Образование как объект педагогической психологии. Психологические основания концепций образовательного процесса.
Образование как объект педагогической психологии.
В педагогической психологии отмечается многоаспектность понятия «образования». Оно рассматривается как система, процесс и результат.
1.Образование как система.
Рассматривается в 3 измерениях:
1)социальный масштаб рассмотрение (т.е. образование в мире, стране, обществе, регионе, организации)
2)ступень образования (дошкольное, школьное, высшее и т.д.)
3)профиль образования (общее, специальное)
Характеристики образования как системы:
1)уровневость
2)преемственность уровней
3)эффективность
4)управляемость
5)направленность
2.Образование как процесс.
Образование как процесс предполагает:
1)протяженность во времени
2)разграничение 2-х его сторон (обучения/научения и учения)
3)со стороны обучающего образовательного процесса представляет всегда единство обучения и воспитания
4)с позиции обучающего процесса обучение включает в себя: освоение знаний, практическое применение, выполнение учебных исследовательско-преобразующих задач, а так же личностные и коммуникативные тренинги
Характеристики образовательного процесса:
1)управляемость
2)соотнесение с психологическими составляющими
3)программируемость
4)активность
5)самостоятельность
6)учет индивидуальных особенностей
3.Образование как результат:
1)как образ того результата, который должен быть получен конкретной образовательной системой и зафиксирован в форме стандарта
2)как сам человек, прошедший обучение в определенной образовательной системе; его опыт как совокупность сформированных интеллектуальных, личностных, поведенческих качеств, знаний и умений позволяет ему адекватно действовать в любой ситуации, из чего следует, что человек образован
Психологические основания концепций образовательного процесса.
Педагогический процесс нередко характеризуют как передачу накопленного старшими поколениями опыта новому, подрастающему. Такая формулировка верна, но представляет лишь рамочное условие происходящих в действительности сложнейших, нередко противоречивых психолого-педагогических процессов, которые сопровождают становление личности. Педагог и психолог руководствуются в своей деятельности более глубоким, а главное, целостным представлением об образовательном пространстве, в котором происходят обучение и воспитание, и психологических механизмах, целенаправленно и стихийно, сознательно и бессознательно актуализирующихся в это время. Прежде всего педагогический процесс видится как многоуровневый и разноплановый по источникам и деятельности влияния.В такое представление включены воспитательные влияния микросреды (семья, общение со сверстниками и т.п.), система макросоциальных факторов (общественные отношения, СМИ и др.) и далее специальные институты (образовательные учреждения) целенаправленного образования и воспитания человека. Иными словами, помимо школы воспитанник находится «на перекрестке» различных социальных влияний, «включен» в разнообразные культурные «ареалы» (наука, искусство, религия и др.)> транслируемые по широко доступным коммуникативным каналам, а также в различные социальные группы, в том числе антиобщественной направленности. Процессы присвоения определенных культурных и ценностных ориентиров, выбора своего образа Я сегодня происходят в условиях «напора» стереотипов поведения и конформного их усвоения или противостояния, сопротивления им со стороны подростка.
В образовательном учреждении (школа, детский сад и т.п.) в центре внимания психолога находятся процессы обучения и воспитания, которые целенаправленно организуются педагогами как профессионально подготовленными для этой деятельности специалистами.