Деятельность менеджера — это решение проблем, и только в решении он
· использует знания,
· видит их необходимость и ценность.
Традиционная схема высшего образования такава:
1) сначала гуманитарные и естественнонаучной дисциплины
2) далее общепрофессиональная и специальная подготовка,
3) а в заключение - дисциплины специализации.
Всегда ли это абсолютно верно?
Профессия — это сплав:
· культуры,
· характера мыслительной деятельности и
· специальных знаний и навыков
Но как, и всегда ли мы достигаем этого сплава?
В современном образовательном процессе нередки случаи, когда эти циклы находятся в противоречии, в отчужденности друг с другом.
Эффективность профессионального сознания определяется гармонией знаний, т.е. их
· сочетанием,
· сопряжением,
· структурой.
В методике представления дисциплин тоже должна проявляться проблемность.
Можно давать знания в виде:
· устоявшихся, общепринятых положений,
· апробированных рекомендаций,
· бесспорных трактовок и т. д.,
но можно в виде не застывших истин, а непрерывного циклического процессаразвития знаний, в котором главную роль играют проблема и пути ее разрешения.
Это методика:
генезиса знаний,
представления их через проблему - источник как возникновения,оформления, и освоения знаний.
6. Современное креативное образование обязательно д.б. соответствующим образом организовано.
Главным в организации креативного образования является возможность:
· выбора дисциплин,
· специального формирования образовательных групп,
· выбора учебной нагрузки,
· выбора формы,
· выбора количества и распределения контрольных мероприятий.
По поводу свободного выбора дисциплин.
Государственный стандарт довольно жестко устанавливает набор обязательных дисциплин — 70% от общего количества учебной нагрузки.
Конечно, эту величину можно было бы уменьшить. Но готовы ли вузы к обучению дисциплинам по свободному выбору?
В системе дополнительного образования, где не действуют государственные стандарты, положение лучше. Но и здесь выбор дисциплин небогатый.
Все упирается в организационные возможности дифференциации обучения, по индивидуальным образовательным программам. Это:
· величина группы,
· квалификация и нагрузка преподавателя,
· финансовые возможности,
· наличие соответствующих аудиторий.
Креативное образование требует:
· организационную перестройку,
· финансовые вложения,
· повышения квалификации преподавателей,
· мотивирования творчества в их работе,
· создания условий для инновационной деятельности.
Если делать обучение платным, то плату за обучение можно было бы дифференцировать:
· по количеству и качеству предлагаемых учебных курсов,
· по реальному квалификационному уровню преподавателя, оцениваемому при помощи соответствующих тестов.
Формирование образовательных групп — важный момент в образовании. От того, как сформирована группа, зависит установление атмосферы:
· поиска,
· творчества,
· сотрудничества,
· интеграции интеллектуальных потенциалов.
Учебная группа должна быть творческим коллективом.
Учебная нагрузка —
может быть ориентирована:
· либо на получение багажа знаний (усвоенная информация),
· либо на формирование профессионального, творческого сознания (индивидуальность, перспективы развития, понимание профессии, система ценностей и т.д.).
Это предполагает реализацию определенных:
· интенсивности освоения курсов,
· погружения в их проблематику,
· ритма учебного процесса,
· практического мотивирования глубины знании,
· понимания их проблемности.
Контроль знаний также должен быть ориентирован на творчество.
Надо оценивать не их объем, а:
· полноту,
· системность,
· устойчивость,
· инструментальность (возможность использовать),
· глубину.
Формы контроля могут и должны быть разнообразными:
· письменные работы,
· тестирование,
· собеседование,
· экзаменационные испытания,
· проектирование и др.
7. Креативного образования д.б. мотивировано.
Мотивационными факторы любого образования могут быть:
· профессиональный статус, подтвержденный дипломом,
· потребность интеллектуального развития,
· реализация индивидуальных способностей,
· обогащающее общение со специалистами,
· профессиональные амбиции,
· потребность в современных профессиональных знаниях и навыках (иностранные языки, компьютер и пр.),
· "жажда открытий",
· "мода" на образование.
Эти факторы могут действовать в совокупности. Но какой-то из этих факторов наверняка является приоритетным, доминантным, ярко выраженным.
Эти факторы можно использовать для управления образовательным процессом.
При креативном образовании можно:
· обучать без выдачи диплома,
· проверять не знания, а тип профессионального мышления,
· оценивать не точку зрения, а ее аргументированность,
· поощрять не правильность выводов (решении), а их практическую эффективность.