Мотивация педагогической деятельности
Одним из важнейших компонентов педагогической деятельности является ее мотивация. Под понятием «мотивация» понимается совокупность стойких мотивов, интересов, побуждений, определяющих содержание, направленность и характер деятельности личности, ее поведения.
Для того, чтобы лучше ориентироваться в большом многообразии мотивов, их можно разделить на внутренние мотивы: общественная и личная значимость профессии; удовлетворение, которое приносит работа; творческий характер работы; возможность общения, руководства людьми и внешние мотивы: адекватность оплаты труда, соотнесенная с мотивами личностного и профессионального роста; престижность работы в определенном образовательном учреждении; стремление достигнуть чего-либо, самоактуализация.
Внешние мотивы могут быть разделены на положительные и отрицательные. К положительным мотивам относятся материальное стимулирование, возможность продвижения по службе, одобрение начальства и коллектива, престиж, т.е. стимулы, ради которых человек будет охотно работать. К отрицательным мотивам относятся воздействие на личность, путем давления, угроз, наказания, критики и т.п. Т.е. в педагогической деятельности может проявляться такая ориентация, как доминирование или мотив власти (разновидности мотивов власти: власть вознаграждения, наказания, нормативная власть, власть эталона, власть знатока, информативная власть).
Признаки доминирования проявляются в следующих желаниях:
- контролировать свое социальное окружение;
- посредством совета, убеждения, приказания воздействовать на поведение других людей и направлять его;
- побуждать других поступать в соответствии со своими потребностями в сотрудничестве;
- убеждать других в своей правоте.
За этими желаниями могут последовать действия:
- склонять, вести, убеждать, уговаривать, регулировать, организовывать, руководить, управлять, надзирать;
- подчинять, править, властвовать, диктовать условия, судить, устанавливать правила, вводить нормы, принимать решения;
- запрещать, ограничивать, отговаривать, наказывать;
- покорять, очаровывать, заставлять прислушиваться к себе.
В мотивационной основе выбора педагогической профессии мотив власти всегда ориентирован на благо других (помощь через знания). Мотивационно-потребностная сфера деятельности педагога может быть интерпретирована в терминах его центрации (по А.Б. Орлову):
- эгоистическая (центрация на интересах своего «Я»);
- бюрократическая (на интересах администрации, руководителей);
- конфликтная (на интересах коллег);
- авторитетная (на интереса и запросах родителей);
- познавательная (на требованиях средств обучения и воспитания);
- альструистическая (на интересах, потребностях учащихся);
- гуманистическая (центрация учителя на интересах (проявлениях) своей сущности и сущности других людей (администрации, коллег, родителей, учащихся).
Педагогические функции и умения
Педагогическая деятельность реализуется в определенных педагогических ситуациях совокупностью самых разнообразных действий — перцептивных, мнемических, коммуникативных, предметно-преобразующих, исследовательских, контрольных (самоконтрольных), оценивания (самооценивания) и т.д. Эти действия подчинены определенным целям и направлены на решение тех или иных педагогических задач, осознанно (целенаправленно) или стихийно, интуитивно создаваемых учителем в педагогических ситуациях. Определенная совокупность таких разнородных действий определяет реализацию той или иной психолого-педагогической функции, представляя структурную организацию педагогической деятельности.