Тема 5. Методика работы социального педагога с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями
МЕТОДИКА И ТЕХНОЛОГИЯ РАБОТЫ
СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА С СЕМЬЕЙ
СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ
Тема 1. Семья. Функции семьи. Типология семьи
План:
1. Семья. Основные функции семьи.
2. Типология семьи.
3. Деятельность социального педагога по работе с семьей.
4. Формы социально-педагогической помощи семье.
Литература
Азаров Ю.П. Семейная педагогика. – М., 1989.
Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. – М., 1999.
Бреева Е.Б. Программа социальной работы с безработными и их семьями. – М., 1994.
Бреева Е.Б. Программа социальной работы с многодетными семьями. – М., 1992.
Железнова А.К. Реабилитация неблагополучной семьи методом социального патронажа //Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. – 1998. - № 4. – С. 28 – 29.
О положении семей в РФ. – М., 1994.
Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. – М., 2001.
Социальная педагогика: Курс лекций /Под ред. М.А.Галагузовой. – М., 2000.
Шакурова М.В. Методика и технологии работы социального педагога. – М., 2002.
Тема 2. Социально-педагогическая деятельность с семьей
План:
1. Модели помощи современной семье.
2. Методика семейного консультирования.
3. Методика социального патронажа и надзора семьи.
4. Методика посещения семьи.
Литература
Азаров Ю.П. Семейная педагогика. – М., 1989.
Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. – М., 1999.
Бреева Е.Б. Программа социальной работы с безработными и их семьями. – М., 1994.
Бреева Е.Б. Программа социальной работы с многодетными семьями. – М., 1992.
Железнова А.К. Реабилитация неблагополучной семьи методом социального патронажа //Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. – 1998. - № 4. – С. 28 – 29.
О положении семей в РФ. – М., 1994.
Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. – М., 2001.
Социальная педагогика: Курс лекций /Под ред. М.А.Галагузовой. – М., 2000.
Технологии социальной работы /Под общ. ред. Е.И.Холостовой. – М., 2001.
Шакурова М.В. Методика и технологии работы социального педагога. – М., 2002.
Тема 3. Методика диагностики семьи
План:
1. Методологические, этические принципы осуществления диагностической деятельности.
2. Этапы диагностики семьи.
3. Методы диагностики семьи, используемые социальным педагогом.
Литература
Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования. – М., 2001.
Методика и технологии работы социального педагога /Под ред. М.А. Галагузовой и Л.В. Мардахаева. – М., 2002.
Методы психологических исследований /Под ред. В.И. Журавлева. – М., 1992.
Рабочая книга социального педагога /Под ред. Н.Ф. Масловой: В 2 ч. – Орел, 1994.
Скаткин М.А. Методология и методика педагогических исследований. – М., 1986.
Словарь – справочник по социальной работе /Под ред. Е.И.Холостовой. – М., 1997.
Тема 4. Методика работы социального педагога с неблагополучной семьей
План:
1. Понятие «неблагополучная семья». Причины семейного неблагополучия.
2. Типы неблагополучных семей.
3. Общая структура социально-педагогической методики работы социального педагога с неблагополучной семьей.
4. Профилактическая работа в рамках социально-педагогической методики работы с неблагополучной семьей.
5. Принципы и методы диагностического уровня социально-педагогической методики работы с неблагополучной семьей.
6. Содержание индивидуального, группового и общинного уровней реабилитационной работы социального педагога с неблагополучной семьей.
Литература
Антонов А.И. Как работать с проблемной семьёй // Социальная педагогика. –2004. - №2. – С. 45.
Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи: Записки детского психиатра. – М., 1988.
Гончарова Т. Неблагополучные семьи и работа с ними // Народное образование. – 2002. - № 6. – С. 34.
Дивицына Н.Ф. Социальная работа с неблагополучными детьми и подростками. – Ростов – на – Дону, 2005.
Жестокое обращение с детьми /Т.Я. Сафонова, Е.И. Цымбал, Л.Я. Олиференко и др. – М., 1993.
Иванцова А. Работа социального педагога с детьми из неблагополучных семей //Воспитание школьников. – 2000. - №7.
Методы и формы работы социального педагога с неблагополучной семьей: Материалы Городского научно-методического семинара для социальных педагогов общеобразовательных школ, детских домов и школ-интернатов (22 ноября 2006 г.) – Уфа, 2007.
Папп П. Семейная терапия и ее парадоксы. – М., 1998.
Методика и технологии работы социального педагога /Под ред. М.А. Галагузовой и Л.В. Мардахаева. – М., 2002.
Савинов Л.И., Кузнецова Е.В. Социальная работа с детьми в семьях разведенных родителей. – М., 2006.
Синягина Н.Ю. Психолого-педагогическая коррекция детско-родительских отношений. – М., 2001.
Смехов В.А. Опыт психологической диагностики и коррекции конфликтного общения в семье //Вопросы психологии. – 1985. - № 4.
Терентьева А. В. Особенности развития ребенка в алкогольной семье и возможности реабилитационной работы // Семейная психология и семейная терапия. – 1998. - №3. – С. 7 – 10.
Ткачева В.В. Гармонизация внутрисемейных отношений: папа, мама, я – дружная семья. Практикум по формированию адекватных внутрисемейных отношений. – М., 2000.
Целуйко В.М. Психология неблагополучной семьи. – М., 2003.
Тема 5. Методика работы социального педагога с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями
План:
1. Кризисинтервентная модель социально-педагогической работы с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями.
2. Проблемно-ориентированная модель взаимодействия социального педагога с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями.
3. Метод контрактов в профессиональной деятельности социального педагога при работе с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями.
4. Психосоциальная модель социально-педагогической работы с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями.
5. Основные формы работы социального педагога с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями: патронаж, консультации, психологические тренинги.
6. Комплексный подход в работе социального педагога с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями.
7. Оценка эффективности работы социального педагога с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями.
Литература
Алешина Ю.И. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. – М., 1993.
Большаков В.Ю. Психотренинг. Социодинамика. Игры. Упражнения. –СПб., 1996.
Василькова Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога. – М., 2001.
Дементьева Н.Ф., Багаева Г.Н., Исрева Т.Н. Социальная работа с семьей ребенка с ограниченными возможностями. – М., 1996.
Малер А.Р. Педагог и семья ребенка-инвалида //Дефектология. – 1995. - № 5.
Методика и технологии работы социального педагога /Под ред. М.А.Галагузовой, Л.В. Мардахаева. – М., 2002.
Социальная работа с инвалидами. – М., 1996.