Деятельность менеджера — это решение проблем, и только в решении он

· использует знания,

· видит их необходимость и ценность.

Традиционная схема высшего образования такава:

1) сначала гуманитарные и естественнонаучной дисциплины

2) далее общепрофессиональная и специальная подготовка,

3) а в заключение - дисциплины специализации.

Всегда ли это абсолютно верно?

Профессия — это сплав:

· культуры,

· характера мыслительной деятельности и

· специальных знаний и навыков

Но как, и всегда ли мы достигаем этого сплава?

В современном образовательном процессе нередки случаи, когда эти циклы находятся в противоречии, в отчужденности друг с другом.

Эффективность профессионального сознания определяется гармонией знаний, т.е. их

· сочетанием,

· сопряжением,

· структурой.

В методике представления дисциплин тоже должна проявляться проблемность.

Можно давать знания в виде:

· устоявшихся, общепринятых положений,

· апробированных рекомендаций,

· бесспорных трактовок и т. д.,

но можно в виде не застывших истин, а непрерывного циклического процессаразвития знаний, в котором главную роль играют проблема и пути ее разрешения.

Это методика:

генезиса знаний,

представления их через проблему - источник как возникновения,оформления, и освоения знаний.

6. Современное креативное образование обязательно д.б. соответствующим образом организовано.

Главным в организации креативного образования является возможность:

· выбора дисциплин,

· специального формирования образовательных групп,

· выбора учебной нагрузки,

· выбора формы,

· выбора количества и распределения контрольных мероприятий.

По поводу свободного выбора дисциплин.

Государственный стандарт довольно жестко устанавливает набор обязательных дисциплин — 70% от общего количества учебной нагрузки.

Конечно, эту величину можно было бы уменьшить. Но готовы ли вузы к обучению дисциплинам по свободному выбору?

В системе дополнительного образования, где не действуют государственные стандарты, положение лучше. Но и здесь выбор дисциплин небогатый.

Все упирается в организационные возможности дифференциации обучения, по индивидуальным образовательным программам. Это:

· величина группы,

· квалификация и нагрузка преподавателя,

· финансовые возможности,

· наличие соответствующих аудиторий.

Креативное образование требует:

· организационную перестройку,

· финансовые вложения,

· повышения квалификации преподавателей,

· мотивирования творчества в их работе,

· создания условий для инновационной деятельности.

Если делать обучение платным, то плату за обучение можно было бы дифференцировать:

· по количеству и качеству предлагаемых учебных курсов,

· по реальному квалификационному уровню преподавателя, оцениваемому при помощи соответствующих тестов.

Формирование образовательных групп — важный момент в образовании. От того, как сформирована группа, зависит установление атмосферы:

· поиска,

· творчества,

· сотрудничества,

· интеграции интеллектуальных потенциалов.

Учебная группа должна быть творческим коллективом.

Учебная нагрузка —

может быть ориентирована:

· либо на получение багажа знаний (усвоенная информация),

· либо на формирование профессионального, творческого сознания (индивидуальность, перспективы развития, понимание профессии, система ценностей и т.д.).

Это предполагает реализацию определенных:

· интенсивности освоения курсов,

· погружения в их проблематику,

· ритма учебного процесса,

· практического мотивирования глубины знании,

· понимания их проблемности.

Контроль знаний также должен быть ориентирован на творчество.

Надо оценивать не их объем, а:

· полноту,

· системность,

· устойчивость,

· инструментальность (возможность использовать),

· глубину.

Формы контроля могут и должны быть разнообразными:

· письменные работы,

· тестирование,

· собеседование,

· экзаменационные испытания,

· проектирование и др.

7. Креативного образования д.б. мотивировано.

Мотивационными факторы любого образования могут быть:

· профессиональный статус, подтвержденный дипломом,

· потребность интеллектуального развития,

· реализация индивидуальных способностей,

· обогащающее общение со специалистами,

· профессиональные амбиции,

· потребность в современных профессиональных знаниях и навыках (иностранные языки, компьютер и пр.),

· "жажда открытий",

· "мода" на образование.

Эти факторы могут действовать в совокупности. Но какой-то из этих факторов наверняка является приоритетным, доминантным, ярко выраженным.

Эти факторы можно использовать для управления образовательным процессом.

При креативном образовании можно:

· обучать без выдачи диплома,

· проверять не знания, а тип профессионального мышления,

· оценивать не точку зрения, а ее аргументированность,

· поощрять не правильность выводов (решении), а их практическую эффективность.

Наши рекомендации