Психология познавательной деятельности

ОСОБЕННОСТИ СЕНСОРНО-ПЕРЦЕПТИВНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА (ОЩУЩЕНИЯ И ВОСПРИЯТИЯ)

Сенсорно-перцептивная сфера неслышащих детей развивается по тем же законам, что и у нормально слышащих. Закономерности ощущений и восприятий проявляются также, как и в норме.

Ощущение – это отражение отдельных качеств и свойств предметов при непосредственном их воздействии на органы чувств человека.

Восприятие – отражение предметов в целом во всей совокупности их свойств и качеств.

У неслышащего ребенка возникают такие же ощущения и восприятия, как в норме. Болевое ощущение возникает при большой силе раздражителя, когда исчезает слуховое, зрительное и др. ощущение и возникает болевое.

ОСОБЕННОСТИ ОЩУЩЕНИЙ И ВОСПРИЯТИЙ НЕСЛЫШАЩЕГО ЧЕЛОВЕКА

1. недоразвитие или потеря слуха: из системы анализаторов выключается слуховой анализатор, который является одним из главных источников информации. Наш слух воспринимает различные звуковые раздражители: шумы, звуки, присущие различным объектам и явлениям, музыкальные звуки и речь. Если зрительный анализатор может быть выключен произвольно из восприятия или ощущения, то слуховой анализатор не может быть выключен. Слуховой анализатор постоянно воспринимает различные звуки окружающего мира, предупреждая живое существо об опасности и поддерживая тонус коры больших полушарий. Т.к. у глухого человека отсутствуют слуховые ощущения, то тонус коры больших полушарий оказывается сниженным. Поэтому в первоначальный период развития неслышащего ребенка сохранные анализаторные системы работают не так активно, как у нормально слышащего. А потом наступает компенсация и ребенок развивается. Музыкальные звуки имеют огромное значение для развития эмоциональной сферы человека, формирования психического состояния (грусти, радости), а также несут определенную информацию. Музыкальные звуки могут воздействовать по-разному: конструктивно и деструктивно. Глухой ребенок лишен восприятия музыкальных звуков. Восприятие этих звуков осуществляется глухим человеком только через вибрацию. Из-за потери слуха неслышащий человек лишается возможности воспринимать речь, т.е. лишается возможности обмениваться информацией, возможности общаться с окружающими. Т.к. собственная речь приводит к информационной недогрузки, т.е. нарушается информационный баланс между средой и организмом. У людей, имеющих остатки слуха возникают определенные слуховые ощущения, но они являются недостаточными для полного отражения действительности. На уровне ощущений и восприятий у детей с дефектом слуха происходит снижение объема приема и переработки информации, не только по слуховому каналу, но и через другие анализаторные системы. Отмечается замедленность восприятия зрительных сигналов, тактильной информации. С возрастом эти особенности исчезают, сглаживаются и неслышащие дети приближаются по своим показателям к норме.

2. Недостаточность словесной регуляции в процессе ощущений и восприятий. В связи с недоразвитием речи нарушается или затрудняется вербализация (оречевление) вырабатываемых условных связей. Не оформляются в речи определенные действия ребенка, не происходят достаточно полные словесные обобщения. Недостаточное включение словесной речи нарушает характер и динамику словесных обобщений. Они развиваются замедленно. Т.к. в слове обозначаются определенные объекты и их свойства, а у глухих детей речь недоразвита, то наблюдаются трудности в анализе и синтезе предметов и явлений. Т.о. замедленное развитие словесной речи отрицательно сказывается на развитии процесса восприятия и ощущения

3. Постепенно происходит компенсация, развиваются сохранные ощущения и восприятия и в определенной степени развивается слуховое восприятие. В начале у новорожденного ребенка потеря или нарушение слуха приводит к тому, что сохранные анализаторные системы задерживаются в своем развитии, но в процессе обучения и восприятия развивается зрительное восприятие, которое у глухих является ведущим, вырабатываются новые условные связи между анализаторами. Так при глухоте в восприятии речи ведущим является зрительный анализатор (чтение с губ). В случае, когда слуховая функция нарушена не полностью зрительный анализатор вступает во взаимодействие со слуховым - слухозрительное восприятие. Развитие анализаторов осуществляется в процессе специального обучения с использованием звукоусиливающей аппаратуры. В процессе компенсации развивается также слуховое восприятие, т.е. умение угадывать с помощью своего неполного слуха информацию, обращенную к слуховому анализатору.

6 ЛЕКЦИЯ 23.09.03.

Наши рекомендации