Как рассказать ребенку о временах года. те внимательно. Я буду произносить слова
те внимательно. Я буду произносить слова. Если вы в слове услышите звук "с", поднимите руку».
Предлагаемые слова: санки, коньки, снег, снежинка, валенки, сосулька, горка, сапоги, лыжи, Снегурочка.
Задание № 3
Цель — определение способности выделения звуков на фоне слова (фонетический анализ).
Логопед дает детям инструкцию:
— Слушайте внимательно. Я буду произносить слова. Если вы услышите в слове звук "р" — поднимите руку, "л" — хлопайте в ладоши.
Предлагаемые слова: ручей, холод, ветер, солнышко, трава, мороз, лапа, тепло, лыжи, лужа, ростки.
Задание № 4
Цель — определение последовательности звуков в слове (фонематический анализ).
Логопед дает детям инструкцию:
— Слушайте внимательно. Я назову зимнее слово: "санки" (или "снег", "мороз", "шуба"). Назовите 1-й, 2-й и т. д. звук в слове». После последовательного называния звуков в слове логопед спрашивает детей: «Сколько всего звуков в этом слове?
Задание № 5
Цель — определение способности составлять слова из заданных звуков (фонематический синтез).
Логопед последовательно называет детям звуки,например:
— л, е, с,
— л, у, ж, а,
— л, ё,д.
Тренинг по сказкотерапии
И спрашивает, какое слово можно составить из этих звуков. Задание № в
Цель — определение способности составлять слова из непоследовательно заданных букв разрезной азбуки (анализ и синтез).
Логопед предлагает детям поменять местами буквы разрезной азбуки так, чтобы получилось название одного из четырех времен года.
Цепочка букв:
— 3, М, А, И (зима),
— Е, С, Ь, О, Н (осень),
— Т, О, Е, Л (лето),
— Е, Н, В, С, А (весна).
(Перед выполнением задания логопед спрашивает детей, какие времена года они знают.)
Далее логопед предлагает другие цепочки букв и объясняет еще раз, что буквы необходимо расположить так, чтобы получилось слово. А затем нужно ответить на вопрос: «Какое это слово — весеннее, осеннее, зимнее, летнее?» или «К какому времени года оно относится — к зиме, весне, лету или осени и почему?»
Цепочки букв:
— Ы, Л, Ж, И (лыжи),
— Н, Е, Г, С (снег),
— У, Л, Ж, А (лужа),
— Т, Е, В,Е,Р (ветер),
— 3, О, М, О, Р (мороз),
— Н, И, Е, И (иней), А — Д, Ё, Л (лёд),
— Ч, О, П, А, К (почка).
Задание № 7
Цель — развитие фонематических анализа и синтеза.
Как рассказать ребенку о временах года
Логопед: Сейчас мы с вами поиграем в игру "Живые звуки". Я назову вам слово: "туча". Какой первый (второй, третий, четвертый) звук в этом слове? Назовите гласные и согласные звуки.
А сейчас поиграем: Таня будет звук "т", Саша — "у", Ира — "ч", Ваня — "а"». Встаньте, звуки, в таком порядке, чтобы получилось слово ТУЧА.
Логопед спрашивает, какое это слово — весеннее, осеннее, зимнее, летнее — и почему.
Задание № 8
Цель — определение способности подбора слова с каким-либо звуком в начале, середине, конце слова (фонематические представления).
Логопед предлагает придумать слова с заданным звуком (например, звуком «с»), чтобы он был в начале, середине или конце слова. Дети придумывают и называют слова по теме, предложенной логопедом (например, звук «с» — тема «Зима»: санки, сосулька, снежинка, снег, Снегурочка, снежки, мороз и т. д.).
Задание № 9
Цель — определение способности составлять слова по первому слогу или части слова с заданным звуком по временной тематике (фонематический синтез слогов и фонематические представления).
Данное задание лучше выполнять в виде игры с мячом «Закончи слово». Логопед бросает мяч и начинает слово, дети заканчивают: СА (санки, сапоги), СО (солнце), СУ (сугроб).
Тренинг по сказкотерапии
Задание № 10
Цель — определение способности составлять слова из заданных слогов по определенной временной тематике (фонематический синтез слогов).
Логопед показывает цепочки слогов и предлагает детям из каждой цепочки составить слово.
Ориентировочные цепочки слогов:
— МА, ЗИ (зима),
— НА, ВЕС (весна),
— ТО, Л Е (лето),
— ТЕР, BE (ветер),
— БА, ШУ(шуба),
— КО, СОЛ, НЫШ (солнышко),
— КА, СО, СУ ЛЬ (сосулька).
Дети называют время года, к которому относится каждое слово.
Задание МП
Цель — развитие фонематического анализа, синтеза, представлений.
Логопед называет слово и предлагает из букв данного слова составить другие слова.
Например, слово НАВОДНЕНИЕ.
Получившиеся слова: вода, надо, Дон, дно, невод, дева, дни, диван и т. д. Слово СКВОРЦЫ.
Получившиеся слова: сор, вор, рок, сок, сыр, ров и т. д.
Задание М 12
Цель — расширение словарного запаса. Логопед обращается к детям с вопросами: Снег (какой?) белый, пушистый. Ручеек (ка-
Xt
Как рассказать ребенку о временах года
кой?) звонкий, весенний, быстрый. Солнышко (какое?) теплое, лучистое. Трава (какая?) зеленая, ранняя.
Дети дают ответы-определения и отвечают, к какому времени года относятся предложенные слова.
Задание М 13
Цель — коррекция операции синтеза предложений.
Из слов, предложенных логопедом, составить предложения.
— Улица, на, холодно.
— Сильный, дует, ветер.
— Бежать, ручейки, звонкие.
— Юг, птицы, на, улетать.
— Светить, ярко, солнышко.
— Деревья, нет, на, листья.
Дети составляют предложения и объясняют, к какому времени года относятся данные предложения и почему.
Задание № 14
Цель — развитие умения работать с деформированным текстом. Из предложений, предложенных логопедом, составить рассказ и озаглавить его.
— Бегут звонкие ручейки.
— Птицы прилетели с юга.
— Наступила весна.
— Тает снег.
— Светит яркое солнце.
— Зеленеет трава.
— Из-под снега появляются подснежники.
— Дует теплый ветерок.
Задание № 15
Цель — коррекция операции анализа предложений. Логопед предлагает детям прочитать предложения и вычеркнуть лишнее.
Xt
Тренинг по сказкотерапии
1) Весной падает снег, тает снег.
2) Весной на улице морозно, тепло.
3) Зимой дети катаются на велосипедах, на санках, играют в мяч, в снежки.
4) Осенью птицы прилетают с юга, улетают на юг.
5) Зимой люди ходят в шубах, валенках, босоножках, пальто.
Открытое логопедическое занятие «Волшебная избушка»
Логопедическая тема: «Автоматизация звука «с» в словах». Цели:
1) закрепление артикуляции изолированного звука «с»;
2) закрепление произношения звука «с» в слогах и словах;
3) развитие умения самостоятельно выделять данный звук в словах (начале, середине, конце);
4) развитие фонематического анализа, синтеза, представлений;
5) расширение активного словарного запаса. Материалы: картинка с изображением зимнего леса и его
обитателей, пособия: кроссворды, буквы разрезной азбуки, персонажи кукольного теат-о & ;. / .. pa, макет избушки, картинки с изображени-
ем эмоциональных состояний, магнитофон, Хг фломастер.
Организационный момент
Логопед. Ребята, какое у вас сегодня настроение?
Как рассказать ребенку о временах года
В случае положительного ответа дети указывают на положительное эмоциональное состояние на картинке, в случае отрицательного — на отрицательное. Обязательно объясняют — почему?
Сообщение цели
Логопед. Сегодня мы с вами отправимся в зимний лес. Поехали. А поедем мы на чем? {На поезде.) Давайте вспомним, как мы едем на поезде (чух-чух-чух).
«Поезд»: дети — «вагоны», логопед — «тепловоз».
Логопед. Ой, смотрите, домик. Наверное, он волшебный. Давайте, ребята, постучим в него и узнаем, кто в нем живет.
Основная часть
Логопед произносит вместе с детьми: «Тук-тук-тук».
Появляется Баба Яга.
Баба Яга. «Кто меня потревожил? Ой, здравствуйте, ребята. Вы меня узнали? {Да.)
Хочу с вами поиграть, побольше о вас узнать. А умеете ли вы читать? {Да.) Вот вам задание-загадка «Кто быстрее прочитает слоги? »
Логопед берет задание, прикрепляет к доске и вместе с детьми читает слоги: «са», «со», «су», «сне». Он напоминает детям, что это «зимние» слоги, произносит их и спрашивает: «Какой звук есть во всех этих слогах? {Звук «с».)
Давайте правильно его произнесем (указание на правильное положение артикуля-торных органов).
Дети возвращают Бабе Яге таблицу со слогами. Баба Яга уходит.
Логопед вновь произносит вместе с детьми: «Тук-тук-тук».
166 Тренинг по сказкотерапии
Появляется Петрушка.
Петрушка. Здравствуйте, ребята. Я веселая игрушка и зовут меня... (Петрушка.)
Теперь я с вами поиграю. Хочу узнать, какие "зимние" слова вы знаете».
Игра «Закончи слово»: са (санки), су (сугроб)Ю со (солнце, сосулька),
сне (снеговик, снежинка, снег, снежки, снегирь, Снегурочка, снежная баба, снегопад).
Петрушка хвалит детей и уходит. Логопед вместе с детьми: «Тут-тук-тук». Появляется медведь.
Медведь. Я зверь лесной — косолапый и большой. Летом по лесу гуляю, зимой в берлоге отдыхаю. А ну-ка, ребята, посмотрите на картинку: на ней лесные жители — назовите тех жителей, в названиях которых есть звук «с» (синица, снегирь, сорока, лиса).
Логопед вместе с детьми: «Тук-тук-тук». Появляется зайка.
Зайка. «Здравствуйте, ребята. Я — длинное ухо, комочек
пуха, прыгаю ловко и люблю морковку. А еще я люблю снег,
потому что лиса и волк не заметят меня на
Ф белом снегу. Вот вам буквы и составьте сло-
0 # 'о/ /* о во "снег".
Логопед. Лена будет звук "с", Аня — & звук "н", Саша — звук "е", Миша — звук "г". Встаньте, звуки, в таком порядке, чтобы получилось слово "снег". Какой первый звук в этом слове?
Логопед вместе с детьми: «Тук-тук-тук». Появляется ворона.