Психологическое консультирование.

ГОДОВОЙ ОТЧЕТ

о деятельности педагога-психолога
БОУ г.Омска «Средняя общеобразовательная школа № 129»
Арефьевой Валентины Сергеевны

(0.25 ставки)

Омск, 2016г.

Аналитический отчет педагога-психолога

Учебного года.

В организационно-методическом плане деятельность школьного педагога-психолога строилась в соответствии с утверждённым годовым планом и должностными обязанностями, с учётом задач, определённых общешкольным планом учебно-воспитательной работы.

Основная цель педагога-психолога заключалась во всемерном содействии школе в решении практических задач формирования развивающего образа жизни учащихся, раскрытия их индивидуального потенциала и развития творческих и деятельностных способностей, создания позитивной мотивации к обучению, а также определения и профилактики причин нарушения личностного и социального развития, возможной коррекции произошедших деформаций психики.

Общая направленность работы психолога определялись следующими практическими задачами:

- повышение уровня учебной мотивации учащихся;

- создание благоприятных условий обучения и пребывания в школе для всех субъектов образовательного процесса;

- оптимизация стиля взаимодействия педагогов с учащимися;

- выявление и устранение факторов, негативно влияющих на развитие ребёнка;

- расширение компетенций учащихся в учебной и социальной сферах;

- развитие рефлексивных и деятельностных способностей детей.

Служебные задачи решались психологом при реализации традиционных направлений психологической школьной службы.

В реализации системы психолого-педагогической поддержки учащихся были задействованы все субъекты образовательного процесса: учащийся, классный руководитель, учитель-предметник, педагог-психолог, школьный администратор, медицинский персонал, социальный педагог, родители, сотрудничающие со школой официальные лица и учреждения.

Работа педагога-психолога школы строилась традиционно по следующим направлениям:

- психолого-педагогическая диагностика;

- коррекционно-развивающая работа;

- психолого-педагогическое консультирование;

- методическая работа;

- просветительская деятельность.

ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ РАБОТА

Традиционно проводилась диагностика простых и сложных психических процессов: интеллекта, креативности, эмоционально-волевой сферы, коммуникативных способностей, межличностных отношений, эмоционального благополучия, профессиональных задатков, ценностных ориентиров, деятельностных качеств, уровней школьной подготовленности, отклонений в психическом развитии и др.

В процессе диагностики использовались методы как высокого уровня формализации (тесты, опросники, психофизиологические методы, проективные техники), так и малоформализованные методы (наблюдение, опрос, беседа, анализ продуктов деятельности).

Формы тестового материала: вербальные, невербальные, устные и письменные, аппаратурные, предметные, бланковые, проективные и др.

В равной мере применялись групповые и индивидуальные формы обследования учащихся.

Общие групповые исследования были проведены в следующих классах:

1-е классы. Целевые исследования по выявлению проблем в адаптации детей к новым жизненным условиям на первоначальном этапе школьного обучения. Использовались: опросник школьной мотивации, методика исследования вербально-логического мышления и диагностика готовности детей к школьному обучению, и изучение адаптационных возможностей учащихся. По результатам исследования составлена справочная документация в помощь учителю. С каждым из учителей проведено обсуждение полученных результатов. Определены уровни подготовленности первоклассников к обучению, выявлены дети с угрозой риска школьной дезадаптации. Практиковались беседы с родителями, интересующимися результатами обследования. 3 учащихся привлекались к индивидуальным и групповым коррекционно-развивающим занятиям. Проведены углублённые обследования 1-го учащегося, на основании которого составлены рекомендации по дальнейшему психолого-педагогическому сопровождению. Проведённые исследования позволили определить особенности индивидуального развития детей и послужили практическим материалом для повышения эффективности педагогического процесса. Признана целесообразность их проведения и в дальнейшем.

Диагностика готовности детей к школьному обучению:

(0% учащихся имеют низкие показатели готовности; 33,3% (15человек) – высокий уровень готовности; 67,7% (30 человек) – средний уровень готовности).

Изучение адаптационных возможностей учащихся:

(22% учащихся имеют низкий уровень адаптационной возможности (10 человек); 28,8% (13 человек) – высокий уровень готовности; 48,8% (22 человека) – средний уровень готовности).

Переход к обучению в среднем звене является важным моментом в жизни школьника. Изменение организации учебного процесса, введение новых предметов и переход к иным методам обучения требует определенного уровня зрелости как личностно-мотивационной, так и интеллектуальной сферы.

С целью изучения психологической ситуации обучения пятиклассников были проведены следующие психодиагностические обследования:

1. анкетирование учащихся с целью изучения адаптации

2. рисуночный тест «Несуществующее животное»

3. определение учебной мотивации учащихся

4. определение уровня и характера тревожности учащихся, связанной со школой, с помощью теста школьной тревожности Филипса

5. собеседование с учениками и педагогами по вопросам адаптации

6. наблюдение за учащимися на уроках и внеурочное время.

При анализе диагностических диаграмм 5-тиклассников явно просматривается взаимосвязь результатов теста школьной тревожности Филипса и отношение к школе. У детей с отрицательным отношением к школе – повышенная и высокая тревожность по большинству параметров теста Филипса. После обсуждения и по согласованию с классными руководителями был определен список детей для психолого-педагогической коррекции. (24% (22 человека) имеют высокий уровень школьной дезадаптации; 27% (25 человек) – средний уровень школьной дезадаптации; 49% (31 человек) – низкий уровень школьной дезадаптации). Даны рекомендации работы с этими детьми. Дети с высоким уровнем тревожности были привлечены к специальным занятиям с психологом. В целом результат этих занятий следует оценить положительно. Дети с удовольствием посещали данные занятия. Их эмоциональное состояние значительно улучшилось.

Для своевременного выявления проблем во взаимоотношениях с преподавателями и учащимися в 10-классах, а также для выявления уровня адаптации, было проведено психологическое исследование - изучение адаптационных возможностей учащихся 10-х классов, выявление уровня школьной тревожности. 9.6% (1 человек) имеют высокий уровень школьной дезадаптации; 70.4% (11 человек) - средний уровень школьной дезадаптации;

20% (3 человека) - низкий уровень школьной дезадаптации). Все данные были проанализированы и доведены до классных руководителей и педагогов на классно-обобщающем контроле, родительских собраниях. С результатами учащиеся были ознакомлены в рамках индивидуального консультирования.

Психологом осуществлялась и индивидуальная работа с учащимися по запросам классных руководителей и учителей - предметников.

Исследование интеллектуальной сферы учащихся 7-х классов. Данное исследование проводилось с помощью методики Ф.Гудинафа «Нарисуй человека». Эта методика позволяет оценить уровень умственного развития, причем в достаточной степени независимо от уровня усвоенных знаний и умений, в том числе и навыков рисования. В тесте основное внимание уделяется точности и детальности рисунка, а не художественным изобразительным средствам. Рисуночный тест использовался для того, чтобы получить первое представление об уровне развития ребенка.
Результаты проведенного исследования.
15% учащихся получил высокие баллы, которые соответствуют детям по данному тесту.
83% учащихся показали норму, то есть полученные баллы соответствуют возрастной норме интеллектуального развития.
2% учащихся получили минимальное количество нормы. Это дает основание для более детального изучения интеллектуальной сферы. Но стоит подчеркнуть, что на основе лишь данного теста не следует делать вывод, что у мальчика низкий уровень интеллекта. Это может быть связан с тем, что мальчик просто устал или что-то недопонял.
Хочется отметить, что у одного мальчика высокий уровень I Q, но низкий уровень E Q. С мальчиком необходимо провести индивидуальную работу.
Вывод: Таким образом, следует заключить, что показатели I Q у учащихся 7 классов в пределах возрастной нормы.

Исследование интеллектуальной сферы учащихся 9-х классов. Данное исследование показало следующие результаты: у 19.4% (7 человек) – низкая интеллектуальная сфера; у 58.3% (21 человек) – средняя интеллектуальная сфера; у 22.3% (8 человек) – высокая интеллектуальная сфера.

Уровень интеллектуального развития учащихся 9-х классов находится в пределах региональной и возрастной нормы.

Выявлен средний уровень активности, работоспособности, мотивации обучения, средний уровень тревожности и устойчивости к отрицательным воздействиям.

Уровень личностного развития соответствует возрастной норме.

РЕКОМЕНДАЦИИ.

Педагогу-психологу провести с учащимися старших классов индивидуальные консультации, на которых ознакомить школьников с полученными данными, с сильными и слабыми сторонами интеллектуального и личностного развития; выпускникам с проблемами в личностной сфере совместно с психологом наметить пути решения возникших проблем.

В связи с тем, что достаточно большая группа учащихся, испытывают на уроках высокий уровень тревожности и негативные эмоциональные переживания, желательно этим учащимся посетить занятия по психологической готовности к экзаменационному периоду.

ДИАГНОСТИКА ПРИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ ВЫБОРЕ ПРОФЕССИИ И ЛИЧНОСТНОМ САМООПРЕДЕЛЕНИИ.

Этому виду диагностики уделялось особое место. Её проведение сочеталось одновременно с решением задач по профессиональному консультированию и ознакомлению детей с современным состоянием рынка труда. Важнейшая задача данного вида работы с детьми и подростками заключалась в активизации процессов их профессионального и личностного самоопределения, привития им осознанного и самостоятельного выбора профессии.

9-е, 11-й классы.Исследование профессиональных склонностей и интересов на основе теста Холланда. Тест удобен для проведения первоначального этапа вовлечения детей в систему осознанного и заинтересованного отношения к вопросам выбора профессии, позволяет осуществить массовое привлечение подростков к профессиональной проблематике. Психологом разработана методика проведения этого теста в условиях классной группы. Тест с интересом воспринимается подростками и позволяет активизировать их познавательные процессы. Дети начинают проявлять осознанное отношение к выбору профессии.

Данный тест показал следующие результаты: 25% (9 человек) - социальный тип личности, 30.5% (11 человек) - артистический тип личности, 27.7% (10 человек) - реалистичный тип личности, 5.5% (2 человек) - предприимчивый тип личности, 8.3 (3 человека) - интеллектуальный тип личности, и 2.7% (1 человек) - конвенциальный тип личности.

В данной группе преобладает социальный тип личности - отличается выраженными социальными умениями (умением общаться, стремлением к лидерству, потребностями в многочисленных социальных контактах). Независим от окружающих, с успехом приспосабливается к обстоятельствам. Эмоционален и чувствителен. В структуре интеллекта выражены вербальные способности. Отличается стремлением поучать и воспитывать окружающих, способностью к сопереживанию и сочувствию. Наиболее предпочитаемые сферы деятельности - психология, медицина, педагогика.

Дополнительно в условиях кабинета психолога часть подростков, в индивидуальном порядке, выполнили специальный тест К. Юнга на определение типа личности и соответствующих ему профессий. Тесты Холланда и Юнга представляют несомненную ценность для профориентационной работы. Их использование предусмотрено и в следующем учебном году.

Рекомендации.

1. Администрации.

Создавать элективные курсы для учащихся 8-9 классов с учетом профильной направленности.

2. Классным руководителям.

Организовывать встречи с людьми разных профессий, экскурсии на предприятия городов КМВ для знакомства с производством.

3. Педагогу-психологу.

Проводить дальнейшую диагностику профессионального самоопределения учащихся. Оказывать консультативную помощь в выборе профессии. При необходимости проводить с учащимися, затрудняющимися в выборе профессии, диагностику личностных качеств.

Психологическое консультирование.

В конкретных условиях рассматривалось как совокупность процедур, направленных на помощь субъекту образовательного процесса (учащийся, педагог, родитель) в разрешении возникающих проблем и принятии решений по вопросам школьного обучения и круга взаимоотношений, сопутствующих получению образования.

Консультирование ориентировалось на клинически здоровую личность, имеющую в повседневной школьной жизни психологические трудности и проблемы, предъявляющую жалобы невротического характера.

Консультировались также учащиеся, учителя и родители, которые чувствуют себя хорошо, однако ставящие перед собой цель дальнейшего развития личности, заинтересованные в нахождении более эффективных путей и способов разрешения жизненных задач.

Консультирование выполнялось с учётом стоящих задач в настоящем и будущем клиента. Стремясь помочь клиенту, психолог выполнял задачу вместе с клиентом, но не вместо него. Консультирование проходило в тесном взаимодействии с выполнением психоразвивающих и психокоррекционных задач.

Психологическое консультирование преследовало следующие основные цели:

- способствовать изменению поведения клиента (учащийся, педагог, родитель) таким образом, чтобы он мог жить продуктивнее, испытывать удовлетворение от процесса обучения, несмотря на все имеющиеся объективные трудности;

- развивать навыки преодоления трудностей при столкновении с теми или обстоятельствами школьной жизни и требованиями школы:

- развивать умение завязывать и поддерживать межличностные отношения, самостоятельно разрешать возникающие проблемы на разных уровнях общения;

- облегчать реализацию и повышение потенциала личности

В течение года консультации велись по следующим направлениям:

- с учащимися, родителями и учителями 1-х, 4-х, 5-х классов по предупреждению дезадаптации;

- с учащимися и родителями 9-11 классов по проблемам профессиональной ориентации с учётом результатов диагностики;

- с учителями и родителями учащихся 3, 4-х классов по проблемам перехода из начальной школы в среднее звено;

- с родителями будущих первоклассников по проблемам готовности к школе;

- по запросам учителей, родителей.

Проблемы, затронутые на консультациях, имели, в основном, следующую направленность:

- поведенческую;

- эмоциональную;

- конфликтологическую;

- диагностическую.

Поводами для обращения учащихся за консультативной помощью служили:

- конфликты с товарищами по классу;

- конфликтные ситуации в отношениях с учителями;

- насильственные действия;

- семейные неурядицы, нарушения отношений с родителями;

- неразделённые чувства и мировоззренческие позиции;

- страх самовыражения:

- излишнее волнение.

В течение учебного года за консультативной помощью к психологу, исключая профконсультации, обратилось 56 учащихся.

В течение года было зарегистрировано 19 обращений учителей к психологу.

Со стороны родителей таких обращений было 44.

Психолог школы принимал участие в разрешении конфликтных ситуаций, возникавших в ходе образовательного процесса внутришкольной производственной практики.

Процент положительного разрешения обращений за консультациями составляет примерно 37-45% от всего их количества.

Особое внимание в системе консультационной работы с учащимися уделялось вопросам профориентации и личностного самоопределения. Этот вид работы был сориентирован, главным образом, на учащихся 8-10-х классов. В отдельных случаях к получению консультаций привлекались учащиеся 7-х классов. Консультации строились с учётом трёх основополагающих принципов выбора профессии:

- знание и учёт своих возможностей и способностей;

- знание требований профессии к человеку;

- умение соотносить эти факторы.

При оказании психологом помощи ребёнку в выборе профессии учитывались мотивационные, психофизиологические, интеллектуальные, характерологические и эмоциональные особенности личности, личные интересы, спрос на рынке труда. Данный вид работы тесно сочетался с профессиональной и личностной диагностикой учащихся. Психологическое сопровождение на этапе профессионального самоопределения строилось на нормах и законах психического развития человека. В индивидуальных беседах и во время проведения классных часов психолог знакомил учащихся с содержанием профессиональной деятельности, особенностями её освоения и реализации. Учащиеся овладевали умениями ставить цель при выборе профессии и составлять программу действий для её достижения.

Как показала практика, система психолого-педагогической поддержки процессов, направленных на формирование внутренней потребности личности к самоопределению, саморазвитию, самовоспитании и самореализации, проводимая в последнее время в школе, приносит ощутимую пользу, помогает учащимся определиться с профилем профессии, построить перспективы дальнейших шагов к осознанному выбору в профессиональной сфере.

Коррекционная деятельность (основные проблемы, по которым велась коррекционная деятельность, достигнутые результаты)

Основные направления коррекционной деятельности Достигнутые результаты
1. Коррекционно-развивающие занятия для 8-х классов. Тренинг «Познай себя» Тренинг позволил определить причины дезадаптации некоторых учащихся в классе. Причина заключалась в конфликте между учениками. С помощью тренинговых упражнений было достигнуто соглашение между конфликтующими. Тренинг позволил учащимся объяснить себе некоторые неясные моменты поведения
2. Коррекционно-развивающие занятия для 5-х классов. Тренинг «Познай себя» Тренинг позволил определить причины дезадаптации некоторых учащихся в классе. Причина заключалась в конфликте между учениками. С помощью тренинговых упражнений было достигнуто соглашение между конфликтующими. Тренинг позволил учащимся объяснить себе некоторые неясные моменты поведения.
3. Коррекционно-развивающие занятия для 10-11-х классов. Тренинг «Нет наркотикам» Тренинг предназначен для профилактики наркомании и алкоголизма среди несовершеннолетних. Результатом тренинговой работы стали решения, принятые участниками тренинга о неупотреблении запрещенных веществ.
4. Индивидуальные и групповые занятия с детьми «группы риска» Занятия предназначены для осознания своего «агрессивного» поведения, и принятия себя таким, каков есть в не «агрессивном» поведение.
5. Коррекционно-развивающие занятия для одаренных детей. Тренинг «Креативность» Тренинг предназначен для развития креативности. Подобранные упражнения позволили определить роль креативного мышления для человека, осознание его значимости. Тренинговые упражнения позволили участникам раскрыть свой творческий потенциал.
6. Коррекционно-развивающие занятия для родителей. Тренинг «Ваш беспокойный подросток» Тренинг предназначен для родителей подростков, переживающих кризисный период в жизни. В программе тренинга система «эффективного родителя» представлена шаг за шагом. Результатом тренинговой работы стали обращения некоторых родителей за консультационной помощью к школьному психологу, а также осознание механизмов подросткового кризиса.
7. Тренинг для родителей «родители меня не понимают или как услышать ребенка» Тренинг предназначен для родителей подростков, переживающих кризисный период в жизни. Результатом тренинговой работы стало для родителей принятием и понимание своего ребенка, родитель научился слышать и слушать подростка.
8. Коррекционно-развивающие занятия для 1-х классов. Тренинг «Готовимся к школе» Целью тренинга является подготовка учащихся 1-х классов к школьному обучению и помощь в адаптации к школьным занятиям. Результатом тренинга стали показатели диагностики адаптации учащихся к школьному обучению.
9. Коррекционно-развивающие занятия для 9-х классов. Тренинг «Моя будущая профессия» Целью тренинга является ознакомить школьников с миром профессий. Предоставить полную картину деятельности той или иной профессии.

Наши рекомендации