ПЕРВЫЙ КЛАСС Упражнения первого класса 4 страница
позицию на 45°, голова поворачива-
ется en face.
На раз и работающая нога, при полной неподвижности своей верхней части, сгибается в колене и, сохраняя выворотность пятки, описывает дугу в том же направлении, что и в rond de jambe par terre en dehors, несколько назад, затем — направляя вытянутый носок к середине икры. На два и работающая нога, усиливая выворотность пятки, вытягиваясь, описывает дугу несколько вперед, заканчивая движение предельно натянутой и выворотной работающей ногой во вторую позицию на высоте 45°. На три и четыре положение сохраняется (рис. 20).
Rond de jambe en l'air en dedans. Исходное положение — пятая позиция, правая нога сзади. На два вступительных аккорда правая нога поднимается на 45°, голова поворачивается en face.
На раз и работающая нога, при полной неподвижности своей верхней части, сгибается в колене и, усиливая выворотность пятки, описывает дугу в том же направлении, что и в rond de jambe par terre en dedans, несколько вперед, затем — направляя вытянутый носок к середине икры. На два и работающая нога, вытягиваясь, описывает дугу несколько назад, заканчивая движение предельно натянутой и выворотной работающей ногой во вторую позицию на высоте 45°. На три и четыре положение сохраняется.
Примечание. В rond de jambe en l'air центр тяжести корпуса расположен на опорной ноге. Выворотность и неподвижность верха работающей ноги развивает способность колена к вращательным движениям, воспитывая ловкость и подвижность ноги от колена до конца пальцев. Опорная нога максимально натянута и выворотна. Рука, открытая на вторую позицию, и рука, лежащая на палке, сохраняют правильное положение.
Музыкальный размер 4/4. Характер музыкального сопровождения плавный, четкий. Первоначально rond de jambe en l'air изучают на один такт. Затем — на один такт 2/4, начиная за тактом. Например: начав круг за тактом на и, его заканчивают на раз и сохраняют положение вытянутой на 45° ноги на и два; на и начинают следующий круг, продолжая движение до конца музыкальной фразы.
BATTEMENT SOUTENU
Battement soutenu — неослабевающее, непрерывное движение — развивает эластичность и выворотность ног.
Battement soutenu вперед. Исходное положение — пятая позиция.
На два вступительных аккорда правая рука открывается на вторую позицию.
В затакте на и работающая нога, вместе с поворотом головы en face, поднимается на условное cou-de-pied и на раз и начинает, усиливая выворотность, вытягиваться вперед, опорная нога начинает demi plie. На два и работающая нога, продолжая движение, скользит носком вытянутых пальцев по полу вперед, опорная нога продолжает demi plie. На три и натянутая и выворотная работающая нога, подтягиваясь носком по полу, возвращается к пятой позиции опорная нога вытягивается, и на четыре обе ноги втягиваются п плотную пятую позицию.
Battement soutenu в сторону. Исходное положение — пятая позиция.
В затакте на и работающая нога поднимается на условное cou-de-pied и на раз и начинает, усиливая выворотность, вытягиваться в сторону второй позиции, опорная нога начинает demi plie; на два и работающая нога, продолжая движение, скользит носком вытянутых пальцев по полу в сторону, опорная нога продолжает demi plie. На три и натянутая и выворотная работающая нога, подтягиваясь носком по полу, возвращается к пятой позиции вперед, опорная нога пытягивается, и на четыре обе ноги втягиваются в плотную пятую позицию. Battement soutenu повторяется еще раз, заканчиваясь в пятую позицию назад.
Battement soutenu назад. Исходное положение — пятая позиция, левая нога впереди.
В затакте на и работающая нога поднимается на cou-de-pied сзади и на раз и начинает, усиливая выворотность, вытягиваться назад; опорная нога начинает demi plie, плечи и бедра сохраняют ровность. На два и работающая нога, продолжая движение, скользит носком вытянутых пальцев по полу назад, опорная нога продолжает demi plie, корпус, сохраняя подтянутость, слегка направляется вперед. На три и натянутая и выворотная работающая нога, подтягиваясь носком по полу, возвращается к пятой позиции, опор-пая нога вытягивается, и на четыре обе ноги втягиваются и плотную пятую позицию. На два заключительных аккорда правая рука опускается в подготовительное положение, голова поворачивается направо.
Усвоив releve на полупальцы, battement soutenu исполняют с подъемом на полупальцы в пятой позиции.
Исходное положение — пятая позиция, правая нога впереди. В затакте три восьмых. На первую восьмую рука слегка приоткрывается. На вторую восьмую — закрывается в подготовительное положение, ноги поднимаются в пятой позиции на полупальцы. На третью восьмую рука поднимается в первую позицию, голова наклоняется к левому плечу, работающая нога поднимается на условное cou-de-pied.
На раз и опорная нога, опускаясь пяткой на пол, начинает demi plie, работающая нога постепенно вытягивается "вперед носком в пол, рука открывается на вторую позицию, голова поворачивается направо. На два и работающая нога, продолжая движение, скользит носком натянутых пальцев по полу вперед, опорная нога продолжает demi plie. На три и работающая нога подтягивается, возвращаясь к пятой позиции, опорная нога вытягивается, и обе ноги одновременно втягиваются в плотную пятую позицию на полупальцах. На четыре положение сохраняется. И является затактом к следующему battement soutenu (рис. 22).
Рис. 22. Battement soutenu вперед |
В конце упражнения рука опускается в подготовительное положение вместе с возвращением ног в пятую позицию. Battement soutenu во всех направлениях исполняют по тем же правилам.
Опорная нога, опускаясь с полупальцев, обязательно сохраняет натянутость, начиная demi plie только после того, как коснется пяткой пола.
Примечание. В battement soutenu особенно важна непрерывность, слитность движения: оно протекает совершенно ровно, без задержек. Корпус всегда подтянут, рука, лежащая на палке, и рука, открытая на вторую позицию, сохраняют правильное положение.
Вначале battement soutenu исполняют по четыре раза в каждом направлении раздельно, затем не более двух раз подряд: вперед, в сторону, назад и в сторону. В дальнейшем battement soutenu вперед и назад исполняют с поворотом головы к открытой на вторую позицию руке, в battement soutenu в сторону — остается положение головы en face.
Battement soutenu сочетается в упражнениях, как и battement fondu, с battement frappe и с battement double frappe.
Музыкальный размер 4/4. Характер музыкального сопровождения плавный, связный. Движение исполняют на один такт.
GRAND BATTEMENT JETE
Grand battement jete — движение с большим броском — как и в battement releve lent на 90°, развивает силу и легкость ног в танцевальном шаге.
Grand battement jete вперед. Исходное положение — пятая позиция, корпус подтянут и спокоен, ноги натянуты и выворотны, правая рука открыта на вторую позицию.
На раз работающая нога скользящим движением легко выбрасывается вперед, точно по прямой, на высоту не ниже 90°. На и натянутая и выворотная нога, сохраняя силу мышц, опускается вытянутым носком на пол. На два она возвращается скользящим движением в пятую позицию. На и сохраняется исходное положение.
Grand battement jete в сторону. Исходное положение — вышеизложенное.
На раз работающая нога скользящим движением легко выбрасывается в сторону, точно по прямой, на высоту не ниже 90°. На и натянутая и выворотная нога, сохраняя силу мышц, опускается вытянутым носком на пол. На два она возвращается скользящим движением в пятую позицию. На и сохраняется исходное положение. Grand battement jete в сторону повторяют, чередуя пятую позицию вперед и назад.
Grand battement jete назад. Исходное положение — пятая позиция, работающая нога сзади.
На раз работающая нога скользящим движением легко выбрасывается назад, точно по прямой, на высоту не ниже 90°. Корпус, усиливая подтянутость, слегка направляется вперед, плечи и бедра сохраняют ровность. На и натянутая и выворотная работающая нога, сохраняя силу мышц, опускается вытянутым носком на пол. На два она возвращается скользящим движением в пятую позицию, корпус выпрямляется, возвращаясь в исходное положение. На и сохраняется исходное положение.
На два заключительных аккорда правая рука опускается н подготовительное положение, голова поворачивается направо.
Примечание. Grand battement jete начинают изучать в сторону лицом к палке, затем так же назад; grand battement jete вперед изучают держась за палку одной рукой.
Вначале grand battement jete исполняют раздельно, по восемь раз в каждом направлении, затем — по четыре раза подряд: вперед, в сторону, назад и в сторону.
Необходимо следить за тем, чтобы рука, открытая на вторую позицию, и рука, лежащая на палке, сохраняли правильное положение, так как они имеют тенденцию смещаться, особенно в grand battement jete назад. Опорная нога все время сохраняет натянутость и выворотность, особенно в момент броска работающей ноги. Корпус подтянут и спокоен. При броске назад следует сдерживать неизбежный наклон корпуса, выпрямляясь, как только нога возвращается в исходное положение. Сильный бросок не должен нарушать ровности плеч и бедер. Положение головы в grand battement jete то же, что и при исполнении battement releve lent.
Музыкальный размер 2\4.Характер музыкального сопровождения энергичный, бодрый.- Вначале grand battement jete исполняют на два такта: один такт бросок, второй — остановка; затем на один такт и, наконец,— на каждую четверть, начиная движение за тактом на и.
BATTEMENT DEVELOPPE
Battement developpe— разворачивающееся движение — развивает силу ног и выворотность тазобедренного сустава, необходимую для так называемого танцевального шага, вырабатывает изящество основных поз классического танца.
Battement developpe вперед. Исходное положение — пятая позиция.
На два вступительных аккорда правая рука, приоткрываясь за тактом, открывается на вторую позицию.
На раз и работающая нога, вытянув подъем и пальцы, поднимается на условное cou-de-pied. На два и она скользит, не задерживаясь, по опорной ноге и, усиливая выворотность верхней части при подтянутом корпусе, поднимается до середины колена опорной ноги. На три и четыре работающая нога вытягивается вперед не ниже 90°, сохраняя уровень бедра, усиливая выворотность пятки. На раз и второго такта натянутая и выворотная нога фиксирует высоту. На два и три работающая нога медленно опускается по правилам battement releve lent. На четыре движение заканчивается в пятую позицию.
Battement developpe в сторону. Исходное положение — пятая позиция.
На раз и работающая нога, вытянув подъем и пальцы, поднимается на условное cou-de-pied. На два и она сколь-шт, не задерживаясь, по опорной ноге и, усиливая выворотность верхней части и подтянутость корпуса, поднимается до середины колена опорной ноги. На три и четыре работающая нога, повышая уровень верхней части, постепенно вытягивается в сторону не ниже 90°, сохраняя точное направление второй позиции. На раз и следующего такта натянутая и выворотная работающая нога фиксирует высоту. На два и три она медленно опускается по правилам battement releve lent. На четыре движение заканчивается в пятую позицию вперед (рис. 23).
Battement developpe в сторону повторяется, заканчиваясь в пятую позицию назад, и продолжается через cou-de-pied сзади. Работающая нога, вытянув подъем и пальцы, поднимается на cou-de-pied сзади, скользит, не задерживаясь, по опорной ноге, поднимается до уровня колена и вытягивается в сторону. Зафиксировав высоту, работающая нога опускается в пятую позицию вперед.
Battement developpe назад. Исходное положение — пятая позиция, правая нога сзади.
На раз и работающая нога, вытянув подъем и пальцы, поднимается на cou-de-pied сзади. На два и скользит, не задерживаясь, по опорной ноге и, усиливая выворотность верхней части ноги при подтянутом корпусе, поднимается до уровня колена опорной ноги. На три и четыре колено работающей ноги сильно отводится назад, ее верхняя часть поднимается как можно выше, и она вытягивается назад точно по прямой, не ниже 90°. Корпус, усиливая подтянутость, слегка направляется вперед. Плечи и бедра сохраняют ровность. На раз и следующего такта натянутая и выворотная работающая нога фиксирует высоту. На два и три работающая нога медленно опускается по правилам battement re-leve lent, корпус выпрямляется в исходное положение вместе с возвращением ноги в пятую позицию.
На два заключительных аккорда правая рука опускается в подготовительное положение, голова поворачивается направо.
Примечание. Battement developpe в сторону и назад начинают изучать лицом к палке, вперед — держась за палку одной рукой. Сначала battement developpe исполняют раздельно по четыре раза в каждом направлении, затем по два подряд: два — вперед, два — в сторону, два — назад и два — в сторону.
В battement developpe работающая нога предельно вы-воротна, опорная нога натянута и выворотна. Корпус подтянут, особенно в момент его неизбежного наклона при исполнении battement developpe назад. Рука, открытая на вторую позицию, и рука, лежащая на палке, сохраняют правильное положение, так как они имеют тенденцию смещаться. Голова в начале изучения сохраняет положение en face. Впоследствии battement developpe вперед и назад исполняют с поворотом головы к открытой на вторую позицию руке; в battement developpe в сторону остается положение головы en face.
В начале изучения battement developpe рука открывается на два вступительных аккорда во вторую позицию и на два заключительных аккорда опускается в подготовительное положение. В дальнейшем рука сопровождает движение: приоткрываясь за тактом, пока нога поднимается из пятой позиции до колена, она поднимается в первую позицию, голова слегка наклоняется налево, взгляд направлен на кисть руки; когда нога вытягивается, рука открывается на вторую позицию, голова поворачивается направо. В конце упражнения рука вместе с ногой медленно опускается в исходное положение.
Музыкальный размер 4/4. Характер музыкального сопровождения плавный, связный.
GRAND BATTEMENT JETE PIQUE
Grand battement jete pique — движение с высоким колющим броском — исполняют по правилам grand battement jete.
Исходное положение — пятая позиция.
Движение начинается за тактом. Натянутая работающая нога скользящим движением бросается из пятой позиции на высоту не ниже 90°. На раз она опускается, сохраняя напряжение всех мышц, и, прикоснувшись к полу носком, на и повторяет бросок; на два работающая нога возвращается скользящим движением в пятую позицию. Я является затактом для броска ноги.
Примечание. В grand battement jete pique во всех направлениях носок работающей ноги прикасается к полу в точке против пятки опорной ноги. Опорная нога все время натянута и выворотна, особенно в момент броска. Корпус подтянут и спокоен. При броске ноги назад следует сдерживать неизбежный наклон корпуса, выпрямляясь, как только нога опускается на пол. Сильный бросок ноги не должен нарушать ровности плеч и бедер. Рука, лежащая на палке, и рука, открытая на вторую позицию, сохраняют правильное положение в момент броска. Вначале grand battement jete pique чередуют с grand battement jete, затем их исполняют по нескольку раз подряд в одном направлении.
Музыкальный размер 2/4 4/4. Характер музыкального сопровождения тот же, что и в grand battement jete.
ROND DE JAMBE PAR TERRE НА РЫЁ EN DEHORS
Исходное положение — первая позиция. За тактом — правая рука открыта на вторую позицию, поворот головы направо.
На раз demi plie в первой позиции, правая рука опускается в подготовительное положение. На и работающая нога скользящим движением вытягивается вперед, правая рука поднимается в первую позицию, голова слегка наклоняется к левому плечу, взгляд направлен на кисть руки. На два и работающая нога, сохраняя выворотность, скользит по полу, описывая носком полукруг, в сторону второй позиции, правая рука открывается на вторую позицию, голова поворачивается направо, взгляд следует за кистью руки. На три и работающая нога, усиливая выворотность, продолжает чертить носком по полу полукруг назад, останавливая носок против пятки -опорной ноги, подтянутый корпус слегка направляется вперед, голова, в повороте направо, продолжает линию корпуса. Опорная нога все время сохраняет demi plie. На четыре опорная нога вытягивается, работающая нога нозвращается а первую позицию по правилам battement Irndu, корпус подтягивается, рука опускается в подготовительное положение, поворот головы направо.
ROND DE JAMBE PAR TERRE HA PLIE EN DEDANS
Исходное положение — первая позиция.
За тактом — правая рука открыта на вторую позицию, поворот головы направо. На раз demi plie в первой позиции, правая рука опускается в подготовительное положение. На и работающая нога, усиливая выворотность, вытягивается скользящим движением назад, правая рука поднимается в первую позицию, голова слегка наклоняется к левому плечу, взгляд направлен на кисть руки. На два и, при подтянутом корпусе, работающая нога, усиливая выворотность, скользит по полу, описывая носком полукруг в сторону второй позиции, правая рука открывается на вторую позицию, голова поворачивается направо, взгляд следует за кистью руки. На три и работающая нога, усиливая выворотность, продолжает чертить носком по полу полукруг вперед, носок останавливается против пятки опорной ноги, голова сохраняет поворот направо. Опорная нога все время сохраняет demi plie. На четыре опорная нога вытягивается, работающая нога возвращается в первую позицию по правилам bat-tement tendu, правая рука опускается в подготовительное положение, поворот головы направо.
Rond de jambe par terre на plie обычно завершает rond de jambe par terre.
Характер музыкального сопровождения плавный, слитный. Музыкальный размер 4Д- Вначале rond de jambe par terre на plie изучают на два такта: на раз demi plie, на два нога вытягивается вперед, на три скользит в сторону, на четыре положение сохраняется; на раз и два второго такта нога скользит назад, на три движение заканчивается в исходное положение, на четыре это положение сохраняется. Затем rond de jambe par terre на plie исполняют на один такт.
ПЕРЕГИБЫ КОРПУСА
Перегиб корпуса назад и в сторону изучают в конце экзерсиса лицом к палке в первой позиции. Необходимо следить, чтобы во время перегиба не нарушались натянутость ног и подтянутость бедер. Третье port de bras1 также сначала изучают как самостоятельное упражнение у палки в первой позиции, затем — сочетая его с одним из упражнений экзерсиса. При исполнении третьего port de bras рука, лежащая на палке, сохраняет правильное положение.