Обоснование актуальности и социальной значимости курса в подготовке кадров по данному направлению
ТРЕНИРОВКА В ПРЫЖКЕ С ШЕСТОМ
Методические рекомендации для студентов, обучающихся по направлению подготовки 49.03.01 «Физическая культура»
Москва, 2016
УДК
Рекомендовано
Экспертно-методическим советом
Института спорта и физического воспитания
ФГБОУ ВО «РГУФКСМиТ»
Протокол №_____ от _________
Никонов И.И., Никонов В.И.
Тренировка в прыжке с шестом: методические рекомендации для студентов, обучающихся по направлению подготовки 49.03.01 «Физическая культура».М.: ФГЮОУ ВО РГУФКСМиТ, 2016.44 с.
Составители:
Никонов Игорь Иванович - профессор кафедры Теории и методики легкой атлетики, к.п.н.
Никонов Владимир Игоревич. доцент кафедры Т и М лёгкой атлетики, к.п.н.
Методические рекомендации предназначены для аудиторных и практических занятий студентов кура институтов, университетов и факультетов физической культуры, специализация легкая атлетика.
Материалы представленные в работе неоднократно проверялись при подготовке советских и зарубежных спортсменов различной квалификации и во всех случаях дали положительные результаты. Более 10 лет Никонов И.И. работал тренером консультантом по прыжкам в Болгарии, Китае, Малайзии - хорошо знаком с опытом подготовки зарубежных спортсменов.
Целью работы является расширение информативного материала к лекционному и практическому курсу, студентов III курса специализации лёгкая атлетика занимающимся прыжками с шестом.
В программу III курса входит 26 часов по технике и методике обучения прыжка с шестом. Из них 4 часа лекционный курс, 4 часа методические, семинарские занятия, и 18 часов практических занятий.
Изложение представленного материала опиралось на результаты практического опыта, исследования К.Н.Г. и анализе научно-методической литературы.
|
СОДЕРЖАНИЕ:
Введение ………………………………………………………………… | |
1. Современная техника прыжка с гибким шестом……………………. | |
2. Опорно-толчковая часть……………………………………………… | |
3. Опорно-полётная часть……………………………………………….. | |
Заключение по технике…………………………………………………… | |
4. Последовательность обучения технике прыжка с шестом. Особенности обучения и подготовки женщин……………………………………………. | |
Зачётные требования по прыжкам с шестом для студентов 3 курса… | |
5. Составление программ занятий по обучению техники прыжка с шестом………………………………………………………………………… | |
6. Систематизация тренировочных средств………………………………. | |
Заключение по технике прыжка с шестом женщин……………………. | |
Вопросы для самостоятельной подготовки……………………………. | |
Список литературы………………………………………………………. |
ВВЕДЕНИЕ
Обоснование актуальности и социальной значимости курса в подготовке кадров по данному направлению
Прыжок с шестом относится к наиболее сложным видам лёгкоатлетических упражнений. Сложность состоит в том, что в выполнении прыжка участвуют все мышечные группы и суставные звенья от кистей рук до стоп ног, а сложность координационных связей на столько высока, что прыжок с шестом по праву считается Королём Спорта.
Чтобы овладеть техникой прыжка с шестом, спортсмену необходимо иметь разностороннюю физическую подготовку, обладать широким арсеналом двигательных навыков, силой волей и смелостью.
Роль и место курса в структуре учебного плана:
Рациональное построение тренировочных занятий в сложнокоординационных видах легкой атлетики на различных этапах подготовки, является лимитирующим фактором достижения заданных показателей при планировании и осуществлении многолетнего тренировочного и соревновательного процесса. Именно поэтому данный курс является одним из основных компонентов учебных дисциплин «Теория и методика избранного вида спорта (Легкая атлетика)» и «Спортивно-педагогическое совершенствование (Легкая атлетика)»
Цель и задачи учебного курса:
- формирование у студентов необходимых для качественного осуществления профессиональной деятельности знаний, умений и навыков в области построения тренировочных программ в вертикальных прыжках.
Структура учебного курса:
В методических рекомендациях дается необходимая структура основных и подводящих физических упражнений, предлагается набор методик по устранению и коррекции ошибок, приводятся примеры планов тренировочных занятий.
Особенности изучения учебной дисциплины:
Механической основой техники прыжка с шестом является сложная система взаимосвязанных между собой маятников, которые в процессе выполнения отдельных фаз прыжка изменяются по времени, длине пути и скорости поворота вокруг горизонтальной и вертикальной осей.
В этой работе обобщены взгляды практических тренеров и авторов на технику прыжка с шестом сложившуюся в результате практической тренерской, педагогической и научной деятельности. Результаты обработки научных данных и практического опыта использовались при подготовке Сборной команды СССР по прыжкам с шестом и зарубежных спортсменов.
Формы организации учебного процесса по данному курсу:
Занятия по теме «Тренировка в прыжке с шестом» проводятся в форме практических (80%) и теоретических (20%) занятий. Теоретические занятия включают в себя лекции и семинары.
Роль самостоятельной работы студентов в изучении курса:
В процессе самостоятельной работы студенты изучают современные технологии подготовки в прыжках с шестом у мужчин и женщин, применяя анализ литературных и интернет - источников, анализируют выбор средств и методов подготовки легкоатлетов различной квалификации.
Взаимосвязь аудиторной и самостоятельной работы студентов при изучении курса:
Во время аудиторной работы студенты знакомятся с теоретическими и прикладными аспектами построения тренировочных планов в прыжках с шестом. При самостоятельной работе студенты более детально изучают данные вопросы применительно к избранной дисциплине в легкой атлетике.
Требования к знаниям и умениям, приобретаемым при изучении курса в соответствии с квалификационной характеристикой выпускника:
Знать:
- особенности планирования тренировочных нагрузок в сложнокоординационных видах легкой атлетики
- способы контроля текущего уровня спортивной формы
Уметь:
- рационально подходить к выбору средств и методов подготовки прыгунов с шестом различной квалификации, эффективно применять их в профессиональной деятельности;
- выбирать необходимое оборудования и инвентарь, исходя из поставленных задач
Владеть:
- навыками эффективной работы, качественного планирования тренировочной и соревновательной нагрузки прыгунов с шестом различной квалификации;
- владеть навыками рационального управления спортивной формой исходя из задач и индивидуальных особенностей.
Объем и сроки изучения курса:
Тема «Тренировка в прыжке с шестом» является составной частью раздела «Основы тренировки и содержание учебно-тренировочного процесса», изучается на 3 курсе, как необходимый элемент дисциплин «Теория и методика избранного вида спорта (Легкая атлетика)» в объеме 26 часов, и «Спортивно-педагогическое совершенствование (Легкая атлетика)», в объеме 10 часов.
Виды контроля студентов и их отчетности:
Формами контроля для студентов являются: реферат, составление плана-конспекта микроцикла подготовки шестовика.