Этапы проектной деятельности

Этапы Задачи Деятельность учащихся Деятельность учителя
1. Погружение в проект Определение темы, целей и задач, типа проекта, количества участников. Выбор рабочей группы Обсуждают (или предлагают) тему, цели и задачи проекта. Вживаются в ситуацию, выдвигают (с подачи учителя) проблемы ("мозговой штурм" с последующим коллективным обсуждением). Уточняют информацию Мотивирует учащихся. Формулирует и объясняет цели и задачи проекта. Продумывает возможные варианты проблем в рамках намеченной тематики, подводит учащихся к самостоятельному определению проблемы проекта. Наблюдает
2. Организация деятельности Анализ проблемы. Определение источников необходимой информации. Выбор методов исследования. Распределение ролей в группе. Определение критериев оценки результатов работы над проектом. Выбор формы презентации проекта. Планирование работы по решению задач проекта по группам Уточняют информацию. Формируют состав группы и распределяют роли в группах. Осуществляют планирование работы в группах. Выбирают форму презентации. Предлагают и обосновывают свои критерии оценки работы над проектом. Консультируются с учителем Предлагает возможные варианты состава групп и распределение ролей в группах. При необходимости помогает учащимся в анализе, поиске источников информации, планировании, выборе форм презентации и т.д. Консультирует учащихся (по их просьбе). Наблюдает
3. Осуществление деятельности Выполнение проекта Активно и самостоятельно работают над выполнением проекта в соответствии со своей ролью и сообща (в соответствии с планом работы). "Добывают" недостающие знания. Консультируются с учителем. Участвуют в промежуточных обсуждениях полученных данных в группах (на уроках, занятиях в научном обществе, в библиотеке и т.д.). Оформляют проект. Ведут подготовку к защите проекта, участвуют в коллективном самоанализе Консультирует учащихся по необходимости. Ненавязчиво контролирует деятельность школьников. Наблюдает
4.Защита проекта Подготовка доклада, обоснование процесса проектирования, объяснение полученных результатов. Защита проекта. Анализ достигнутых результатов, причин успехов и неудач. Оценка результатов Защищают проект (демонстрируют понимание проблемы, целей и задач проекта, умение планировать и осуществлять деятельность, найденный способ решения проблемы, умение аргументировать свои выводы и оппонировать). Участвуют в коллективном анализе и оценке результатов проекта Участвует в коллективном анализе и оценке результатов работы над проектом. Обобщает полученные результаты. Подводит итоги работы

Оценка проекта:

Результаты проектной деятельности часто отождествляются лишь с выполненным проектом. На самом деле при использовании метода проектов существует другой, не менее важный результат. Это педагогический эффект вовлечения учащихся в процесс самостоятельного "добывания знаний" и их применения (мотивация, рефлексия, умение делать выбор, планировать, анализировать и оценивать результаты собственной деятельности). Однако этот результат часто остается вне сферы внимания учителя, он оценивает лишь сам проект. Очевидно, учителю целесообразно делать краткие резюме в ходе наблюдений за работой каждого из школьников, это позволит ему быть более объективным при защите проекта.

Выполненный проект как вторая часть результата должен оцениваться тремя экспертами: самим учащимся или группой (самооценка), учителем и одноклассниками. Таким образом, выставляются три оценки и высчитывается среднеарифметическая величина.

Примерные параметры внешней оценки проекта:

· Значимость и актуальность выдвинутых проблем, адекватность их изучаемой тематике;

· реальность, практическая направленность и значимость работы;

· корректность используемых методов исследования и методов обработки получаемых результатов;

· необходимая и достаточная глубина проникновения в проблему, привлечение знаний из других областей;

· соответствие содержания целям, задачам и теме проекта;

· логичность и последовательность изложения;

· четкость формулировок, обобщений, выводов;

· аргументированность предлагаемых решений, подходов, выводов;

· коллективный характер принимаемых решений (при групповой проекте);

· стилистическая и языковая культура изложения;

· полнота библиографии;

· наличие собственных взглядов на проблему и выводов;

· активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями;

· характер общения и взаимопомощи, взаимодополняемости участников проекта;

· доказательность принимаемых решений, умение аргументировать свои заключения, выводы;

· умение отвечать на вопросы оппонентов, лаконичность и аргументированность ответов каждого члена группы;

· перспектива доработки (потенциал);

· эстетика оформления результатов проведенного проекта;

· соответствие оформления проекта стандартным требованиям.

Критерии оценки защиты проекта:

· Качество доклада: композиция, полнота представления работы, подходов, результатов; его объем;

· объем и глубина знаний по теме, эрудиция, межпредметные связи;

· культура речи;

· чувство времени;

· использование наглядных средств;

· умение удерживать внимание аудитории;

· умение отвечать на вопросы: полнота, аргументированность, корректность в дискуссии;

· готовность к дискуссии;

· доброжелательность, контактность.

Наши рекомендации