Изучение исходного уровня знаний в области физической культуры учащихся начальных классов

Глава 2. Экспериментальная работа по выявлению влияния подвижных игр с дидактической направленностью на формирование знаний младших школьников по физической культуре

Эксперимент проводился на базе МБОУ МО Плавский район «ПСОШ №1» (муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение муниципального образования Плавский район «Плавская средняя общеобразовательная школа №1 им. дважды Героя Советского Союза Б.Ф. Сафонова») во 2 «А» классе. В исследовании приняли участие 24 человека.

Экспериментальное исследование влияния подвижных игр на повышение качества знаний по физической культуре младших школьников включало три этапа эксперимента: входной диагностики, формирующего и контрольного этапов.

Изучение исходного уровня знаний в области физической культуры учащихся начальных классов

Цель этапа входной диагностики - оценить уровень знаний учащихся 2 класса по физической культуре.

В соответствии с условиями педагогического эксперимента для изучения уровня знаний учащихся 2 класса по учебному материалу рабочей программы по физической культуре учителя Л.В. Хныкиной применялся устный опрос и анкетирование.

Устный опрос проводился с целью выявления знаний учащихся о причинах травматизма на занятиях физической культурой и правилах его предупреждения. Инструкция по охране труда при проведении занятий физическими упражнениями в спортивном зале приведена в приложении 1. Каждому ученику было задано 4 вопроса на знание причин травматизма на занятиях физической культурой и правилах его предупреждения. Для оценки уровня знаний применялась следующая шкала:

- высокий уровень знаний (5 баллов) - учащийся правильно понимает, использует в речи понятия, принятые в инструкции по охране труда при проведении занятий физическими упражнениями в спортивном зале, отвечает уверенно, умеет высказать свое мнение, может использовать теоретические знания в практических ситуациях.

- средний уровень знаний (4 балла) - правильно понимает основные, исходные понятия, не на все вопросы отвечает уверенно, неадекватно применяет знания при решении практических задач.

- низкий уровень знаний (3 балла) - не знает и не понимает содержание исходных понятий, неправильно использует их в ответе, на вопросы не отвечает или отвечает неправильно, не может использовать теоретические знания в решении практических задач.

Результаты устного опроса проведенного на констатирующем этапе эксперимента отражены в таблице 1.

Таблица 1

Результаты устного опроса учащихся о причинах травматизма на уроках физической культурой и правилах его предупреждения на этапе входной диагностики

№ п/п Имя учащегося Количество баллов Уровень владения материалом
1. Артем К. высокий
2. Иван Л. средний
3. Роксана А. средний
4. Роман Б. высокий
5. Роман А. низкий
6. Дмитрий Ш. средний
7. Анастасия К. высокий
8. Алина К. средний
9. София К. высокий
10. Иван Р. средний
11. Лиза К. средний
12. Тема П. средний
13. Дмитрий П. средний
14. Полина Б. высокий
15. Исмаил Д. низкий
16. Егор Л. низкий
17. Марина М. средний
18. Максим К. высокий
19. Илья Ч. низкий
20. Лин Н. низкий
21. Егор Ч. низкий

Продолжение табл. 1

22. Анастасия М. средний
23. Лиза К. средний
24. Оля П. средний

При опросе показали высокий уровень знаний 6 человек - Артем К., Роман Б., Анастасия К., София К., Полина Б., Максим К.

Средний уровень знаний продемонстрировали 12 человек - Иван Л., Роксана А., Дмитрий Ш., Алина К., Иван Р., Лиза К., Тема П., Дмитрий П., Марина М., Анастасия М., Лиза К., Оля П.

Низкий уровень знаний у 6 человек - Роман А., Исмаил Д., Егор Л., Илья Ч., Лин Н., Егор Ч.

Можно сказать, что высокий уровень знаний по результатам устного опроса учащихся о причинах травматизма на уроках физической культурой и правилах его предупреждения на этапе входной диагностики имеют 25% , средний – 50%, низкий – 25% учащихся класса, что показано на рис. 1.

Изучение исходного уровня знаний в области физической культуры учащихся начальных классов - student2.ru

Рис.1. Уровень знаний учащихся о причинах травматизма на занятиях физической культурой и правилах его предупреждения на этапе входной диагностики

Анкетирование проводилось с целью получения сведений об уровне знаний по физической культуре по следующим темам программы: «Твой организм», «Личная гигиена». Учащимся предлагалось ответить на 8 вопросов.

Вопросы анкеты:

1. Какой орган часто сравнивают с насосом?

2. Как называется привычное положение тела?

3. Как называются сосуды, по которым кровь идет от сердца?

4. Как называется самый большой кровеносный сосуд?

5. Как называются органы зрения?

6. Как называется наука о здоровых условиях жизни?

7. Основная гигиеническая процедура для поддержания чистоты тела?

8. Сколько раз в день нужно чистить зубы?

Уровень знаний по физической культуре в результате оценивался в зависимости от правильности ответа по следующей шкале:

- «высокий» - 7-8 правильных ответов;

- «средний» - 5-6 правильных ответов;

- «низкий» - меньше 5 правильных ответов.

Результаты анкетирования занесены в таблицу 2.

Таблица 2

Результаты анкетирования учащихся по темам «Твой организм»,

«Личная гигиена» на этапе входной диагностики

№ п/п Имя учащегося Количество правильных ответов Уровень знаний
1. Артем К. высокий
2. Иван Л. средний
3. Роксана А. средний
4. Роман Б. высокий
5. Роман А. низкий
6. Дмитрий Ш. низкий
7. Анастасия К. высокий
8. Алина К. средний
9. София К. высокий
10. Иван Р. средний

Продолжение табл. 2

11. Лиза К. средний
12. Тема П. средний
13. Дмитрий П. средний
14. Полина Б. высокий
15. Исмаил Д. низкий
16. Егор Л. низкий
17. Марина М. средний
18. Максим К. средний
19. Илья Ч. средний
20. Лин Н. низкий
21. Егор Ч. низкий
22. Анастасия М. средний
23. Лиза К. средний
24. Оля П. средний

Высокий уровень знаний показал 5 человек - Артем К., Роман Б., Анастасия К., София К., Полина Б.

Средний уровень продемонстрировали 13 человек - Иван Л., Роксана А., Алина К., Иван Р., Лиза К., Тема П., Дмитрий П., Марина М., Максим К., Илья Ч., Анастасия М., Лиза К., Оля П.

6 учащихся показали низкий уровень знаний - Роман А., Дмитрий Ш., Исмаил Д., Егор Л., Лин Н., Егор Ч.

Можно констатировать, что высокий уровень знаний по темам программы «Твой организм», «Личная гигиена» имеют 21% , средний – 54%, низкий – 25% учащихся класса, что показано на рис. 2.

Изучение исходного уровня знаний в области физической культуры учащихся начальных классов - student2.ru

Рис.2. Уровень знаний учащихся по темам «Твой организм», «Личная гигиена»

Этап входной диагностики показал, что недостаточный уровень знаний у большинства учащихся. Только 5 человек имеет высокий уровень знаний по результатам анкетирования и опроса.

Наши рекомендации