Где вы, семьи священников? Где вы, христианские семьи?
Опираясь на свой пастырский опыт, архимандрит Феогност (Пушков), клирик Луганской епархии УПЦ, рассматривает проблемы современных семейных отношений и воспитания, а также предлагает свое видение их решения. Некоторые выводы автора могут показаться категоричными, однако их следует рассматривать в качестве христианской самокритики, которой часто недостает в церковной среде.
Предисловие
Христианство – не отвлеченная теория, а образ жизни человека, поверившего во Христа и последовавшего за Ним. Подлинная же вера оформляет и формирует все сферы нашей жизни – внутреннюю, внешнюю, социальную, семейную, образовательную, экономическую, трудовую. Семья переживает свой кризис, в который его вогнали принципы секуляризма, либерализма и индивидуализма, именуемые «достоянием современной культуры». Хтонические силы прилагают всю энергию, чтобы разрушить христианскую семью и убедить весь мир, что «сегодня уже нереально жить так, как жили раньше» (лживая гипнотизирующая мантра, опровергаемая подлинно христианским образом жизни).
Опыт многолетнего общения со многими священническими и просто христианскими семьями привел меня к печальным выводам: в «христианских» семьях встречается подлинное христианское самосознание и благочестие в одном случае из 10, а в семьях священников – в одном из 50. Я знаю, что многих мои слова «заденут за живое». Многие даже начнут истерить на тему «опять монахи нас учат семейной жизни». Но все же я прошу своих читателей (особенно из священнических семей) прочитать в семейном кругу мой очерк и задуматься над обозначенным в нем спектром вопросов и проблем.
Часть I: Критика
Религиозное развитие
Все начинается с чинности и порядка, в том числе и духовное развитие. Хаос и бессистемность порождают только необязательность и посредственность. Иерархическое устройство мира полностью воплощено Христом в иерархическом устройстве Церкви. Христос не основал ватагу «равноправных» спорщиков, а основал общину учеников по принципу субординации. На Востоке, в семитской культуре почитание учителя сопровождалось поистине божественным преклонением пред ним, и когда Христос наделил Своими учительскими и священническими полномочиями апостолов и их будущих преемников, Он дал священству полноту власти над паствой. Воспитание церковного благочестия начинается с благоговения пред Священством, потому что «почитающий священника, руками которого совершаются все Таинства спасения верующих, почитает Самого Бога» (Златоуст). О чем же можно говорить, если священник, войдя в «церковную» семью (другого, увы, священника), встречает «приветкающую» ему попадью, которая даже не поднимет пред его присутствием своего зада и не возьмет благословения по чину Церкви, но которая тут же, повернувшись задом к иерею Божьему, «раздает благословения» своим детям, протягивая им на целование свою лапку? Я, за 12-ть с небольшим лет своего служения в сане пресвитера, встретил только один раз подлинно благочестивую семью священника. Это был простой сельский священник. Я приехал к ним с другим священником, и вот вышла навстречу вся семья (а у него 6 детей), все клали поясной поклон и подходили под благословение. Когда подвели самого малого (ему тогда было 4 с хвостиком годков), я благословил его и положил руку на голову. И начал благословлять других, а малый стоит и дергает меня за рукав. Я удивленно спрашиваю, чего ему надо, а он шепчет мне: «Дай ручку поцеловать». Вот это было благочестие и воспитание, которое меня тронуло до слез! Потом вся эта семья становилась на утренние и на вечерние молитвы. И не вопила попадья, что у нее «не хватает сил и нет времени молиться». Была действительно «домашняя Церковь». И такое благочестие я встретил один раз за почти 13-ть лет моего служения в сане иерея Божьего.
Самые религиозно неразвитые оказываются …семьи священников. Если 16-летний сын священника, на вопрос «как часто ты читаешь Евангелие», отвечает «еще ни разу не читал», о какой духовности в семье может идти речь? Это – «малая Церковь»? И при этом мальчик то талантливый: знает несколько иностранных языков в совершенстве! Музыкально одаренный. Берет призы на музыкальных конкурсах! Заграницу летает! Значит, родители вложили в него кучу средств, чтобы воспитать в нем светские вкусы и приобщить к искусствам и наукам, а вот Евангелие в этой священнической семье …осталось в сторонке. Христу – последнее место в жизни.
Еще в одной семье священника дети 8-9 лет не знают даже «Отче наш». Попадья, когда дети прихожан пристыдили поповичей, пыталась выставить это незнание как «скромность и стеснение». …Это ребенок «стесняется»? – Увы, нет. Стеснительным этого отрока назвать нельзя (даже совсем напротив). Он просто дома никогда не молится (сам в этом признался), потому что «никогда не видел, чтобы папа молился – он только службу служит». Это – слова ребенка! Он почувствовал вот это «разделение» молитвы и «службы» в действиях папы. Папа не молится, а «только службу служит». Ребенок не чувствует в «ритуальной жестикуляции» своего отца молитвенности. Родители его просто тупо «таскают к Причастию», но никакого раскрытия перед детьми красоты христианской жизни нет. Нет семейного благочестия, нет молитвенности, как атмосферы в семье.
Другой священник (лично проявляющий религиозное самосознание) на мой вопрос об уровне воцерковления его детей, сказал, что ждет, когда они сами «осознают» важность религии. Мол, он их учит ответственности и доброте, а вот к Церкви пусть сами дотянутся. Но в чем же тогда религиозность его воспитания? Почему он не раскрывает религиозную картину мира и не показывает религиозные основы благочестия? В конце-концов, его детям уже тоже по 15-17 лет! Зачем то же он их в детстве крестил?
Если в ваших детях не видно Христа, то какова цель вашего «христианского» брака? Где семья как «малая Церковь»? Если ваши дети «светские», то где ваше духовное воспитание? Ведь «хорошим, добрым, честным и отзывчивым» можно воспитать и атеиста. Верующий должен передать своим детям опыт веры, опыт богообщения, опыт возложения своих упований и ориентиров на Бога. Вы учите детей с детства музыке, чтобы развить музыкальный слух, почему же вы не ждете, когда они сами захотят учиться музыки? А может, пройдет время и вовсе не захотят? Но вы понимаете важность детского возраста! Так почему же «религиозный слух и вкус» вы не воспитываете и не формируете надлежащим образом?
Конечно, сейчас матери-попадьи могут броситься заставлять своих детей «зубрить» молитвы. Но это тоже не молитва! Молитесь сами, приучайте и примером, и разъяснением сущности молитвы. Дети почувствуют молитвенную атмосферу и потянутся за вами.
Женское присутствие
Семьи нет и быть не может быть без матери. Женщина – недра семьи. Но современные женщины, отравленные светским ядом, своим феминистским душком отравляют семейную атмосферу. Последняя должна быть окрашена женским смирением, послушанием, кротостью. Она должна быть громоотводом, показывая пример долготерпения и любви. Но так как с материнским служением современных жен (в т.ч. и жен священства) большие проблемы, то возникают «трещины» и расколы в семье. А женщина, начитавшаяся «умных книжек», пытается доминировать в семье, а не быть послушным орудием в руках мужа. Еще более печальные последствия неминуемы, когда жена священника (совершенно неканонично и безосновательно называемая «матушкой», хотя при этом являющаяся рядовой мирянкой) пытается вторгнуться в церковную общину и играть там «заметную роль». Один из хороших иереев жаловался мне на свою жену, которая «успешно закончила ПСТГУ» и теперь ходит с высоко задранной головой, аки гусыня, помышляя себя великой «бог-ословкой» (но реально будучи только примитивной бог-ослицей). Папа этой «дипломированной бог-ослицы» какая-то «видная шишка» и помог со строительством храма и с покупкой жилья для прихода. И теперь его доченька превратилась в «настоятельшу» прихода. Увы, мы имеем дело с нездоровой семьей, которая, разумеется, будет выдавать из себя травмированных этими ненормальными отношениями детей.
«Штукатурка» женская
Вот, дочь московского священника в возрасте 13-14 лет ВКонтакте выставляет свои фото, где она запечатлена под слоями «штукатурки». Зачем 13-летней девочке «штукатуриться»? 1. Вы отравляете ее организм этой химией (заметим, что организм еще растущий и развивающийся – может, в воздухе Москвы и без того мало ядов?). 2. Вы развиваете в ней не лучшие чувства, принципы и наклонности: страсть к соперничеству, тщеславие, зависть, желание привлекать к себе внимание ложной красотой. Сексуальный момент в этом «желании» может либо просто не осознаваться, либо даже реально отсутствовать. Но вот реальное присутствие гордыни и порождаемых ею желаний стать «раскрашенным идолом» и даже зависть к тем, кого Бог наделил большей красотой – тут несомненно. 3. Наконец, вы тратите огромное количество финансовых ресурсов, которые могли бы пойти на что-то доброе. Подсчитайте ваши реальные затраты на косметику хотя бы за год, и спросите себя: кормить с вашего кармана разные косметические фабрики – это цель ваших трудов? Оно того стоит?
Черты характера
Если 13-летняя девушка (и снова дочь священника) ВКонтакте пишет «Истерика девушки ровно на пустом месте – это не трагедия, а просто мелкое хулиганство, обыденная вещь», то какую женщину вы из нее вырастите с такими принципами? А я скажу какую: Стерву! Уж она точно слова апостола Павла «жена да боится своего мужа» будет выгрызать, выскабливать из Писания!
Интернет-зависимость
Ваши дети сутками висят в соцсетях. Сутками! Ежедневно! И чем они там занимаются? – Просто глупый «трёп», пустословие. Зато Евангелие им почитать некогда – как же, «у нас много уроков», слышим мы в ответ.
Игромания
К сожалению, один лично мне знакомый священник сам подсел на игрушки, долго просиживал за играми, стал пить. Спасло только реальное житейское потрясение. Дети «воткнуты» в «стрелялки» по сей день. Семья не смогла создать для детей круг развивающих личность интересов.
Отсутствие реальной физической нагрузки
Урбанизация породила тип человека, который не знает, что такое выращивание своего хлеба в поте лица. Он привык его покупать. Его учат не производить, а зарабатывать. Учат этому с детства! Даже среди сельских девушек не найти тех, которые бы могли заняться вышивкой, вязанием, шитьем. Зато все умеют клацать клавиши на компьютере. Да, есть такие, которые имеют свою дачу. Но последняя воспринимается скорее как роскошь – не как усилие, а как отдых.
Сексуальное воспитание
Без полноценного христианского воспитания по всем вышеперчисленным пунктам трудно дать здоровое половое воспитание [тут для чтения могу порекомендовать брошюру о.В.Зеньковского «На пороге зрелости», она есть в Интернете]. В семье одного священника из крупного областного мегаполиса случилась ситуация, к которой они не были готовы и которая чуть было не закончилась непоправимым ужасом: 13-летняя штукатуращаяся и ходящая в «современных модных шмотках» девочка влюбилась и забеременела. У родителей началась истерика. К тому же отец ребенка – мальчишка 15-ти лет. К кому предъявлять претензии? И вот родители чуть было не довели до детоубийства. Случайно (а точнее – Божьим Промыслом) к ним в гости нагрянул какой-то дальний родственник и сказал отцу беременной девушки: «Какой же ты священник, если ты готов душу своего внука или внучки загубить»? Слава Богу, девочка родила!!! Другой случай – более радостный, но тоже со сложностями. В аналогичной ситуации девочка тех же лет забеременела от школьного учителя. Но в этом случае семья оказалась более благочестива и они сразу четко определили два тезиса: 1. Дочка наша будет рожать, и мы ее никаким истерикам подвергать не будем. 2. «Зятю» тоже жизнь калечить не будем. А поскольку в данном случае городок был провинциальный, им пришлось встретиться с оглаской и с официальными организациями, сующими свой нос в такой ситуации в каждую семью. И вот родители приняли мудрое решение: они назвали отцом ребенка …мальчика из семьи, которая буквально «на днях» покинула страну[1]. Я спросил у матери: «А что бы Вы сказали в опеке, если бы такого случая не подвернулось»? – «Не знаю, наверное, сказала бы дочери, чтобы она сказала, что у нее было несколько мальчиков из класса и она не знает отца, и что она не собирается выяснять. Путь бы было лучше так, чем суды и тюрьма для мужика. Ведь он ее не изнасиловал. Сама слабинку дала».
Контрацепция
Атмосфера в семье создается во многом под влиянием сексуальных отношений супругов. Когда в них есть фальшь, дети ее чувствуют и, увы, их детская психика еще на подсознательном, чисто интуитивно-эмоциональном уровне «отравляется» этой фальшью. Здоровые сексуальные отношения супругов превосходят уровень скотского влечения и «всегда открыты к творческому действию Духа Божьего» (слова Константинопольского патриарха Афинагора по вопросу о контрацепции). Естественный порядок, заложенный Богом в творение, мы ни ниспровергать, ни «редактировать» не имеем права. Бог сочетал в одном акте оплодотворение и супружеское удовольствие от общения. По этому вопросу я настоятельно рекомендую следующую статью: Шуйан М., свящ. Две цели брака // Лекция в Грегорианском Университете (Рим), 2015. [ http://xn--80aqecdrlilg.xn--p1ai/2-celi-braka/ ].
Я сделаю одно сравнение: Когда мы принимаем пищу – нам приятно, вкусно и мы рады этому удовольствию. Но когда мы справляем «конечный результат пищеварения», нам неприятно. Творец диалектически разместил удовольствия и «порции горечи» так чтобы в нашей жизни одно вытекало из другого. Как удовольствия порождают «печальный конец эйфории», так и в обратном порядке – страдания нередко приводят в радости. Сексуальная жизнь построена по тому же принципу: люди, которые любят много и вкусно кушать не могут жаловаться, что им приходится часто совершать малоприятные действия после завершения пищеварения. Люди, которые любят проявлять свои нежные душевные чувства в форме плотских удовольствиях на супружеском ложе, тоже не имеют права сетовать на то, что им приходится в результате становиться «многоскорбными» многодетными родителями. Все органически Бог сочетал воедино. И потому любая форма контрацепции – противоестественна. И именно поэтому несомненный авторитет в древней Церкви Климент, пресвитер и дидаскал Александрийский, в своем «Педагоге» сравнивает супружескую близость «с предохранением» с гомосексуализмом[2]. Он, конечно, не ставил полного знака равенства, но обозначил важную вещь: и то, и другое есть сексуальное извращение. Разумеется, это разные извращения. По словам другого древнего христианского авторитета – Лактация, не только «не следует выпускать libido за пределы законного брака», но и в самом этом браке «следует подчинить его рождению детей»[3], как причину – цели. Когда эта связь разрывается и супруги, оправдываясь своей нищетой или слабостью, отказываются с доверием открываться Богу во время близости, в их отношениях прочно прописывается ложь и фальшь. На духовном уровне (не всегда осознанном) это отравляет «атмосферу» в семье. Те, которые говорят, что они исполнили долг чадородия, родив 2 или 3 детей, а в дальнейшем могут наслаждаться супружеской близости «просто так», совершают грех. Это все равно, как если кто-то сказал: Я готов ежедневно вкусно кушать, но в уборную согласен ходить только раз в год. Глупо? – Да! В 2000 году РПЦ нашла в себе смелость безоговорочно осудить исключительно абортивную контрацепцию (кстати, многие «христианские супруги» не знают или не желают знать разницы и не понимают, что совершают аборт на ранних стадиях беременности, если используют спираль или гормоны, которые не предотвращают сам факт оплодотворения, но убивают зародыш на ранней стадии его развития). Конечно, абортивная контрацепция – грех более тяжкий, чем «барьерная», не допускающая оплодотворения в принципе. Однако из того, что, скажем, воровство грех более тяжкий, чем блуд, мы не можем, осудив воровство, не осуждать блуд. Христианская семья должна безоговорочно следовать воле Божьей и соответствовать замыслу Бога о семье. Замысел же Бога во многом можно узнать не только из нравственного закона, но и из изучения естественных законов существования нашего организма. «Законное сочетание в браке ценно пред Богом, а совершаемое ради удовольствия – карается смертью. Те, кто законно сочетаются в браке ради чадорождения – безупречны»[4].
Профессии, которые выбирают себе дети священников
Одним из показателей нравственной деградации является тот факт, что дети из «христианских» семей все валом валят на финансовые, экономические да юридические факультеты. Они думают, что эти профессии их «прокормят», только ни им самим, ни их горе-родителям не приходит на ум, что «плывя по течению» современных «потоков», вы забрасываете своих детей в мутное болото порождаемого этой однообразностью хаоса: просто поинтересуйтесь статистикой: сколько сейчас студентов по указанным выше направлениям. Все хотят быть «самыми умными да богатыми» и останутся в дураках, потому что эти профессии ориентированы на определенный спектр услуг, который даже в здоровом обществе имеет свои «рамки», а во время распада (а мы переживаем именно эпоху распада урбаническо-индустриальной формации) и вовсе оставит этих кабинетных белоручек на улице.
Каким же должно быть образование? – У него должно быть две грани (точнее – образование должно осуществляться сразу в двух направлениях): 1. Интеллектуально-духовное развитие (филология, философия, педагогика, история). 2. Физическое развитие и формирование бытовых навыков самостоятельного существования. Научите девочку шить и печь хлеб, а мальчика – обрабатывать древесину, класть кирпичную кладку и выделывать шкуры, и они не пропадут в этом мире.
Светскость и обмирщенность
Наверное, покажется странным, что я процитирую слова индуиста-кришнаита? Но я, разумеется, не разделяю его веры и его эзотерического взгляда на мир, что не мешает мне согласиться с ним в следующем:
«К сожалению, большинство родителей считает, что они несут ответственность за своих детей, и чувство ответственности заставляет их говорить детям, что им следует и чего не следует делать, кем они должны и не должны быть. Родители хотят, чтобы у детей было прочное положение в обществе. То, что они называют ответственностью, является частью респектабельности, которой они поклоняются. А мне представляется, что там, где есть респектабельность, нет порядка. Они стремятся лишь к тому, чтобы стать истинными буржуа; готовя своих детей войти в нынешнее общество, приспособиться к нему, они тем самым содействуют тому, что в обществе не прекращается война, конфликт и жестокость. Назовёте ли вы это заботой и любовью? Действительно заботиться – это заботиться так, как вы заботились бы о деревце или о растении, поливая их, изучая, что им требуется, какая почва для них самая лучшая, ухаживая за ними с добротой и нежностью, но когда вы стараетесь приспособить своих детей к обществу, вы готовите их к тому, что для них может оказаться гибельным»[5].
Подобные слова имеются у Златоуста и у К.Леонтьева.
Почему вы, христиане, живете «по стихиям мира сего»? Почему вы забыли, что не только монахи, но все христиане, умершие в крещальной купели для мира сего, должны быть людьми не мирскими? И кто вам сказал, что если девочка не будет штукатуриться, то она должна непременно комплексовать? не в этом ли суть воспитания – воспитать в ней чувство собственного достоинства и красоты безо всяких штукатурок? Не примером ли должна быть ваша дочь-христианка в среде своих сверстниц? почему же вы, вместо того, чтобы сделать из нее «соль земли» и светильник для сверстниц, позволяете ей растворяться в мирской стихии, в хаосе мира сего? Вы скажите, что сейчас очень трудно воспитать в девочке указанные чувства? А когда было легко? И где? Может, в языческом Риме (в эпоху агрессивных гонений на христианство)? Если вы думаете, что там было христианам легче держать свой «облик» в должном чине, то я посоветую вам поинтересоваться, что представлял собою Рим времен Нерона, Траяна, Калигулы. Почему же язычники с восторгом отзывались о женщинах и девушках христианках тех времен? Скажите, матери-христиански, вы уверенны, что ваши дочери вызовут именно восторг своей «светскостью»? – Скорее усмешку: «вот, видите, христианки, а ничем от нас не отличаются – так же наштукатурены, ходят в модном тряпье, тусуются в соцсетях, а выйдут замуж, будут думать о контрацепции и перегрызут глотку всем, кто им напомнит, что в этом вопросе надо полагаться на волю Божью, а не на свои расчеты». В чем проявляется христианскость их и вашего мировоззрения и поведения?
Часть II: Некоторые наставления
1. Необходимо придерживаться определенного расписания дня, ритма.
2. Обязательно ежедневно (как бы ты ни уставал / уставала) молиться с детьми хотя бы по 5-7 минут 2-3 раза в день. Причем, молиться только на родном для членов семьи языке.
3. Обязательно прочитывать хотя бы по несколько строк (сюжетов) из Евангелия. И объяснять это.
4. К причастию готовиться, как к празднику. При этом детям все время разъяснять, что это – величайший дар и Таинство.
5. Сделать все, чтобы приучить ребенка дорожить временем и не тратить его на пустословие в соцсетях!
6. Никакой косметики! Вообще!! Т.е. не только дети, но и матери должны полностью отказаться от этой сатанинской приманки тщеславия! Необходимо научить детей воспринимать красоту естественного и отвращаться от искусственной «красоты». И помнить слова, которые, согласно Аристею, еврейские переводчики Торы сказали Птолемею Египетскому (III в. до н.э.): «Благочестие …есть преимущественный образ красоты, и его сила – в любви, она же – Божий дар»[6].
У кого глаза светятся любовью и кто способен одарить своим взглядом счастьем ближнего своего, тот не нуждается в лживых «прикрасах». У кого же глаза светятся от блесток и парфюма, те неспособны своим взглядом передать истинное счастье. Будьте самими собою. Будьте естественными. Позволю себе сделать одно отступление к своему мужскому опыту. Мужчина часто испытывает разочарование, когда женщина смывает свой «боевой раскрас», под которым находится этим самым «раскрасом» обезображенная кожа, поблекшая от неестественного состояния под слоем «штукатурки». Так вот, в пору моей горячей юности я встречался с одной девушкой, которая была мне очень симпатична. Она не носила штукатурки и не брызгалась химическими «духами». Зато пользовалась отварами из трав во время купания. Ее тело было нежным, уста – сладкими. Но вот как-то она «наштукатурилась» (говорила, что подружки «вынудили»). И самым большим моим разочарованием в тот момент был поцелуй: вместо естественной сладости я почувствовал мерзкий привкус помады. Это как будто между нами двоими влезло некое существо, которое привнесло от себя свой вкус и свой запах. Если мужчина по-настоящему «захвачен» женщиной, тепло и аромат ее тела, вкус ее поцелуя для него представляют ценность. Если же мужчина только обольщен ее «штукатуркой», то это значит, что он недалек от разочарования. Это действительно внешнее обольщение, а не полноценное восприятия женщины. Вскоре наступит разочарование и разлад.
7. Не должно быть в семье суетливости, атмосферы погони за комфортом и удобствами. Ребенок должен чувствовать, что слова о Христе как о единственном смысле жизни – не просто слова, а реальная атмосфера, в которой живут родители.
8. Ни в коем разе священник (папа семейства) не должен относиться по потребительски к своему служении («требочки, заработок»). И ни в коем случае ребенок не должен чувствовать, что для папы его служение – работа! Ребенок даже не должен «представлять» себе связь между служением отца и «пропитанием» семьи. Ребенок должен чувствовать, что для папы его служение – это сама жизнь его!
9. Обязательно должна быть полноценная физическая нагрузка. Причем, не в спортклубе, а именно в виде творческого труда. Научите детей чинить мебель, выделывать шкуры животных, управляться на пасеке, ремонтировать обувь и одежду. Дочерей приучите не только брынчать на пианино и компьютере, а еще и убираться, готовить, вязать, шить, вышивать. При обучении приготовлению пищи научите работать с натуральными продуктами (к примеру, готовить натуральную домашнюю закваску, а не печь хлеб на сухих дрожжах). На одном форуме есть прекрасная тема: «Что умела 10-летняя девочка 100 лет назад» (http://catholichurch.ru/index.php...). А что она умеет сейчас?
10. Научите детей удивляться красоте Божьего творения, любить природу и дорожить ее каждым цветком. Бережно относиться к экологии и к собственному здоровью.
11. С детства детям нужно прививать уважение к красоте полноценных естественных отношений полов в браке, открытых с доверием воле Божьей. Прививать чувство радости от многодетности. Если же родители «воздыхают и горюют» от обилия Божьего благословения в виде многодетности, то им следует вообще прекратить супружескую жизнь и держаться брато-сестринских отношений. Дети должны видеть, что родители счастливы от многодетности, а не пришиблены ею.
Жизнь христианина – это жизнь серьезная, сосредоточенная, не растраченная впустую и не впускающая в себя пустоту. Свои, и без того не безграничные и хрупкие, физические ресурсы не следует отравлять «парфюмерной атакой» (во имя призрачной, фальшивой «красоты»). Следует формировать в себе внутреннюю богообразную красоту. Аналогично и касательно Интернета: не следует тратить в нем лучшую часть своей жизни. Сегодня известно, что игромания – уже реальная болезнь, аналог наркомании, когда психика подседает на виртуальное пространство. Не просиживайте свою жизнь, а двигайтесь, дышите природой, любите Божье творение. Это – не «забитость», не «зачуханность». Это просто серьезное и ответственное отношение к времени и к естественным дарам Бога (здоровью, времени, уму). Между прочим, в том числе и бережное отношение к содержимому кармана. Древний иудейский мудрец, переводчик Священного Писания с еврейского на греческий язык, суть воспитания выразил так: «Наши пожелания о том, чтобы наши дети сумели владеть собою»[7]. Высшим проявлением самообладания для них будет отказ от «плавания вниз по течению реки», которая в русле своем впадает в помойную яму. Христианские дети должны быть «иными». Они не должны вляпываться в грязь с оговоркой «так все живут». Уроки философского самообладания должны быть преподаны им в детстве. Если родители смогут показать им реальную целостную красоту подлинно-христианской жизни (а не просто «запугать», «забить», «запретить»), то детей и не потянет на это мирское зловоние с его фальшивой красотой, фальшивыми ценностями, фальшивой благовоспитанностью. Приучите детей своим словом и примером «философствовать о жизни» с детства и чувствовать силу вашей жизненной философии. Снова о тех же девочках: Матери, покажите им, что женщина может быть красивой без «штукатурки»; что она может светиться радостью и любовью, дарить счастье; научите их уважать свою собственную природную красу и воспитывать в себе благородство в манерах, словах, жестах, взгляде. И тогда никакие «расфуфыренные куклы» с глянцевых журналов не смогут конкурировать с вашими дочерями! Парень, который умеет ценить подлинную красоту, найдет и оценит ее в ваших дочерях. А ведь вы именно таких мужей хотите для своих дочерей, не так ли?
Заключение
Я возношу искренние, от глубин сердца, молитвы о том, чтобы мое слово принесло свой плод в ваших душах. Все, что упущено сегодня – не наверстать завтра. Пусть Бог Всемогущий, открывший нам не только высокие умозрительные догматы, но и конкретный реальный путь и пример благочестия, направит вас идти по этому пути. Я же, помня процитированные слова древнего иудейского мудреца, что сила благочестия в любви, а последняя есть Божий дар, не только заверяю вас, читатели, в идущих от сердца пожеланиях добра, но и прошу молитв ваших, чтобы все мы взаимно возрастали в любви к Богу, к благочестию и друг к другу!
Архимандрит Феогност (Пушков),
кандидат богословия, священник Луганской епархии УПЦ (МП)
-------------------------------------------------------------
1 События происходили в нач. 2014 г., и одноклассником этой дочери священника был сын какого-то периферийного депутата из «януковичей», который решил быстро сделать ноги, забрав семью и выехав из Украины. На этого, ни сном ни духом не подозревавшего сынка депутата, «вслед» и свалили «вину» благоразумные родители девочки.
2 Вот его слова: «Ближайшая цель супругов — это иметь детей, цель же высшая — иметь детей добрых (благочадие). И для земледельца забота о пропитании служит побуждением к посеву семян; целью же земледелия является снятие плодов. Но гораздо выше стоит земледелец, засевающий ниву одушевленную. Один обрабатывает поле, имея в виду получить преходящую пищу, другой, — имея в виду целость вселенной. Один насаждает для себя, другой насаждает и сеет из послушания Богу, изрекшему: Размножайтесь. Причем и то нужно иметь в виду, что человек, содействуя происхождению человека, становится образом Бога. Не всякая почва восприимчива для принятия семян; или если и всякая, по крайней мере, не для семян одного и того же земледельца. Не следует на каменистую почву сеять, ни тем менее злоупотреблять семенем, этим проводником и началом порождения, в котором дремлют его законы. Направлять же эти естественные законы вопреки разуму на пути противоестественные вообще крайне нечестиво. Послушайте, как уже Моисей, этот всемирный мудрец, некогда символически осудил соитие, совершенное не с целью зачатия. Он говорит: Не ешь зайца и гиены. Он не желает, чтобы человек проникался их свойствами, ни чтобы погрязал в их похотливости, потому что эти животные, стремясь к любовному соитию, одержимы бывают бешеной похотью.
…Недозволительно человеку соитие, совершаемое без цели зачатия. …Моисей запрещает нам отдаваться чрезмерным пожеланиям, слишком стремясь к соитию, предаваясь страсти с беременными женами… Природа, как в отношении пищи, так и в отношении законного брака позволяет пользоваться лишь тем, что естественно, целесообразно и благопристойно. Она дозволяет страстное стремление к произведению детей. Но всякая чрезмерность и неумеренность идут уже против законов природы… Ни к какой не прикасайся женщине, кроме как к своей собственной жене (Лев. 18, 20); с ней только имеешь ты право предаваться утехам плоти для зачатия законного потомства. Лишь это дозволяется Логосом. …Это удовольствие, если кто им пользуется и в браке [вне желания зачать ребенка – арх.Ф], становится нечестивым, не соответствующим идее брака и противоразумным» (Климент Александрийский. Педагог. II: 10).
3 Лактанций. Эпитомы Божественных установлений, 57 [62]. 6; с. 227.
4 Амфолохий Иконийский, святитель. Слово о грешнице, помазавшей ноги Господа миром, § 4 // Богословский Вестник МДАиС, № 4, 2004. – С. 16.
5 Джидду Кришнамурти.
6 Аристей. Письмо к Филократу, 229.
7 Аристей. Письмо к Филократу, 248.
[1] События происходили в нач. 2014 г., и одноклассником этой дочери священника был сын какого-то периферийного депутата из «януковичей», который решил быстро сделать ноги, забрав семью и выехав из Украины. На этого, ни сном ни духом не подозревавшего сынка депутата, «вслед» и свалили «вину» благоразумные родители девочки.
[2] Вот его слова: «Ближайшая цель супругов — это иметь детей, цель же высшая — иметь детей добрых (благочадие). И для земледельца забота о пропитании служит побуждением к посеву семян; целью же земледелия является снятие плодов. Но гораздо выше стоит земледелец, засевающий ниву одушевленную. Один обрабатывает поле, имея в виду получить преходящую пищу, другой, — имея в виду целость вселенной. Один насаждает для себя, другой насаждает и сеет из послушания Богу, изрекшему: Размножайтесь. Причем и то нужно иметь в виду, что человек, содействуя происхождению человека, становится образом Бога. Не всякая почва восприимчива для принятия семян; или если и всякая, по крайней мере, не для семян одного и того же земледельца. Не следует на каменистую почву сеять, ни тем менее злоупотреблять семенем, этим проводником и началом порождения, в котором дремлют его законы. Направлять же эти естественные законы вопреки разуму на пути противоестественные вообще крайне нечестиво. Послушайте, как уже Моисей, этот всемирный мудрец, некогда символически осудил соитие, совершенное не с целью зачатия. Он говорит: Не ешь зайца и гиены. Он не желает, чтобы человек проникался их свойствами, ни чтобы погрязал в их похотливости, потому что эти животные, стремясь к любовному соитию, одержимы бывают бешеной похотью.
…Недозволительно человеку соитие, совершаемое без цели зачатия. …Моисей запрещает нам отдаваться чрезмерным пожеланиям, слишком стремясь к соитию, предаваясь страсти с беременными женами… Природа, как в отношении пищи, так и в отношении законного брака позволяет пользоваться лишь тем, что естественно, целесообразно и благопристойно. Она дозволяет страстное стремление к произведению детей. Но всякая чрезмерность и неумеренность идут уже против законов природы… Ни к какой не прикасайся женщине, кроме как к своей собственной жене (Лев. 18, 20); с ней только имеешь ты право предаваться утехам плоти для зачатия законного потомства. Лишь это дозволяется Логосом. …Это удовольствие, если кто им пользуется и в браке [вне желания зачать ребенка – арх.Ф], становится нечестивым, не соответствующим идее брака и противоразумным» (Климент Александрийский. Педагог. II: 10).
[3] Лактанций. Эпитомы Божественных установлений, 57 [62]. 6; с. 227.
[4] Амфолохий Иконийский, святитель. Слово о грешнице, помазавшей ноги Господа миром, § 4 // Богословский Вестник МДАиС, № 4, 2004. – С. 16.
[5] Джидду Кришнамурти.
[6] Аристей. Письмо к Филократу, 229.
[7] Аристей. Письмо к Филократу, 248.