Психологическое консультирование.
ГОДОВОЙ ОТЧЕТ
о деятельности педагога-психолога
БОУ г.Омска «Средняя общеобразовательная школа № 129»
Арефьевой Валентины Сергеевны
(0.25 ставки)
Омск, 2016г.
Аналитический отчет педагога-психолога
Учебного года.
В организационно-методическом плане деятельность школьного педагога-психолога строилась в соответствии с утверждённым годовым планом и должностными обязанностями, с учётом задач, определённых общешкольным планом учебно-воспитательной работы.
Основная цель педагога-психолога заключалась во всемерном содействии школе в решении практических задач формирования развивающего образа жизни учащихся, раскрытия их индивидуального потенциала и развития творческих и деятельностных способностей, создания позитивной мотивации к обучению, а также определения и профилактики причин нарушения личностного и социального развития, возможной коррекции произошедших деформаций психики.
Общая направленность работы психолога определялись следующими практическими задачами:
- повышение уровня учебной мотивации учащихся;
- создание благоприятных условий обучения и пребывания в школе для всех субъектов образовательного процесса;
- оптимизация стиля взаимодействия педагогов с учащимися;
- выявление и устранение факторов, негативно влияющих на развитие ребёнка;
- расширение компетенций учащихся в учебной и социальной сферах;
- развитие рефлексивных и деятельностных способностей детей.
Служебные задачи решались психологом при реализации традиционных направлений психологической школьной службы.
В реализации системы психолого-педагогической поддержки учащихся были задействованы все субъекты образовательного процесса: учащийся, классный руководитель, учитель-предметник, педагог-психолог, школьный администратор, медицинский персонал, социальный педагог, родители, сотрудничающие со школой официальные лица и учреждения.
Работа педагога-психолога школы строилась традиционно по следующим направлениям:
- психолого-педагогическая диагностика;
- коррекционно-развивающая работа;
- психолого-педагогическое консультирование;
- методическая работа;
- просветительская деятельность.
ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ РАБОТА
Традиционно проводилась диагностика простых и сложных психических процессов: интеллекта, креативности, эмоционально-волевой сферы, коммуникативных способностей, межличностных отношений, эмоционального благополучия, профессиональных задатков, ценностных ориентиров, деятельностных качеств, уровней школьной подготовленности, отклонений в психическом развитии и др.
В процессе диагностики использовались методы как высокого уровня формализации (тесты, опросники, психофизиологические методы, проективные техники), так и малоформализованные методы (наблюдение, опрос, беседа, анализ продуктов деятельности).
Формы тестового материала: вербальные, невербальные, устные и письменные, аппаратурные, предметные, бланковые, проективные и др.
В равной мере применялись групповые и индивидуальные формы обследования учащихся.
Общие групповые исследования были проведены в следующих классах:
1-е классы. Целевые исследования по выявлению проблем в адаптации детей к новым жизненным условиям на первоначальном этапе школьного обучения. Использовались: опросник школьной мотивации, методика исследования вербально-логического мышления и диагностика готовности детей к школьному обучению, и изучение адаптационных возможностей учащихся. По результатам исследования составлена справочная документация в помощь учителю. С каждым из учителей проведено обсуждение полученных результатов. Определены уровни подготовленности первоклассников к обучению, выявлены дети с угрозой риска школьной дезадаптации. Практиковались беседы с родителями, интересующимися результатами обследования. 3 учащихся привлекались к индивидуальным и групповым коррекционно-развивающим занятиям. Проведены углублённые обследования 1-го учащегося, на основании которого составлены рекомендации по дальнейшему психолого-педагогическому сопровождению. Проведённые исследования позволили определить особенности индивидуального развития детей и послужили практическим материалом для повышения эффективности педагогического процесса. Признана целесообразность их проведения и в дальнейшем.
Диагностика готовности детей к школьному обучению:
(0% учащихся имеют низкие показатели готовности; 33,3% (15человек) – высокий уровень готовности; 67,7% (30 человек) – средний уровень готовности).
Изучение адаптационных возможностей учащихся:
(22% учащихся имеют низкий уровень адаптационной возможности (10 человек); 28,8% (13 человек) – высокий уровень готовности; 48,8% (22 человека) – средний уровень готовности).
Переход к обучению в среднем звене является важным моментом в жизни школьника. Изменение организации учебного процесса, введение новых предметов и переход к иным методам обучения требует определенного уровня зрелости как личностно-мотивационной, так и интеллектуальной сферы.
С целью изучения психологической ситуации обучения пятиклассников были проведены следующие психодиагностические обследования:
1. анкетирование учащихся с целью изучения адаптации
2. рисуночный тест «Несуществующее животное»
3. определение учебной мотивации учащихся
4. определение уровня и характера тревожности учащихся, связанной со школой, с помощью теста школьной тревожности Филипса
5. собеседование с учениками и педагогами по вопросам адаптации
6. наблюдение за учащимися на уроках и внеурочное время.
При анализе диагностических диаграмм 5-тиклассников явно просматривается взаимосвязь результатов теста школьной тревожности Филипса и отношение к школе. У детей с отрицательным отношением к школе – повышенная и высокая тревожность по большинству параметров теста Филипса. После обсуждения и по согласованию с классными руководителями был определен список детей для психолого-педагогической коррекции. (24% (22 человека) имеют высокий уровень школьной дезадаптации; 27% (25 человек) – средний уровень школьной дезадаптации; 49% (31 человек) – низкий уровень школьной дезадаптации). Даны рекомендации работы с этими детьми. Дети с высоким уровнем тревожности были привлечены к специальным занятиям с психологом. В целом результат этих занятий следует оценить положительно. Дети с удовольствием посещали данные занятия. Их эмоциональное состояние значительно улучшилось.
Для своевременного выявления проблем во взаимоотношениях с преподавателями и учащимися в 10-классах, а также для выявления уровня адаптации, было проведено психологическое исследование - изучение адаптационных возможностей учащихся 10-х классов, выявление уровня школьной тревожности. 9.6% (1 человек) имеют высокий уровень школьной дезадаптации; 70.4% (11 человек) - средний уровень школьной дезадаптации;
20% (3 человека) - низкий уровень школьной дезадаптации). Все данные были проанализированы и доведены до классных руководителей и педагогов на классно-обобщающем контроле, родительских собраниях. С результатами учащиеся были ознакомлены в рамках индивидуального консультирования.
Психологом осуществлялась и индивидуальная работа с учащимися по запросам классных руководителей и учителей - предметников.
Исследование интеллектуальной сферы учащихся 7-х классов. Данное исследование проводилось с помощью методики Ф.Гудинафа «Нарисуй человека». Эта методика позволяет оценить уровень умственного развития, причем в достаточной степени независимо от уровня усвоенных знаний и умений, в том числе и навыков рисования. В тесте основное внимание уделяется точности и детальности рисунка, а не художественным изобразительным средствам. Рисуночный тест использовался для того, чтобы получить первое представление об уровне развития ребенка.
Результаты проведенного исследования.
15% учащихся получил высокие баллы, которые соответствуют детям по данному тесту.
83% учащихся показали норму, то есть полученные баллы соответствуют возрастной норме интеллектуального развития.
2% учащихся получили минимальное количество нормы. Это дает основание для более детального изучения интеллектуальной сферы. Но стоит подчеркнуть, что на основе лишь данного теста не следует делать вывод, что у мальчика низкий уровень интеллекта. Это может быть связан с тем, что мальчик просто устал или что-то недопонял.
Хочется отметить, что у одного мальчика высокий уровень I Q, но низкий уровень E Q. С мальчиком необходимо провести индивидуальную работу.
Вывод: Таким образом, следует заключить, что показатели I Q у учащихся 7 классов в пределах возрастной нормы.
Исследование интеллектуальной сферы учащихся 9-х классов. Данное исследование показало следующие результаты: у 19.4% (7 человек) – низкая интеллектуальная сфера; у 58.3% (21 человек) – средняя интеллектуальная сфера; у 22.3% (8 человек) – высокая интеллектуальная сфера.
Уровень интеллектуального развития учащихся 9-х классов находится в пределах региональной и возрастной нормы.
Выявлен средний уровень активности, работоспособности, мотивации обучения, средний уровень тревожности и устойчивости к отрицательным воздействиям.
Уровень личностного развития соответствует возрастной норме.
РЕКОМЕНДАЦИИ.
Педагогу-психологу провести с учащимися старших классов индивидуальные консультации, на которых ознакомить школьников с полученными данными, с сильными и слабыми сторонами интеллектуального и личностного развития; выпускникам с проблемами в личностной сфере совместно с психологом наметить пути решения возникших проблем.
В связи с тем, что достаточно большая группа учащихся, испытывают на уроках высокий уровень тревожности и негативные эмоциональные переживания, желательно этим учащимся посетить занятия по психологической готовности к экзаменационному периоду.
ДИАГНОСТИКА ПРИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ ВЫБОРЕ ПРОФЕССИИ И ЛИЧНОСТНОМ САМООПРЕДЕЛЕНИИ.
Этому виду диагностики уделялось особое место. Её проведение сочеталось одновременно с решением задач по профессиональному консультированию и ознакомлению детей с современным состоянием рынка труда. Важнейшая задача данного вида работы с детьми и подростками заключалась в активизации процессов их профессионального и личностного самоопределения, привития им осознанного и самостоятельного выбора профессии.
9-е, 11-й классы.Исследование профессиональных склонностей и интересов на основе теста Холланда. Тест удобен для проведения первоначального этапа вовлечения детей в систему осознанного и заинтересованного отношения к вопросам выбора профессии, позволяет осуществить массовое привлечение подростков к профессиональной проблематике. Психологом разработана методика проведения этого теста в условиях классной группы. Тест с интересом воспринимается подростками и позволяет активизировать их познавательные процессы. Дети начинают проявлять осознанное отношение к выбору профессии.
Данный тест показал следующие результаты: 25% (9 человек) - социальный тип личности, 30.5% (11 человек) - артистический тип личности, 27.7% (10 человек) - реалистичный тип личности, 5.5% (2 человек) - предприимчивый тип личности, 8.3 (3 человека) - интеллектуальный тип личности, и 2.7% (1 человек) - конвенциальный тип личности.
В данной группе преобладает социальный тип личности - отличается выраженными социальными умениями (умением общаться, стремлением к лидерству, потребностями в многочисленных социальных контактах). Независим от окружающих, с успехом приспосабливается к обстоятельствам. Эмоционален и чувствителен. В структуре интеллекта выражены вербальные способности. Отличается стремлением поучать и воспитывать окружающих, способностью к сопереживанию и сочувствию. Наиболее предпочитаемые сферы деятельности - психология, медицина, педагогика.
Дополнительно в условиях кабинета психолога часть подростков, в индивидуальном порядке, выполнили специальный тест К. Юнга на определение типа личности и соответствующих ему профессий. Тесты Холланда и Юнга представляют несомненную ценность для профориентационной работы. Их использование предусмотрено и в следующем учебном году.
Рекомендации.
1. Администрации.
Создавать элективные курсы для учащихся 8-9 классов с учетом профильной направленности.
2. Классным руководителям.
Организовывать встречи с людьми разных профессий, экскурсии на предприятия городов КМВ для знакомства с производством.
3. Педагогу-психологу.
Проводить дальнейшую диагностику профессионального самоопределения учащихся. Оказывать консультативную помощь в выборе профессии. При необходимости проводить с учащимися, затрудняющимися в выборе профессии, диагностику личностных качеств.
Психологическое консультирование.
В конкретных условиях рассматривалось как совокупность процедур, направленных на помощь субъекту образовательного процесса (учащийся, педагог, родитель) в разрешении возникающих проблем и принятии решений по вопросам школьного обучения и круга взаимоотношений, сопутствующих получению образования.
Консультирование ориентировалось на клинически здоровую личность, имеющую в повседневной школьной жизни психологические трудности и проблемы, предъявляющую жалобы невротического характера.
Консультировались также учащиеся, учителя и родители, которые чувствуют себя хорошо, однако ставящие перед собой цель дальнейшего развития личности, заинтересованные в нахождении более эффективных путей и способов разрешения жизненных задач.
Консультирование выполнялось с учётом стоящих задач в настоящем и будущем клиента. Стремясь помочь клиенту, психолог выполнял задачу вместе с клиентом, но не вместо него. Консультирование проходило в тесном взаимодействии с выполнением психоразвивающих и психокоррекционных задач.
Психологическое консультирование преследовало следующие основные цели:
- способствовать изменению поведения клиента (учащийся, педагог, родитель) таким образом, чтобы он мог жить продуктивнее, испытывать удовлетворение от процесса обучения, несмотря на все имеющиеся объективные трудности;
- развивать навыки преодоления трудностей при столкновении с теми или обстоятельствами школьной жизни и требованиями школы:
- развивать умение завязывать и поддерживать межличностные отношения, самостоятельно разрешать возникающие проблемы на разных уровнях общения;
- облегчать реализацию и повышение потенциала личности
В течение года консультации велись по следующим направлениям:
- с учащимися, родителями и учителями 1-х, 4-х, 5-х классов по предупреждению дезадаптации;
- с учащимися и родителями 9-11 классов по проблемам профессиональной ориентации с учётом результатов диагностики;
- с учителями и родителями учащихся 3, 4-х классов по проблемам перехода из начальной школы в среднее звено;
- с родителями будущих первоклассников по проблемам готовности к школе;
- по запросам учителей, родителей.
Проблемы, затронутые на консультациях, имели, в основном, следующую направленность:
- поведенческую;
- эмоциональную;
- конфликтологическую;
- диагностическую.
Поводами для обращения учащихся за консультативной помощью служили:
- конфликты с товарищами по классу;
- конфликтные ситуации в отношениях с учителями;
- насильственные действия;
- семейные неурядицы, нарушения отношений с родителями;
- неразделённые чувства и мировоззренческие позиции;
- страх самовыражения:
- излишнее волнение.
В течение учебного года за консультативной помощью к психологу, исключая профконсультации, обратилось 56 учащихся.
В течение года было зарегистрировано 19 обращений учителей к психологу.
Со стороны родителей таких обращений было 44.
Психолог школы принимал участие в разрешении конфликтных ситуаций, возникавших в ходе образовательного процесса внутришкольной производственной практики.
Процент положительного разрешения обращений за консультациями составляет примерно 37-45% от всего их количества.
Особое внимание в системе консультационной работы с учащимися уделялось вопросам профориентации и личностного самоопределения. Этот вид работы был сориентирован, главным образом, на учащихся 8-10-х классов. В отдельных случаях к получению консультаций привлекались учащиеся 7-х классов. Консультации строились с учётом трёх основополагающих принципов выбора профессии:
- знание и учёт своих возможностей и способностей;
- знание требований профессии к человеку;
- умение соотносить эти факторы.
При оказании психологом помощи ребёнку в выборе профессии учитывались мотивационные, психофизиологические, интеллектуальные, характерологические и эмоциональные особенности личности, личные интересы, спрос на рынке труда. Данный вид работы тесно сочетался с профессиональной и личностной диагностикой учащихся. Психологическое сопровождение на этапе профессионального самоопределения строилось на нормах и законах психического развития человека. В индивидуальных беседах и во время проведения классных часов психолог знакомил учащихся с содержанием профессиональной деятельности, особенностями её освоения и реализации. Учащиеся овладевали умениями ставить цель при выборе профессии и составлять программу действий для её достижения.
Как показала практика, система психолого-педагогической поддержки процессов, направленных на формирование внутренней потребности личности к самоопределению, саморазвитию, самовоспитании и самореализации, проводимая в последнее время в школе, приносит ощутимую пользу, помогает учащимся определиться с профилем профессии, построить перспективы дальнейших шагов к осознанному выбору в профессиональной сфере.
Коррекционная деятельность (основные проблемы, по которым велась коррекционная деятельность, достигнутые результаты)
№ | Основные направления коррекционной деятельности | Достигнутые результаты |
1. | Коррекционно-развивающие занятия для 8-х классов. Тренинг «Познай себя» | Тренинг позволил определить причины дезадаптации некоторых учащихся в классе. Причина заключалась в конфликте между учениками. С помощью тренинговых упражнений было достигнуто соглашение между конфликтующими. Тренинг позволил учащимся объяснить себе некоторые неясные моменты поведения |
2. | Коррекционно-развивающие занятия для 5-х классов. Тренинг «Познай себя» | Тренинг позволил определить причины дезадаптации некоторых учащихся в классе. Причина заключалась в конфликте между учениками. С помощью тренинговых упражнений было достигнуто соглашение между конфликтующими. Тренинг позволил учащимся объяснить себе некоторые неясные моменты поведения. |
3. | Коррекционно-развивающие занятия для 10-11-х классов. Тренинг «Нет наркотикам» | Тренинг предназначен для профилактики наркомании и алкоголизма среди несовершеннолетних. Результатом тренинговой работы стали решения, принятые участниками тренинга о неупотреблении запрещенных веществ. |
4. | Индивидуальные и групповые занятия с детьми «группы риска» | Занятия предназначены для осознания своего «агрессивного» поведения, и принятия себя таким, каков есть в не «агрессивном» поведение. |
5. | Коррекционно-развивающие занятия для одаренных детей. Тренинг «Креативность» | Тренинг предназначен для развития креативности. Подобранные упражнения позволили определить роль креативного мышления для человека, осознание его значимости. Тренинговые упражнения позволили участникам раскрыть свой творческий потенциал. |
6. | Коррекционно-развивающие занятия для родителей. Тренинг «Ваш беспокойный подросток» | Тренинг предназначен для родителей подростков, переживающих кризисный период в жизни. В программе тренинга система «эффективного родителя» представлена шаг за шагом. Результатом тренинговой работы стали обращения некоторых родителей за консультационной помощью к школьному психологу, а также осознание механизмов подросткового кризиса. |
7. | Тренинг для родителей «родители меня не понимают или как услышать ребенка» | Тренинг предназначен для родителей подростков, переживающих кризисный период в жизни. Результатом тренинговой работы стало для родителей принятием и понимание своего ребенка, родитель научился слышать и слушать подростка. |
8. | Коррекционно-развивающие занятия для 1-х классов. Тренинг «Готовимся к школе» | Целью тренинга является подготовка учащихся 1-х классов к школьному обучению и помощь в адаптации к школьным занятиям. Результатом тренинга стали показатели диагностики адаптации учащихся к школьному обучению. |
9. | Коррекционно-развивающие занятия для 9-х классов. Тренинг «Моя будущая профессия» | Целью тренинга является ознакомить школьников с миром профессий. Предоставить полную картину деятельности той или иной профессии. |