Любование первоцветами (подснежник).
Цель: Развитие эмоционально-чувственной сферы.
Задачи: 1. Содействие становлению субъективно-ценностного отношения к подснежникам.
2. Умение выделять признаки красивости (цвет, запах, выразительные детали)
3. Воспитание заботливого отношения к первоцветам.
Ход:Ребята, сегодня я вас приглашаю погулять на лесной полянке, посмотрите вокруг, что вы видите не обычного? (около деревьев виднеется земля и цветы)
- Правильно, ребята. Возле деревьев появляются проталинки, а на проталинках появляются первые цветы(первоцветы) подснежники. Расскажите об этих цветах.
- Они очень красивые - нарядные, маленькие, одеты в белое платьице.
- Правильно ребятки, это очень красивые цветы, они самые первые появляются из-под снега. Ребята, а если мы сорвём цветы, что с ними будет?
- Они повянут, на улице уже не будет красиво, не надо их срывать пускай нас радуют.
- А вы хотите, чтоб подснежников стало ещё больше? (да, они такие красивые)
- Тогда давайте возьмём лопатки и уберем снег, чтоб проталинка стала побольше и на ней появилось много цветов.
Приложение 4.
Художественно-развивающие игры.
Посадим грибочки
Материал.
2 листа картона (красного и синего цвета), по 5 грибочков (больших и маленьких) красного и синего цвета. Листы картона — это поляны, на которых растут грибочки.
Ход игры-занятия.
Разложите на столе поляны и рассмотрите вместе с ребенком. Скажите ему: «Есть вот такие и вот такие полянки». Выложите вперемешку на стол синие и красные грибочки. «Давай посадим грибочки на полянах. Но грибочки хотят спрятаться, чтобы никто их не нашел. Этот гриб где посадим? Какой это гриб? Большой или маленький?» Пусть малыш покажет соответствующую поляну или сам посадит грибок. Возможно, остальные грибочки он уже сможет посадить без вашей помощи.
Когда ребенок начнет легко справляться с заданием, можно предложить разложить грибочки трех цветов на трех полянах, потом грибочки четырех цветов на четырех полянах. В эту игру можно играть многократно, меняя цвета полян и грибочков. Занятие длится 10— 12 минут.
Разложи яблочки на тарелочки
Материал.
2 круга размером с блюдечко, вырезанные из картона зеленого и красного цветов (тарелки), по 5 кружков зеленого и красного цвета размером поменьше (яблоки).
Ход игры-занятия.
Предложите ребенку рассмотреть тарелочки. Скажите: «Есть вот такая и вот такая». Разложите на столе перед ребенком все кружки (яблоки): «Есть вот такие яблоки и вот такие. Давай разложим их на такие же тарелочки». Начинайте раскладывать сами: «Вот такие положим на эту тарелку. Ой, яблоко спряталось, его не видно! А вот такие положим на эту. И это спряталось! Его не видно!» Предложите ребенку взять яблоко и положить его на такую же тарелку. Когда он возьмет в руки кружок, спросите, куда он его положит. Подведите его руку к соответствующей тарелке, чтобы малыш убедился, что он правильно выбрал: «Такой же цвет! Правильно!»
Если ребенку интересно, предложите разложить яблоки снова. Занятие длится 7—8 минут. Повторять его можно несколько раз с интервалом в 2— 3 дня.
Составь букет.
Материал.
Две картинки. На каждой нарисована цветочная ваза. В вазах — зеленые стебли. На концах стеблей наклеены кружки нейтрального цвета (серые, белые) из фланели или бархатной бумаги. На одной вазе — узор теплого цвета, на другой — холодного. Головки цветов, вырезанные из бумаги разного цвета: голубые, синие, фиолетовые (холодные тона); желтые, оранжевые, красные (теплые тона). С обратной стороны цветы подклеены бархатной бумагой или фланелью.
Ход игры-занятия.
Воспитатель показывает детям картинки с вазами и предлагает составить 2 букета: один — из цветков теплого цвета, который напоминает цвет огня, а другой — холодных тонов, которые похожи на цвет неба, воды, льдин. Воспитатель ставит фланелеграф, на котором в беспорядке прикреплены головки цветков. Для выполнения упражнения он вызывает двух или четырех детей. Дети находят нужные цветы и прикрепляют их на концы стеблей, потом рассказывают о своих букетах, например: «Я составил букет из красных, оранжевых и желтых цветов. Мой букет — из цветов теплых тонов». Или: «Мой букет из цветов холодных тонов — голубых, синих и фиолетовых».
Приложение 5.
Результаты контрольного исследования эстетического восприятия детей младшего дошкольного возраста (контрольная группа)
№ п/п | Фамилия имя ребёнка | Номер вопроса | Всего баллов | |||||||||
Чувственно-эстетическое | Рационально-эстетическое | Созерцательно-эстетичекое | ||||||||||
Журенков Илья | ||||||||||||
Махнёв Максим | ||||||||||||
Песнякевич Дарина | ||||||||||||
Васильев Данил | ||||||||||||
Галина Софья | ||||||||||||
Белоногов Миша | ||||||||||||
Ябуров Паша | ||||||||||||
Михайлова Полина | ||||||||||||
Кирьянов Арсений | ||||||||||||
Криворучко Аня | ||||||||||||
Всего: | ||||||||||||
Средний бал: | 2,7 | 5,5 | 4,0 | 11,3 |
Результаты контрольного исследования эстетического восприятия детей младшего дошкольного возраста (экспериментальная группа)
№ п/п | Фамилия имя ребёнка | Номер вопроса | Всего баллов | |||||||||
Чувственно-эстетическое | Рационально-эстетическое | Созерцательно-эстетичекое | ||||||||||
Белкин Денис | ||||||||||||
Суханов Семён | ||||||||||||
Хвостанцев Никита | ||||||||||||
Воложанинова Дарина | ||||||||||||
Солодова Вероника | ||||||||||||
Шестакова Анна | ||||||||||||
Скулков Рома | ||||||||||||
Селянинов Арсений | ||||||||||||
Собянин Дима | ||||||||||||
Пегушина Маша | ||||||||||||
Всего: | ||||||||||||
Средний бал: | 2,9 | 5,8 | 4,7 | 13,4 |
Т.о. количественный анализ позволяет говорить о повышении уровня эстетической компетенции детей (по показателю способности к любованию), т.к. после проведённой работы из 20 возможных баллов среднеарифметический показатель по интенсивности проявлений эстетического восприятия составил 13,4 балла – в экспериментальной группе; 11,3 балла – в контрольной группе.
Сводная таблица по результатам экспериментов.
Группы | Констатирующий эксперимент | Контрольный эксперимент | ||||||
Чувственно-эстетическое | Рационально-эстетическое | Созерцательно-эстетичекое | Всего баллов | Чувственно-эстетическое | Рационально-эстетическое | Созерцательно-эстетичекое | Всего баллов | |
Контрольная | 2,0 | 4,3 | 2,5 | 8,7 | 2,7 | 5,5 | 4,0 | 11,3 |
Эксперементлаьная | 1,9 | 4,2 | 2,7 | 8,8 | 2,9 | 5,8 | 4,7 | 13,4 |
Таким образом, количественный анализ показал, что после проведённой с детьми работы уровень эстетического восприятия у детей, экспериментальной группы изменился по показателю способности формулировать высказывания эстетического характера (т.е. осознавать, переживать и выражать своё эстетическое отношение, эмоциональные впечатления в суждениях и оценках).
Тем самым подтвердилась гипотеза исследования:
• эстетическое восприятие необходимо рассматривать как специфическую деятельность, опосредующую развитие способностей к эстетическому познанию, эмоционально-эстетическому переживанию, возникающему в результате «открытия» ребенком эстетических характеристик, субъективных смыслов в красоте объектов окружающего мира;
• работа с детьми должна осуществляеться в формате целостной системы эстетического воспитания;
• развитие способностей к любованию протекает в специально организованной деятельности (на занятия, в процессе разнообразных игр, наблюдений, взаимодействия с искусством, рассматривания, художественного творчества и др.).