Школа и пед-ка В России начале XX века
Основн-м типом шк в России в начале 20в была нач-я шк. Она отмеч-сь разной ведомственной принадлежностью, сроком и содерж обуч. Самый распространенный тип шк-это сельский и городской народ уч-ща(3,-5летн.), церковно-приходские шк (3,4 ср обуч). Существ-и шк различ ведомств-х министерств внутр-х дел, ж\д-ые и др. гл-м типом средней шк была класс гимназия. Сущ-ли такие реаль-е училища, духов семинария, воен учеб завед-я, женск гимназии и др. целью была этих гимназий-воспит социаль элиты. Уделялось изучен латыни. Еще один тип-кадетские корпуса м-о считать дворянские. В этот период актуаль проблемами обр-я было введение всеобщего нач обуч-я, создание национ шк, вопрос о полож учителей. Характ-ой особ-ю данного периода было развитие общественно-педаг движ-е. в этот период обоснав-сь попытка создания новых шк. В нов шк в более широком объеме вводятся ряд предметов: предметы худ цикла, гимнастика, ручн труд и др. уделяется вним-е факультативам, кружкам, клубам, внедряются нов методы преподавания- лаб, экскурсии. В нов яв-ся трудовой принцип. Многие из этих идей получ-и распр-е в нов виде, ср шк, коммер-х училищах. Отличалась чертой русск пед-ка- были гуманист направл-я, демократизм, разраб индивид подход к учащ-ся и др. Одной из концепции этого периода было концепция свобод-го восп-я. На съезде Петербур-го общества грамотности в 1913 старая шк подверглась критике и были выдвинуты идеи трудов шк. В 1917 происход-о преобраз-е шк и педагогики. Было введено полож о ед. трудовой шк.
Лесгафт Петр Фрасович(1837-1909)-ученый и врач, основоп-к лечебн гимнастики, создатель оригин сист-ы физ воспит-я, организ-р первого высшего учебного заведения по физ воспит-ю. физ восп связано с др направлением воспит-я. Большое значение предавал семейному воспит. Его кн «семейное воспит реб и его значение».
Венцель Конст. Николаевич (1857-1947) Шацкий(1878-1934) были наиболее яркими представителями свобод-го воспит-я. Обосновали принципы самоценности личности, самооценки детства, спец подхода к каждому возрастному этапу, индивид подхода, необход созд-я для реб атмосферы тепла, любви, защищенности. Венцельсоздал учереждение до свобод реб-ка. Большое вним-е уделял нравств-у воспит, воспит в воле, производств труду реб. Шацкийорганизовал общество «сетлемент» и колонию «бодрая жизнь» -изолир-л реб от негативной среды и активизация среды «педагогизация». Он считал что труд д-н быть связан с искусством и с игрой.
Каптерев Петр Федорович(1849-1922) он ввел новое понятия пед прцесс, занимался теоретич пробл-й воспит, обуч, ист обр-я. Важное значение предавал ручному труду. Разрабатывал новые подходы детей в семье, поддерживал идей исслед подхода в обучении.
От художественного направления «натурализм», характеризуемого как тщательное и бесстрастное воспроизведение «потока жизни». Данное положение применялось для полного сосредоточения учеников первых курсов на задачах вертикально-горизонтальных, классических построений картинной плоскости.
От направления «импрессионизм», , в котором художники пытались передать мимолетное мгновение жизни посредством цветового пятна, выявления колорита, чувственного отражения природы, наполнения предметов светом. Из направления «кубизм», в котором художники стремились выявить геометрическую структуру объема посредством разложения предмета на плоские грани или уподобляли их простейшим геометрическим телам, было взято его разноплоскостное расчленение самой поверхности и вытекающее отсюда многообразие осевых вхождений в глубину картинной плоскости.
от «футуризма», отрицавшего художественное и нравственное наследие традиционной культуры, была взята затронутая ими проблема динамики. В обучение были введены и дополнительные предметы. «Курс картинной плоскости» позволял произвести анализ живописного произведения. «История перспективы» знакомила с понятием пространства и способами его передачи. «История живописи» давала знания в области эволюции форм в живописи, в ее главных проявлениях. «Космография» способствовала развитию осознания в «планомерной пространственности».
Преподаватели, находясь в постоянном поиске новых способов обучения изобразительному искусству, начинают применять метод коллективного обучения, то есть, когда в рамках одной группы преподает несколько художников. Активно практикуется лабораторно-бригадный метод, при котором цели и задачи обучения ставились самими студентами и ими же выполнялись.
Также применялся метод проектов, когда выполнение практических заданий велось по непосредственным жизненным наблюдениям.
К 30-м годам XX века ведущими теоретиками по вопросам художественного воспитания детей становятся России—А. В. Бакушинский. идеей «свободного воспитания», утверждения личности ребенка с его абсолютным правом на выражение своих чувств и мыслей, отстранением учителя от руководства. Овладение графической грамотой, в особенности в начальной стадии обучения, по их утверждениям, детям не нужно.
31. Разв. ШК. и педагогики в Зап. Евр. в 17 в 17 в.- начало отчета нового времени – сохранилась духовная жизнь Средневековья. Позд.Средневековье-эпоха Возрождения, в которой главное внимание уделяется чел-ой личности. Гуманизм данной эпохи оказал значит-ое влия-е на определение целей воспит-я в нов. вр. Однако к концу 16в. гуманистич-ое миров-е было оттеснено идеологией реформации и контррефор-ии. В 17в. в основном укрепл-сь и совершенст-сь сложившиеся раннее латинские школы. Они назывались по-разному в зависимости от страны: гимназии (в странах нем. яз.), в Англии-грамматические шк., во Франции-коллегии. ШК. основывается на наследии антич. мира. Ценр-ое место обуч-я лат.яз. Позднее в обучение вводятся: мат-ка, ист-я, естеств-е, астр-я др. В этот период получает распростр-е рыцарские или дворянские академии (изуч-и языки, ист-ю, мораль, право, мат-ку, механику, а так же рыцар-е искусства: верх.езда, танцы, фехтование). Получают распр-е лицеи, академии. Сокр-ся число ШК. для народа, но зарож. плодотворно пед.идеи. Зарож-ся образов-е на род.яз. Всеобщность обучения. Выдвигаются на передний план «реальные» знания. Инициатива открытия ШК. переходила от церкви к гос-ву. В стран. Зап. Европ. нарост-т аппозиция , важнейшую роль сыграли в этом, диссидентские течения. Преобладание схоластики и формализма содерж-я шк-го образования и методов, стало превращать в тормоз, который мешал развитию естест.-науч. знаний, нац. яз.
Каменский стремился помочь своему народу сохранить его культурное наследие. На это направлен его труд «Великая дидактика», »Материнская школа», Каменский написал книгу для родителей «Материнская школа», им написан учебник «Мир чувственных вещей в картинках» в этом учебнике он отразил идею о признании внешний органов чувств ребенка в качестве основных средств познания. В этой книге также отражены, разработаны дидактические принципы наглядности и доступности. Каменский стремился реализовать идею энциклопедического образования детей. Все учебные книги пронизаны идеей всеобщей мудрости. В своих произведениях он предъявлял человеку определенные требования, которые можно выразить в следующем :
1. Научное образование
2. Добродетель или нравственность
3. Религиозность или благочестие
Каменский считал, что в любом обществе должны создаваться школы для всех детей не зависимо от пола и происхождения родителей.
В труде «Великая дидактика» он предлагает систему школ, которая основана на возрастной периодизации.
1-детство материнская шк.-от рожд-я до 6 лет;
2-отрочество Шк. род.яз.-от 6 до 12 лет (изуч. арифмет., геогр., историю, религиоз.аспекты);
3-юность( Гимназия или лат.шк. для юношей-от 12до 18 лет (мат., физика, естест-е, истор., этика, языки, риторика и диалектика);
4Для молодых людей-от 18 до 24 лет прояв.
Особое умственное дарование-Академия, выс.уч.завед-я. Каменский разработал классно-урочную систему. Каменским раскрыты принципы и правила обучения, он считал, что методы обучения должны возбуждать у детей радость от обучения. В своих трудах Каменский обращался к причинам порок общества путь их устранения видел в правильно организованном воспитании. В школьной работе большое значение придавал дисциплине, которая строилась не на наказании, а на сознательности ребенка. Многие из идеи в «В.д» не утрат-ли ни актуал-и, ни науч-ого знач-я и сегодня. Предлож-ые принципы, методы, формы обучения стали основой пед.теории. ПРИНЦИП ДИДАКТИКИ это такие руководящие положения, которые относ-ся ко всему процессу обуч-я в целом и распр-ся на все учеб.процессы.