Внимание – направленность и сосредоточенность сознания на определенных объектах или определенной деятельности при отвлечении от всего остального.

Музыкальная психология. Лекция

Познавательные процессы в деятельности музыканта. Ощущения. Внимание. Контроль.

Познавательная деят-сть чел-ка (в том числе музыкальная) складывается из след. познавательных процессов: ощущуния, восприятия, памяти, воображения, мышления, речи.

Информацию о внешнем и внутр. мире чел-к получает прежде всего из ощущений. Ощущение – отражение отдельных свойств предметов, непосредственно воздействующих на наши органы чувств. Ощ. возникает как реакция нервной системы на тот или иной раздражитель и имеет рефлекторный характер.

На основе ощущений (зрительных, слуховых тактильных и др. в результате их синтеза в коре головн. мозга у чел-ка складывается целостный образ предмета или явления, в том числе музыкального. Т.о. ощущение – отправная точка любой познавательной деятельности, а ведущим процессом является восприятие. Восприятие – целостное отражение предметов и явлений объективного мира при их непосредственном воздействии в данный момент на органы чувств. Восприятие субъективно, т.к чел. воспринимает информацию, в зависимости от своиз способностей, жизненного опыта, интересов, потребностей.

Виды ощущения: Николаева, с. 34. Слуховые, зрительные, обонятельные, осязательные, двигательные, внутренние (положение тела, голод, жажда, тошнота, боль).

Свойства ощущений: Николаева с. 35. Интенсивность (от силы действующего раздражителя и состояния рецептора), продолжительность (от времени воздействия раздражителя).

Пороги ощущений: Николаева с. 35.

Ощущ. и восприятие – остроту которых можно развивать, работая над собой и выполняя серии спец. упражнений.

Подробнее об ощущ-х. Петрушин – с. 125. Для деят-сти музыканта важны слуховые звуковысотные (ритмические, темброво-динамические), тактильные, двигательные ощущ-я. Чувство ритма связано с общей уравновешенностью в нервной системе процессов торможения и возбуждения. Двигательные ощущения связаны с памятью мышц о выполненных однажды действиях и из запечатлением в мозге виде нейронных следов. Для вокал-в, духовиков, струнников бол. значен имеют вибрационные ощ-я, влияющие на полноту звука и окраску тембра. Разные виды музыкальной деятельности и муз. слуха связаны с дифференциацией очень тонких слуховых ощущений, которые развиваются в процессе целенаправленного обучения. Разные люди имеют разный порог ощущений (чувствительные и толстокожие люди). Кроме того некоторые ощущения воспринимаются на подсознательном уровне (биение сердца женщины – Петр. – 125.. Порог ощущений для слуха 1/10 (10 оркестрантов или хористов. Петр. – с. 126. + о процессе адаптации после форте не услышим РР, также как и запах в комнате через полчаса)

Взаимодействие различных видов ощущений протекает в двух основных процессах – сенсибилизации и синестезии.

Сенсибилизация – повышение чувствительности одного анализатора в процессе взаимодействия с другим (музыка-танец, световое решение сцены и декорации – в меру….Петр. – с. 127).

Синестезия – такое взаимодействие ощущений, пр и котором под влиянием раздражения одного анализатора, возникают ощущения, характерные для другого анализатора. (цветной слух: Р.-К., Скрябин, Чурленис и др. ((Петр. С. 128 о слухе Р-К). В муз педаг-ке используют сравнения для вызывания явления синестезии (хар-ки звука Петр. С. 129-130 - Тито Руффо певец.). Об абсолютном слухе – тембровый и по памяти. – на ощущуниях.Об обертонах и певческих формантах – Петр. – 130-132.

Каждый из видов слуха имеет свои специфические ощущения. Подробнее на семинаре. О зонной природе звуковысотного и ритмического слуха. (колебания до 25 центов = 1 звук). Но важнее для музыканта способность ощущать звуковысотное движение как определение жизненного содержания.

Искусство музыканта-исполнителя основано на единстве постижения художеств. образа и технического мастерства, т.е. помимо развития музыкально-слуховых представлений ему надо постоянно работать над пространственно-двигательными и тактильными ощущениями.

Внимание и контроль

Внимание – направленность и сосредоточенность сознания на определенных объектах или определенной деятельности при отвлечении от всего остального.

Внимание организует психику на многообразие ощущений. С вниманием связаны познавательные процессы, продуктивность мышления, прочность памяти. Внимательный человек достигает в жизни большего, чем невнимательный.

Функции внимания:

- отбор значимых воздействий и игнорирование несущественных;

Наши рекомендации