с тем важно учить ребенка общаться с другими детьми: играть рядом, не мешая друг другу, делиться игрушками, а позже— и вместе. С этой целью полезно организовать коллективные игры и занятия. Совместно со слышащими детьми наиболее удобно проводить подвижные игры на улице, занятия с песком, снегом, а дома учить собирать пирамидки, классифицировать предметы по форме, цвету, величине, заниматься с игрушками, лепить, рисовать и т. п. В этих случаях неслышащий ребенок не будет особенно отличаться от слышащих. Специальные упражнения помогут глухому ребенку лучше справиться с заданиями, а речевое недоразвитие не помешает организации совместных игр и занятий.

Большинство родителей детей с недостатками слуха сами слышат. Но даже если у них снижен слух, то, вне зависимости от уровня владения устной речью, они могут успешно заниматься с малышом. Им доступны физкультурные занятия, обучение действиям с предметами и грамоте, занятия по изобразительной деятельности. Если неслышащие родители свободно владеют устной речью, то они могут выполнять и задания по развитию речи и слухового восприятия. Специальную работу по формированию произносительных навыков будет проводить специалист-сурдопедагог.

Наши рекомендации