Практическое усвоение приставочных глаголов

Послушайте рассказ мишки-шалунишки о том, как он к нам шел.

Логопед говорит от имени мишки-шалунишки, а дети помогают вести рассказ.

Я по лесу шел, и волнушку ... (нашел). Дальше я в лес ... (пошел), в чащу леса ... (зашел) и к избушке ... (подошел), потом в избушку ... (зашел), ничего там не ... (нашел), дальше ... (пошел). К дереву я ... (подошел), там я сладкий мед ... (нашел). По дорожке ... (пошел) и к вам на занятие ... (пришел).

Физминутка

А теперь послушайте стихотворение.

Мы по лесу шли, шли, шли, только шишку нашли. Дети дальше побежали и лягушку повстречали. Лягушка-попрыгушка — глазки на макушке. Прячьтесь от лягушки, комары да мушки.

Дети изображают прыгающую лягушку, улетающих напуганных комаров и мошек, а затем приглашают лягушку-попрыгушку на занятие.

9. Произношение звука ш в стихотворениях

Лягушка-попрыгушка решила рассказать нам о том, что недавно произошло с мишкой-шалунишкой.

Белка с ветки в свой домишко Прямо в мишку угодила.
Перетаскивала шишку. Застонал, заохал мишка:

Белка шишку уронила, — На носу вскочила шишка!

Дети повторяют стихотворение вместе с логопедом.

10. Чтение и преобразование слов. Звуко-буквенный ана
лиз слова мишка

Какие похожие слова вы услышали? (Мишка, шишка.) Обозначьте слово мишка кружочками. Сколько в нем слогов, звуков? Составьте это слово из букв разрезной азбуки. А теперь составьте новые слова, заменяя буквы в слове мишка. (Мышка, мушка, мошка, кошка.)

11. Чтение сказки Г. Юдина «КакМыша шалил»

А вот и Мышка-норушка. С кем она? (С мышонком Мышей.) Она хочет рассказать сказку о своем непослушном мышонке. Слушайте внимательно и запоминайте слова со звуком ш. Чтение сказки.

Развитие фонематических представлений

Кто запомнил слова со звуком ш, назовите их. Ответы детей.

13. Составление слов из букв разрезной азбуки по же
ланию детей

Итог занятия

Тема «Дифференциация звуков с, ш»

ПРИКЛЮЧЕНИЯ ЗВУКОВ С, Ш

Материал.Замок гласных звуков, замок согласных звуков; картинка «Страна чудес» с изображениями забавных предметов, в названиях которых есть звуки с, ш; игрушка или рисунок Страшилы; рисунки цветов, символы звуков; предметные картинки, в названиях которых есть звуки с, ш для каждого ребенка.

Ход занятия

Оргмомент

Представьте, дети, что мы сейчас в лесу. Покажите, какие там
большие деревья.

Дети поднимают руки. Подул теплый ветерок: ш-ш-ш, зашелестели листья.

Дети быстро-быстро шевелят пальчиками. Подул холодный ветер: с-с-с, закачались сосны.

Дети покачиваются и машут руками. Ветер затих — не шевелятся больше ни листочки, ни ветки.

Дети расслабляются. Снова подул ветер.

Дети вновь напрягаются, покачивают и машут руками, затем опять расслабляются.

Сообщение темы занятия

Как шумела листва от теплого ветерка? (Ш-ш-ш-ш.) Как подул холодный ветер? (С-с-с-с.) Сегодня мы будем повторять звуки с, ш.

3. Сравнение звуков с, ш по артикуляционным и акустическим признакам

4. Произношение звуков с, ш в слогах

Решили звуки с, щ совершить путешествие. Мы отправляемся вместе с ними. Подошли звуки с, шк Красному замку. Какие звуки в нем живут? (Гласные звуки.) Давайте подружим звуки с, ш с гласными звуками. Звук сподружился со звуком а. Что получилось? (Слог са.)

Аналогичные задания проводятся с другими звуками.

Гласный звук оподружился вначале со звуком с, а затем — со звуком ш, и получились слоги ... (Со, шо.) Познакомились слоги: са — ша, су — шу, со — шо. Потом решили поговорить друг с другом: «Са-са, Ша-ша». (Удивленно, с оживлением.) «Су-су!Шу-шу!» (С восхищением.) «Со-со-со. Шо-шо-шо».(Грустно.) Дети повторяют слоги с выражением эмоций.

5. Произношение звуков с, ш в словах

Пошли звуки с, шдальше и пригласили с собой гласные звуки. Пришли они вместе в Страну чудес. Ой! Да здесь все предметы с нашими звуками! Звук шпросит нас назвать его слова.

Дети называют слова со звуком ш. Затем называют слова со звуком с. Задание усложняется — дети должны найти предметы по заданной позиции звука в их названии.

А теперь гласные звуки хотят, чтобы их тоже назвали.

Выделяются гласные звуки из слов слон, шкаф, сыр, шар, зонт. Что общего в этих словах? (В них один гласный звук и один слог.)

Деление слов на слоги

Какое правило мы вспоминаем, когда делим слово на слоги? (Сколько в слове гласных, столько и слогов.)

Деление на слоги слов мышка, кошка, шапка, груша. Выделение ударного звука. Слова произносятся логопедом с неправильным ударением: машина, санки. Дети исправляют.

Звуковой анализ слов

Зашли звуки к нам в гости и спрашивают, чем мы их обозначаем. (Кружочками.)

Звуковой анализ слов миска, мишка. Сравнение этих слов.

Физминутка

Изобразите мимикой и позами предметы и существа, увиденные вами в Стране чудес. На-на-на, изображаем мы слона. Ву-ву-ву, изобразим мы сову. Аф-аф-аф, постоим как старый шкаф. Лет-лет-лет, полетим как самолет. Итд.

9. Произношение звуков с, ш в чистоговорках. Словотворчество детей

Захотелось звукам посмеяться вместе с нами. И придумали они чистоговорки-небылицы со словами слон, лиса, душ: «Лон-лон-лон, на лопате едет слон. Са-са-са, на луне сидит лиса. Уш-уш-уш, слон с лисою съели душ».

Дети повторяют чистоговорки вместе с логопедом.

10. Произношение звуков с, ш в рифмованных фразах.
Словообразование

Сейчас прилетит птица, в названии которой есть слог куш. Кто это? (Кукушка.) Она сообщила нам, что звуки с, шпопали к Страшиле, который живет на острове. Он перепутал в словах не только звуки с, ш, но и слова. Поедем к нему. Закройте глаза.

Выставляется Страшила.

Теперь откройте глаза. А вот и Страшила. Какой он? Покажите, как вам страшно. Что ты, Страшила, натворил?! Послушайте, дети.

Логопед читает рифмовки-путаницы.

Кошка ловит «миску», Пожарный носит «кашку»,

Мама моет «мышку». Саша ела «каску».

На виду у детворы Танцует Миша в «машке»

«Крысу» красят маляры. Конфету дали «маске».

Чтобы Страшила вернул звуки с, ши правильные слова на место, скажите ему добрые слова от слов, которые я назову: ласка ... (ласковый), слава ... (славный), послушание... (послушный), смелость... (смелый). Ура! Страшила возвратил «перепутанные» звуки с, шна место и отдал правильные слова.

Дети хором вместе с логопедом повторяют рифмовки, заменяя «путаные» звуки и слова на правильные.

А теперь скажите ему хорошие слова о друзьях и о себе. (Петя добрый, и я добрый. Аня красивая и ласковая. Я смелый.)

Наши рекомендации