Ритуал «выхода» из Песочной страны. В ладошки наши посмотри —
В ладошки наши посмотри —
Мудрее стали ведь они!
Спасибо, милый наш песок,
Нам буквы ты сдружить помог!
Занятие 22
Тема: «Дифференциация [c - ш]»
Материал: артикуляционные профили звуков, цветная морская соль, бархатная бумага, Гном, картинки звуки, словакарточки, тексты, влажные салфетки
Ход занятия
Логопед приглашает детей в свой кабинет
Логопед: Здравствуйте, ребята! Проходите! А давайте, с вами поприветствуем друг - друга
Круг приветствия:
Доброе утро, девочка Света,
Доброе утро, мальчик Арман!
Доброе утро, всем в мире детям,
Доброе утро, людям всех стран!
Доброе утро, солнышку в небе,
Доброе утро, в поле цветам!
Доброе утро, всем добрым лицам,
Доброе утро, в общем, всем нам!
Логопед: Присаживайтесь, ребята, сейчас я прочту стихи – а вы внимательно слушайте:
Спит спокойно
Старый слон –
Стоя спать
Умеет он!
Логопед: Какой звук слышится чаще других?
Дети: [с]
Логопед: Правильно. А вот ещё один стих –
Шуршит камыш,
Над речкой тишь
И только двое лягушат
Камыши тихонько ворошат
Логопед: А теперь какой звук слышится чаще других?
Дети: [ш]
Логопед: Молодцы! Сегодня мы с вами буде дифференцировать звуки
[c - ш]. А поможет нам в этом… Ребята, а кто это?
Дети: Гном
Логопед: А где живут гномы?
Дети: Под землей
Логопед: Посмотрите, а что у него в руках?
Дети: Молоточек
Логопед: Значит, какой мы можем сделать вывод?
Дети: Ответы
Логопед: Да, ребята, и я вам открою секрет: этот Гном – Повелитель Солевой Шахты – он добывает соль. А кто из вас знает, для чего нам нужна соль?
Дети: Ответы
Логопед: Верно. И к нам на занятие Гном принёс волшебную соль… Вот она. Как вы думаете, какая она? Мелкая или крупная?
Дети: Ответы
Логопед: Верно. А теплая ли холодная?
Дети: Ответы
Логопед: А это мы с вами узнаем чуть позже, а пока нам необходимо выполнить задания, написаны они на солевом кубике, который нам принёс Гномик. Ну что, приступим…
Задание № 1
а) Характеристика звуков [c - ш]
Логопед: Ребята, нам нужно назвать характеристику звука [c]
Дети: Ответы
Логопед: Молодцы! А теперь назовите характеристику звука [ш]
Дети: Ответы
Логопед: Умницы! С этим мы справились, а вот ещё одно задание –
б) Определить звук по профилю
Логопед: Ребята, кто хочет определить?
Дети определяют
Логопед: Хорошо! Вот следующее задание –
в) Артикуляционная гимнастика
Логопед: Давайте выполним наши артикуляционные упражнения: «Лягушка», «Хоботок», «Лопатка», «Чищу зубки», «Горка», «Чашечка»
Дети выполняют упражнения перед зеркалом, под речевое сопровождение логопеда
Логопед: Хорошо! А давайте, посмотрим следующее задание -
Задание № 2
а) Правила поведения:
Логопед: Ребята, здесь написаны правила поведения работы с солью, давайте повторим их вместе:
В ладошки наши посмотри,
В них доброту, любовь найди
Своей любовью поделись
Гном наш появись!
Здесь нельзя кусаться, драться!
И нельзя солью кидаться!
Можно строить и творить
Будем с солью мы дружить!
б) Просыпать букву, которой мы обозначаем звуки [c - ш]
Логопед: Ребята, перед вами лежат листы бархатной бумаги – выберите кому какой цвет нравится, а теперь возьмите соль щепоткой (предлагается несколько цветовдети выбирают сами цвет, с которым хотят работать) и просыпьте контур буквы на бумаге.
Дети выполняют
Логопед: Вы отлично справились с этим заданием – перейдем к следующему
Задание № 3 Автоматизация звуков в слогах
Логопед: Я произнесу, а вы за мной повторяйте:
са-са-са – бежит рыжая лиса
со-со-со – катит лиска колесо
су-су-су – нарисую я лису
сы-сы-сы – хвост красивый у лисы
ша-ша-ша – наша лиска хороша
шу-шу-шу – про лиску стишок напишу
шо-шо-шо – пишу хорошо
Логопед: Молодцы, ребята! А давайте, посмотрим, какое следующее задание нам приготовил Гном
Задание № 4 Развитие фонематического слуха - Д/и «Поймай звук [ш]»
Логопед: Услышишь звук – хлопни. Игра на победителя, наградой не играть
Миска, мошка, кошка, капуста, ложка, норка, шалаш, корка, камыш, калач.
Логопед: Молодцы! Давайте, узнаем, кто победил? А как мы это можем узнать?
Дети: Нужно сосчитать фишки
Логопед: Правильно! Вот тебе награда, а вам всем за участие в игре. А сейчас мы с вами сделаем разминку
Задание № 5 Физминутка «Белка - смелка»
Логопед: Присаживайтесь, ребята, продолжим
Задание № 6
а) Автоматизация в словах – Д/и «Разложи вещи»
Логопед: Ребята, вот перед вами картинки с изображением предметов, будьте внимательны, вам нужно разложить предметы в шкаф и сумку. Как вы будете это делать?
Дети: Ответы детей
Логопед: Правильно, предметы, в названии которых есть звук [с] будем складывать в сумку, а в которых есть звук [ш] – в шкаф. Ну, что ж, приступим
Дети: выполняют
Логопед: Вы отлично справились с этим заданием – перейдем к следующему
б) Д/и «Повтори после меня»
Логопед: Ребята, Гном предлагает задание, я буду называть слова – а вы повторяйте за мной
Дети: выполняют
Логопед: Молодцы, а теперь сыграем еще в одну игру:
в) Д/и «У кого как у меня? »
Логопед: У меня есть мишка
Дети: И у меня есть мишка
Дети: А у меня нет мишки… и т.д.
Логопед: С этим заданием мы справились, перейдем к следующему
Задание № 7 Письмо
Логопед:
Неизвестно, как случилось,
Только буква заблудилась
Вы её скорей найдите
И в слова свои впишите
Дети: выполняют
Логопед: И с этим заданием вы справились, молодцы! Что же нас еще ждет?
Задание № 8 Д/и «Чего нет»
Дети: выполняют
Логопед: Умницы, у вас все хорошо получилось, теперь перейдем к следующему заданию
Задание № 9 Д/и «Прочти наоборот»
Дети: выполняют
Итог занятия
Логопед: Ребята, я конечно знала, что вы справитесь с заданиями Гнома, но не думала, что так легко. Гном приготовил вам за ваше старание призы. Вот, получайте – вы их действительно заслужили. А теперь нам пора прощаться! До свидания!