Аудиторная самостоятельная работа
2.1. Определить типы уроков по содержанию формируемых понятий одного из разделов курса.
2.2. Сформулировать задачи урока. Обосновать выбранный тип урока и определить его структурные компоненты.
2.3. Разработать задания разной сложности для учащихся. Продумать инструкции по их выполнению.
2.4. Выполнить тестовые задания.
Внеаудиторная самостоятельная работа
3.1. Промоделировать «команды» учителя к проведению самонаблюдения за строением зубов.
3.2. Разработать графическую модель по теме «Скелет человека».
Форма отчетности
4.1. Содержание «команд» учителя по проведению самонаблюдения.
4.2. Графическая модель.
Литература: основная – 4, 5, 6, 8, дополнительная – 12.
Электронный (бумажный) носители: обзорная информация по теме занятия, тестовые задания.
5.1. Методика изучения курса «Человек»
Задачи изучения. Формировать элементарные знания об организме человека, как сложной высокоорганизованной системе, управляемой и регулируемой нервной системой. Знакомить со строением и функциями систем органов, отдельных органов. Показать на доступных примерах тесную взаимосвязь строения органа и выполняемой функцией. Выяснять воздействие факторов внешней среды на процессы жизнедеятельности организма человека с положительной и отрицательной стороны. Учить применять приобретенные знания в повседневной жизни для сохранения и укрепления здоровья. Формировать санитарно-гигиенические умения и навыки (привычки).
Типология понятий. Цитогистологические – понятие о клетке, ее органоидах и тканях. Анатомические – главные отделы головного мозга человека: большие полушария, мозжечок, продолговатый мозг. Физиологические – пищеварение, кровообращение, выделение. Прикладные: санитарно-гигиенические – гигиена дыхания, питания; медицинские – оказание первой помощи пострадавшим (при ожогах, обморожении). Простые – анатомия сердца, сложные – анатомия и физиология сердца. Специальные – физиология человека. Общебиологические – целостность организма, взаимосвязь строения и функций, ведущая роль нервной системы в жизнедеятельности животных и человека.
Методические особенности изучения. Привлечение имеющихся у школьников представлений и знаний.Принятие во внимание своеобразия усвоения ими биологического материала. Различия уроков по формируемым понятиям. Определение ведущих и сопутствующих методов обучения. Насыщенность их методическими приемами. Постоянное использование специфического приема изучения организма человека – самонаблюдения. Проведение иллюстративных и исследовательских самонаблюдений. Организация систематических наблюдений. Демонстрация иллюстративных опытов. Применение разнообразных наглядных пособий: натуральных (монтированных и немонтированных), изобразительных (объемных и плоскостных), символических. Использование элементов графического моделирования. Организация практических работ по формированию прикладных умений. Проведение деловых игр. Решение несложных познавательных задач. Кропотливая терминологическая работа. Осуществление меж- и внутрипредметных связей.
Последовательность изучения. Общее знакомство с организмом человека. Опора тела и движение. Кровь и кровообращение. Дыхание. Питание и пищеварение. Обмен веществ и энергии. Выделение. Кожа. Нервная система. Органы чувств. Индивидуальное развитие организма.
Уроки с анатомо-физиологическим содержанием.Проведение вводной беседы. Выяснение у школьников запаса представлений и знаний. Доминирование на уроках наглядных или наглядно-практических методов. Максимальное привлечение самонаблюдений учеников. Различная форма их организации. Предоставление классу алгоритмов проведения самонаблюдений. Проведение иллюстративных опытов. Демонстрация разнообразных натуральных, изобразительных и символических пособий. Использование элементов графического моделирования. Работа с раздаточным материалом: показ, называние, распознавание, определение, описание. Соблюдение определенной последовательности описания органов: значение, положение в организме, внешний вид (форма, величина, окраска), внутреннее строение (элементарный уровень), выполняемая функция, гигиена. Преобладание объяснения учителя в сочетании с элементами беседы. Построение совместных высказываний с опорой на несложные схемы. Решение познавательных задач. Организация поэлементного усвоения учащимися изучаемого материала. Подведение школьников к пониманию причинно-следственных зависимостей (строения органа и выполняемой функцией). Объяснительное чтение научно-познавательных статей учебника. Выполнение заданий в тетрадях на печатной основе.
Уроки с санитарно-гигиеническим содержанием. Проведение вводной беседы. Выяснение у школьников опорных знаний и умений. Доминирование словесно-практических методов. Рассказ учителя в сочетании с элементами беседы. Организация практической деятельности школьников по формированию прикладных умений. Использование элементов деловой игры. Максимальная опора на жизненный опыт учащихся. Проведение иллюстративных самонаблюдений и наблюдений. Применение натуральных и изобразительных пособий. Демонстрация фрагментов учебных фильмов. Проведение медицинскими работниками и учителями физической культурыразъяснительных бесед среди учащихся. Решение познавательных задач. Приемы работы с текстовым и иллюстративным материалом учебной книги. Выполнение заданий в тетрадях на печатной основе. Привлечение детской научно-популярной литературы.
Уроки с медицинским содержанием.Проведение вводной беседы.Выяснение у школьников запаса представлений и знаний. Преобладание словесно-наглядных методов. Рассказ учителя в сочетание с элементами беседы. Включение школьников в практическую деятельность по формированию прикладных умений. Применение элементов деловой игры. Использование натуральных и иллюстративных пособий. Демонстрация фрагментов учебных фильмов. Решение проблемных ситуаций. Проведение медицинскими работниками разъяснительных бесед среди школьников. Работа с текстовым материалом учебной книги. Выполнение заданий в тетрадях на печатной основе. Привлечение детской научно-популярной литературы.