Цель и задачи профилактики дезадаптации детей в ДОУ

Профилактика дезадаптации детей младшего возраста к условиям ДОУ

Дошкольное детство - первый период психического развития ребенка и поэтому самый ответственный. В это время закладываются основы всех психических свойств и качеств личности, познавательных процессов и видов деятельности.

Детский сад - это новый период в жизни ребенка. Так впервые малыш осваивает мир дошкольного учреждения: режим дня, отсутствие родителей, близких, новые требования, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение.

Далеко не все дети переносят эту перемену легко. Малыш находится в состоянии психоэмоционального напряжения, физического стресса, которые могут привести к неврологическим реакциям: падает иммунитет, устойчивость к инфекциям, снижается психологическая устойчивость, ребенок быстро утомляется, плохо ест, спит, появляются негативные стороны в его поведении.

Привыкание малыша к новым для него условиям в период адаптации в основном зависит от того, как взрослые в семье смогли подготовить его к этому ответственному периоду. Авторы программы "Радуга", по которой работает дошкольное учреждение уже 15 лет, рекомендуют педагогам интересные формы работы с детьми и родителями. Низкая компетентность взрослых в вопросах подготовки ребенка, страх перед детским садом (62%), привела нас к необходимости проведения дополнительной работы с родителями по подготовке, как взрослых, так и детей к детскому саду.

Цель и задачи профилактики дезадаптации детей в ДОУ

· Обеспечение безболезненной адаптации ребенка к условиям ДОУ;

· Установить доверительные отношения сотрудников детского сада с родителями;

· Создать условия для повышения педагогической компетентности родителей;

· Снизить эмоциональную напряженность и тревожность родителей по поводу пребывания ребенка в группе;

· Помочь родителям самим подготовиться к детскому саду и помочь в этом собственному ребенку;

· Выработать единый стиль воспитания и общения с ребенком в ДОУ и семье.

Вся работа проводится в три этапа:

· Прогностический (анкетирование, опрос, индивидуальные беседы). Приложение 1.

· Практический (лекции, памятки родителям, игры-занятия с детьми) Приложение 2.

· Диагностический (адаптационные карты для воспитателей, педагога-психолога, родителей) Приложение 3.

Анкетирование родителей направлено на выявление социального статуса семьи, общей осведомленности об условиях, в которых воспитывается ребенок, его привязанностях, отношение родителей к детскому саду, влияние медицинских показателей на адаптацию и развитие ребенка в дальнейшем и др. При анкетировании и беседах с родителями выявили несколько проблем:

1. Сам родитель морально и психологически не готов к тому, чтобы отдать своего ребенка кому-то;

- тревожность родителей за то, что ребенок такой слабый, его будут обижать, он будет болеть; или же, наоборот, ребенок - агрессивный, энергичный, поэтому мама переживает, что никому от него не будет покоя и это тоже плохо; малыш ничего не умеет делать;

- мама сама не знает, как подготовить ребенка к детскому саду, несмотря на то, что у нее достаточный уровень образованности. Но стремления самостоятельно повышать уровень педагогической культуры отсутствует.

2. В настоящее время имеется достаточное количество печатного материала, но разобраться в этом море информации родители не могут. Они не знают, как правильно выбрать необходимую литературу конкретно для своего ребенка.

3. Родители уже работают, дети находятся с нянями и бабушками, поэтому взрослые заинтересованы лишь в том, чтобы как можно быстрее отдать малыша в детский и их не интересует, сколько времени и как он будет к нему привыкать.

4. Родители не задумываются о том, как процесс адаптации к детскому саду повлияет на адаптацию к школьной жизни. В то время как "Исследования многих ученых доказали, что если в раннем возрасте ребенок привязан к матери или другим близким родственникам, в дальнейшем он будет испытывать меньше проблем в учебе и в общении со сверстниками и взрослыми"

По результатам проведенного анкетирования выявляю для себя семьи воспитанников с проблемами в воспитании и развития. Данные анкетирования в дальнейшем использую в профилактической и консультативной работе с родителями.

Основываясь на полученных данных, на втором этапе мы разработали лекции, которые способствуют повышению педагогической компетентности родителя в вопросах подготовки детей к детскому саду, его психологическому комфорту и эмоциональному благополучию, безболезненному привыканию малыша к условиям детского сада.

В работе " Школы молодой матери" принимают участие разные категории сотрудников детского сада: педагог-психолог, шеф-повар, врач, воспитатели, музыкальный работник, инструктор по физической культуре, заместитель заведующей по методической работе.

Характеристика личностных, деловых, профессиональных качеств сотрудников способствует установлению доверительных отношений педагогов с родителями. Педагог - психолог дает понять родителям, что успех работы по адаптации целиком зависит от их непосредственного участия в этом процессе. Их роль на этот период значима и велика, без их участия добиться положительных результатов невозможно.

Родители получают пакет печатных материалов, которые помогают изучить работу детского сада и приблизить домашний режим к режиму дошкольного учреждения. Они имеют возможность познакомиться дома с режимом дня, культурой приема пищи, задачами развития детей младшего возраста по программе "Радуга", стендовой информацией "Что делать, если:" и др.

Начиная посещать дошкольное учреждение дети включаются в совместную деятельность с педагогом-психологом. Содержание деятельности проводится в соответствии с программой Роньжиной Анны Сергеевны "Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению", которая направлена именно на то, чтобы ребенок успешно адаптировался к условиям ДОУ.

Наиболее эффективным методом работы с детьми является игровая терапия, проводимая как индивидуально, так и в групповой форме.

Игры и упражнения, составляющие основу занятий, способствуют снятию психоэмоционального напряжения, снижению импульсивности, тревоги и агрессии, соверщенствованию коммуникативных, игровых и двигательных навыков, развитию познавательных процессов, оптимизации детско-родительских отношений.

Так как малыши нередко болеют и после болезни нуждаются в повторной адаптации, поэтому проводим игры-занятия не только в первые 2-3 месяца, но и на протяжении всего учебного года. Игры-занятия длительностью 10-20 минут проводятся 2 раза в неделю.

Активное участие в играх принимает воспитатель. В дальнейшем педагог использует разучиваемые потешки, стихи, игры в своей совместной образовательной деятельности.

На третьем этапе для оценки психоэмоционального состояния детей в период адаптации к условиям детского сада выдаются адаптационные карты педагогу-психологу, педагогам и родителям. Они наблюдают за детьми дома, фиксированные данные представляют в детский сад для выявления степени адаптации.

По наблюдениям психолога, воспитателей и родителей определяется круг детей, нуждающихся в помощи.

По окончании периода адаптации в дошкольном учреждении собирается медико-психолого-педагогический консилиум. Туда входят заместитель заведующего по методической работе, педагог-психолог, старшая медсестра, воспитатели групп. На нем обсуждаются результаты проведенной работы в период адаптации, анализируется уровень адаптированности детей к ДОУ, при необходимости намечается дальнейшая работа с родителями и детьми со средней степенью адаптации.

Анализ работы ДОУ за последние несколько лет показывает, что процесс привыкания детей проходит успешно. Степень адаптации в основном легкая и средняя.

Повысилась педагогическая компетентность в вопросах воспитания собственного ребенка. Они научились принимать малыша таким, какой он есть, ценить его уникальность. Родители чаще стали обращаться за рекомендациями к педагогу-психологу и узким специалистам. На 32% повысился уровень посещаемости родителями различных мероприятий в группе и в детском саду.

Снизился уровень тревожности родителей к детскому саду. Появилось стремление быть помощником для воспитателя и опорой для ребенка в сложный для него период.

Эти данные позволяют судить о правильно выстроенной работе педагогического коллектива по профилактике дезадаптации детей младшего возраста к условиям детского сада.

Приложение 1, 2, 3

Программа "Радуга"

"Радуга" - комплексная программа воспитания, образования и развития дошкольников, по которой работают детские сады России. Программа обеспечивает всестороннее развитие ребенка, ее важнейшими компонентами являются игра и физическое развитие, формирование привычки к здоровому образу жизни, обеспечение психического комфорта для каждого ребенка.

Программа рекомендована Министерством образования и науки Российской Федерации. По всем основным видам деятельности дошкольников предусмотрены комплекты пособий для детей различных возрастных групп и рекомендации для воспитателей.

Для занятий по этой программе созданы комплекты пособий для дошкольников по всем видам деятельности и методические рекомендации для воспитателей.

Основные цели программы:

· обеспечение ребенку возможности радостно и содержательно проживать дошкольные годы;

· обеспечение охраны и укрепления его здоровья (как физического, так и психического);

· всестороннее и своевременное психическое развитие;

· формирование активного и бережно-уважительного отношения к окружающему миру;

· приобщение к основным сферам человеческой культуры (труду, знаниям, искусству, морали).

Содержание программы соответствует, как в настоящей радуге семи различным видам детской деятельности:

красный цвет - физическая культура: на занятиях формируются привычки к охране своего здоровья, к чистоплотности, аккуратности, порядку, культурно - гигиенические навыки и элементы самоконтроля во время движений, вырабатываются навыки правильного поведения в ситуациях, угрожающих жизни и здоровью, и предупреждения их;

оранжевый цвет - игра: игра считается ведущей деятельностью работы, она позволяет обеспечить психологический комфорт, создать атмосферу эмоционального тепла. защищенности, снять излишнюю заорганизованность и невротизацию детей. Она позволяет возникнуть чувству симпатии и интереса к партнеру по игре;

желтый цвет - изобразительная деятельность и ручной труд:- обучение изобразительной деятельности и художественному труду происходит через знакомство детей с образцами народного и декоративно-прикладного искусства (произведения Хохломы, Гжели, дымковская игрушка и др.). Детей учат рисовать карандашами и красками, лепке на основе знакомства с народной пластикой;

зеленый цвет - конструирование: дает возможность развить воображение, фантазию и умственно воспитать малыша; дети учатся строить из строительных материалов, развивают конструктивные предпосылки, приобщаются к процессу творчества в конструировании;

голубой цвет - занятия музыкальным и пластическим искусством: позволяют развивать эстетические переживания, формируют интерес к музыке, развивать музыкально - сенсорные способности ребенка, способность двигаться в такт, пространственную координацию;

синий цвет - занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим: обучение родному и иностранному языкам происходят через ознакомление с произведениями народного творчества, художественной литературой;

фиолетовый цвет - математика: обучение математике происходит в атмосфере доброжелательности, поддержки ребенка, даже если он совершил ошибку, поощряется стремление высказать свое мнение; дети не только познают математику, но осваивают навыки учебной деятельности: определяют задачу, направление поисков, оценивают результаты.

Наши рекомендации