Вопрос№17. Школьные коллективы
Организационно социальное воспитание осуществляется в воспитательной организации через коллективы. Суть роли коллектива в социальном воспитании состоит в опосредовании и обеспечении перехода от интересов отдельного человека к интересам общества.
Школа может рассматриваться не только как организация, что было показано выше, но и как общность, сообщество. Различие — в особенностях объединения людей.
Школа как любая организация имеет черты общности. Объединение людей, органично сочетающее в себе и признаки организации, и признаки общности принято называть коллективом. К основным признакам коллектива относят:
- приоритет дела, результата;
- просоциальный (общественно-полезный) характер деятельности;
- наличие коллективных связей;
- демократию;
- ситуативный характер лидерства (в разных видах деятельности разные лидеры).
Влияние коллектива на человека многоаспектно: за счет одних свойств он может порождать процессы нивелирования личности, ее усреднение; за счет других — развивать индивидуальность человека, его творческий потенциал.
Развитие школьной воспитательной системы может происходить двумя путями:
- ядро системы создается через сплочение различных первичных коллективов, прежде всего классных, а затем через развита их взаимодействия к укреплению общешкольного коллектива;
- первоначально создается общешкольный коллектив, а затем используя его потенциал, педагоги сосредоточиваются на классных коллективах.
Различают следующие виды коллективов.
Общешкольный коллектив — это дифференцированное объединение детей и взрослых. Составляющие его группы, объединения могут обладать собственной организационной структурой и ценностными ориентациями, не противоречащими ценностно-смысловым ориентациям школы в целом. Объединяющим элементом, как и в случае с классом, служит общая коллективная деятельность, в которой результат зависит от согласованного участия всех и каждого.
Коллектив-команда — это высокоорганизованная группа, совокупный субъект деятельности, механизм достижения общих и индивидуальных целей. Коллектив складывается вокруг результата совместной деятельности, который важен для всех его участников. Для быстрейшего достижения результата члены коллектива готовы поступиться своей самостоятельностью и свободой. Данный вид коллектива в большей степени характерен для воспитательной системы школы с рационально-познавательной ориентацией.
Коллектив-община — это высокоорганизованная группа, в основе которой лежит особый уклад жизни, задающий нормы и правила для членов группы и позволяющий отличать себя от представителей иных групп. Главная ценность — особый образ жизнедеятельности, построенный на приоритетах доверия, честности друг перед другом и позволяющий присваивать ценности культуры. Для подобного коллектива очень важно выделиться из числа других общностей и стать узнаваемым. Это приводит к использованию символических механизмов — созданию своей формы, знаков отличия, символов и атрибутов, правил приветствия, особого языка. Большое внимание уделяется приему и исключению членов.
Лидером здесь становится человек, являющийся носителем и хранителем традиций, наиболее ревностно следящим за соблюдением принципов и правил жизни общности. Больше всего для этой роли подходит педагог с богатым жизненным опытом.
Коллектив-сообщество — это высокоорганизованная группа, которая в процессе согласования интересов ее членов успешно решает возникающие между ними конфликты и способствует взаимообогащению и развитию индивидуальности каждого. Коллектив выступает средством наиболее эффективного взаимодействия, позволяющего успешно решать общие и индивидуальные проблемы, но потребность в нем возникает лишь при возникновении конфликтных ситуаций. В основе данной общности лежит уважение к свободе и независимости каждого человека. Важной особенностью является толерантность и терпимость к особенностям друг друга. Здесь не принято оказывать помощь человеку, если он о ней не просит. В качестве органов самоуправления в таком коллективе наиболее успешно работают конфликтные комиссии.
Данный вид коллектива в большей степени характерен для воспитательной системы школы с индивидуально-личностной ориентацией.
Социальный коллектив — это высокоорганизованная группа, социальная целостность, которая является посредником между отдельным человеком и обществом, решает возникающие проблемы посредством социализации членов коллектива и социального творчества по преобразованию социума. Строится на основе потребности во взаимном общении.
Данный вид коллектива в большей степени характерен для воспитательной системы школы с социальной ориентацией.
Вопрос№20.