Методическая разработка проведения внеурочного мероприятия с элементами мастер класса
«РОЖДЕСТВЕНСКИЙ ПОДОРОК»
Представленная методическая разработка может быть использована в рамках внеурочных мероприятий - классных часов или кружковых занятий по духовно-нравственной тематике с элементами православной культуры. Он послужит методическим сопровождением подготовки детей к пониманию духовного значения и восприятию традиций православного праздника Рождество Христово.
Форма проведения урока: беседа с мастер-классом.
Цель урока: познакомить учащихся с историей праздника Рождества Христова и традициями его празднования.
Задачи:
ü познакомить с рассказом Евангелия о Рождестве Христовом и поклонении пастухов и волхвов Младенцу;
ü сформировать представление о празднике; о Вифлеемской Звезде;
ü воспитывать уважение к православным традициям своего народа;
ü обогащать словарь школьника новыми словами историко-культурологического значения;
ü сформировать умения и навыки самостоятельно готовить символические сувениры к празднику Рождества Христова.
5. Новые слова и понятия:Палестина, Иерусалим, Назарет, Вифлеем, Рождество, Иисус Христос, «Вифлеемская Звезда», ясли, волхвы, вертеп, ладан, смирна, колядки, святки.
Библейский источник:Евангелие от Матфея, 1 глава, стихи 18-25; 2 глава, стихи 1-12; Евангелие от Луки, 2 глава, стихи 11-20.
Оборудование:
· иллюстративный ряд:репродукции икон и росписей православных храмов на тему урока; виды храмов, посвящённых празднику Рождества Христова. Презентация с иллюстративными материалами; мультфильм «Рождество христово»;
· для изготовления сувенира–магнетика «Вифлеемская Звезда» - круглая деревянная заготовка, самоклеющая магнитная лента, трафареты, краски, кисть для рисования, непроливайка, салфетки.
Предварительная подготовка к уроку:создание презентации на тему урока. Подготовка трафаретов и других материалов.
План проведения урока – мастер-класс:
1. Организационный момент начала урока – 1мин.
2. Сообщение цели мероприятия, актуализация опорных знаний, формулирование детьми темы урока (беседа, вопросы) – 2 мин.
3. Знакомство с Евангельскими событиями Рождества Христова (рассказ учителя по уроку в сопровождении с презентацией) – 8 мин.
4. Знакомство с технологией изготовления рождественского подарка сувенира-магнетика «Вифлеемская Звезда» и рисование фона на заготовке - 10 мин.
5. Просмотр мультфильма «Рождество Христово» - 7 мин.
6. Продолжение оформление сувенира, нанесение контура на фон и раскраска звезды (тихо звучит песня о Рождестве) – 7 мин.
7. Викторина «Чудо Рождества» - 4 мин.
8. Подведение итогов, выявление победителей викторины и вручение дипломов всем участникам и призов победителям викторины – 4 мин.
9. Общая фотография с памятными сувенирами - 2 мин.
Ход урока:
Учитель: кто знает, какой православный праздник мы отмечаем 7 января? Для того чтобы вам легче было ответить на вопрос, отгадайте такую загадку: «Среди зимы – большое торжество.
Великий праздник – … (Рождество)!»
Верно, сегодня мы поговорим о празднике Рождества Христова.
Рождество стало важнейшим событием для всего человечества. Даже современное летосчисление ведётся именно от Рождества Христова. Сегодня на уроке вам предстоит услышать, понять и запомнить Рождественскую историю, которая произошла много-много (более двух тысяч) лет назад… Также научимся изготавливать сувенир - Рождественский подарок «Вифлеемская Звезда». Будьте внимательными в течение урока, так как в конце занятия проведем викторину «Чудо рождества» и победителям ждут призы.
Произошло это событие в далёкой и тёплой стране Палестине, где находится город Иерусалим. К северу от Иерусалима в стране Галилейской в городе Назарете жила Дева Мария в доме Иосифа. В то время римский император Октавиан Август приказал сделать всенародную перепись населения. Каждый должен был записаться в том городе, где он родился, где жили его предки. Иосиф был родом из Вифлеема, поэтому он и Мария отправились из Назарета в Вифлеем.
В Вифлеем съехалось много людей, гостиницы были переполнены и места для Марии с Иосифом не оказалось. Они нашли приют за городом в вертепе, т.е. в пещере, которая использовалась для загона скота. Здесь и произошло величайшее событие в истории человечества – родился Спаситель Мира. Самим Богом через Архангела Гавриила Марии было указано назвать сына Иисус (на древнееврейском «Спаситель») Христос (с греческого «Помазанник».
Мария спеленала родившегося младенца и положила в ясли– решётчатый ящик, в который клали корм для скота. Теперь в память о колыбельки Христа так называют детское учреждение, где воспитываются маленькие дети.
Придя на землю, Он не был встречен почётом, знатностью и богатством. У него не было пристанища, колыбельки как у всех детей. Первыми узнали о рождении Христа простые пастухи, извещённые об этом событии явлением ангела. В ту ночь они пасли свои стада в поле, и ангел возвестил им великую радость, что родился в городе Давидовом Спаситель, который есть Христос Господь! И указал место, где они смогут его найти. Пастухи поспешили посмотреть на чудо Младенца.
Узнали об этом событии и волхвы – древние учёные, которые постигали тайны мира по звёздам. Они верили, что при рождении великого человека на небе появляется особенная звезда. Увидев яркую звезду, которая неожиданно вспыхнула на небе и засияла, всеми восьмью гранями поняли, что ожидаемый Младенец родился. Именно эта звезда, которой дадут имя Вифлеемская, указала волхвам путь до самой пещеры.
В Евангелие сохранились имена этих волхвов – ВАЛТАСАР, ГАСПАР, МЕЛЬХЕОР. Поклонившись Младенцу до земли, волхвы вручили подарки: золото, как царю, в виде дани; ладан (ароматная смола), как богу, при богослужении; смирну (масло), как человеку, идущему на смерть. Потому что умерших людей смазывают благовонным маслом. Волхвы преподнесли дары не как младенцу, а как Царю. Мария хранила эти дары всю жизнь. Сейчас они находятся в монастыре на горе Афон. От даров и поныне исходит удивительное благоухание. Узнав о рождении Иисуса Христа и желая Его уничтожить, царь Иудеи Ирод приказал убить всех младенцев в возрасте до 2 лет. Однако Христос был чудесно спасён от смерти, потому что ангел повелел Иосифу бежать в Египет вместе с семьёй, где они и жили до смерти Ирода…
О традиции праздника.