Бщие положения о стандартах организации
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по образовательной
политике
____________В.Я. Шевченко
«___»______________2013 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«РАЗРАБОТКА НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ»
для студентов всех форм обучения
направления подготовки
051000.62 Профессиональное обучение (по отраслям)
профиля подготовки «Машиностроение и материалообработка»
профилизации «Сертификация, метрология и управление качеством в машиностроении»
Екатеринбург
РГППУ
Рабочая программа дисциплины «Разработка нормативных документов». Екатеринбург, ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», 2013. 17 с.
Настоящая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций Примерной основной образовательной программы по направлению подготовки 051000.62 Профессиональное обучение (по отраслям).
Составитель: | канд. пед. наук, доцент | Т.Б. Соколова |
Рецензент: | канд. физ.-мат. наук, доцент | Е.В. Кононенко |
Одобрена на заседании кафедры КМ. Протокол от 27 марта 2013 г. № 8.
Заведующий кафедрой материаловедения, технологии контроля в машиностроении и методики профессионального обучения | Б.Н. Гузанов |
Рекомендована к печати методической комиссией Машиностроительного института РГППУ. Протокол от №.
Председатель методической комиссии МаИ | А.В. Песков | |
СОГЛАСОВАНО Зав. сектором инспектирования ИМО УМУ | С. В. Пеннер | |
Директор МаИ | А.А. Жученко |
© ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», 2013
© Соколова Т.Б., 2013 |
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Целью изучения курса «Разработка нормативных документов» является формирование у студентов знаний, умений в области разработки структуры и содержания нормативных и технических документов, информационной основы для эффективного осуществления профессионально-педагогической деятельности, связанной с вопросами технического регулирования.
Задачи дисциплины:
• ознакомление с нормативной документацией по стандартизации;
• овладение основами разработки, согласования и внедрения технических условий;
• овладение основами разработки стандарта организации.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО
Дисциплина относится к вариативной части Профессионального цикла дисциплин учебного плана подготовки бакалавров профессионального обучения по профилизации «Сертификация, метрология и управление качеством в машиностроении» профиля «Машиностроение и материалообработка».
Для изучения данной учебной дисциплины необходимы следующие знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами:
Из курса «Математика»:
Знания: основных областей приложения рассматриваемых математических моделей
Умения: свободно оперировать основными математическими понятиями и категориями.
Из курса «Основы расчета и проектирования измерительных механизмов»:
Умения: оформлять техническую и организационно-распорядительную документацию по установленным нормам; определять номенклатуру измеряемых и контролируемых параметров продукции и технологических процессов
Владения: опытом практического выполнения заданий по разработке, пересмотру, актуализации и применению нормативных документов при расчете и проектировании механизмов;
Из курса «Начертательная геометрия и компьютерная инженерная графика»:
Знания: о требованиях стандартов системы ЕСКД
Из курса «Нормирование точности и технические измерения»:
Знания: об основных государственных актах и нормативно-технических документах по метрологии, стандартизации и взаимозаменяемости; положений взаимозаменяемости и системы допусков и посадок в машиностроении; систему допусков и посадок для типовых соединений в машинах и принципах ее построения
Умения: применять стандарты и технические условия для решения практических задач взаимозаменяемости; работать со справочной, технической и технологической документацией
Владения: практическими навыками работы со стандартами
Из курса «Производственное обучение»:
Знания: основных положений действующей нормативно-технической документации, техническую документацию на приемку и учет принятой и бракованной продукции;
Из курса «Оборудование отрасли»:
Знания: основной номенклатуры металлорежущего оборудования и средств технологического оснащения; современных методов обеспечения точности и качества продукции машиностроения; основных понятий и положений технологии машиностроительного производства; основ проектирования технологических процессов изготовления машин, обеспечивающих заданное качество;
Умения: оформлять техническую, технологическую и организационно-распорядительную документацию по установленным нормам; определять номенклатуру измеряемых и контролируемых параметров продукции и технологических процессов, устанавливать оптимальные нормы точности измерений, достоверности контроля, выбирать средства измерений и контроля;
Владения: опытом практического выполнения заданий по разработке, пересмотру, актуализации и применению нормативных документов при разработке технологического процесса обработки деталей машин и механизмов; опытом практического выполнения заданий по разработке, пересмотру, актуализации и применению нормативных документов при проектировании технологического процесса обработки деталей машин и механизмов.
Перечень последующих учебных дисциплин, для которых необходимы знания, умения и владения, формируемые данной учебной дисциплиной:
· Прикладная метрология;
· Подтверждение соответствия продукции машиностроения;
· Стандартизация изделий и технологий производства в машиностроении;
· Основы теории и технологии управления;
· Технический контроль в машиностроении;
· Современные концепции управления качеством;
· Технологическая практика.
3. КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТА, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
а) общекультурные:
· владеет культурой мышления, знает общие законы, способен в письменной и устной речи правильно (логически) оформить его результаты (ОК 18);
· способен осуществлять подготовку и редактирование текстов, отражающих вопросы профессионально-педагогической деятельности (ОК 22);
· способен самостоятельно работать на компьютере (элементарные навыки) (ОК 23);
· готов анализировать информацию для решения проблем возникающих в профессионально-педагогической деятельности (ОК 27);
б) профильно-специализированные:
· способен участвовать в разработке проектной и рабочей технической документации машиностроительного производства (ПСК-1.3);
· готов изучать научно-техническую информацию, отечественный и зарубежный опыт в области технического регулирования, метрологии и управления качеством (ПСК- 2.2);
· способен оформлять техническую, технологическую и организационно-распорядительную документацию по установленным нормам (ПСК-3.2);
· готов осуществлять экспертизу нормативной и технической документации (ПСК-3.3);
· способен актуализировать базы нормативной документации по вопросам технического регулирования и метрологии в организации (ПСК-3.5);
По окончании изучения курса студент должен
Знать:
· документы национальной системы стандартизации по вопросам структуры и требований к стандартам организации и техническим условиям;
· особенности стандартов организации и технических условий, применяемых на предприятии;
· структуру и правила оформления нормативных документов.
Уметь:
· проводить идентификацию продукции;
· проводить поиск стандартов различных категорий, регламентирующих объект нормирования;
· формировать содержание разделов стандарта организации и технических условий.
Владеть / быть в состоянии продемонстрировать:
· приемами поиска необходимых нормативных документов;
· методикой использования общероссийского классификатора продукции при идентификации продукции.
4. СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ
4.1 Объем дисциплины и виды учебной работы
Таблица 1
Вид учебной работы | Форма обучения (Всего зачетных единиц (часов)) | |||
Очная с полным сроком обучения, 5-й семестр | Очная с сокращенным сроком обучения, 4-й семестр | Заочная с полным сроком обучения, 6-й семестр | Заочная с сокращенным сроком обучения, 6-й семестр | |
Общая трудоемкость дисциплины | 4 (144) | 4 (144) | 4 (144) | 4 (144) |
Аудиторные занятия | 1,7 (60) | 1,7 (60) | 0,4 (16) | 0,4 (14) |
лекции | 1,3 (44) | 1,1 (40) | 0,3 (12) | 0,2 (8) |
практические занятия | 0,4 (16) | 0,6 (20) | 0,1 (4) | 0,2 (6) |
Самостоятельная работа | 2,3 (84) | 2,3 (84) | 2,4 (128) | 3,6 (130) |
изучение теоретического курса | 0,2 (6) | 0,2 (6) | 1,4 (50) | 1,4 (50) |
контрольная работа | - | - | 1,4 (50)- | 1,4 (50)- |
домашние задания | 0,7 (20) | 0,7 (20) | ||
подготовка к экзамену | 0,3 (18) | 0,3 (18) | 0,6 (28) | 0,8(30) |
Вид промежуточного контроля | экзамен | экзамен | экзамен | экзамен |
4.2 Содержание и тематическое планирование дисциплины по очной форме с полным сроком обучения
Таблица 2
№ п/п | Разделы учебной дисциплины | Семестр | Неделя семестра | Виды учебной деятельности и трудоемкость (в часах) | Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам) | |||
Лекции | Практические занятия | СРС | Консультации | |||||
1. | Введение | - | - | Еженед. | ||||
2. | Разработка стандартов организации | 2-7 | Еженед. | Выполнение самост., домашних заданий (3,5,6). Участие в практ. занятии (2,6). Рубежный контроль №1 (7). | ||||
3. | Разработка технических условий | 8-15 | Еженед. | Выполнение самост., домашних заданий (8,9,13). Рубежный контроль №2 (14). Участие в практ. занятии (8,10,12). | ||||
4. | Подготовка к экзамену | |||||||
Итого за семестр | Экзамен | |||||||
Всего за курс | Экзамен | |||||||
4.3 Содержание дисциплины
Введение
Нормативные документы по стандартизации в РФ. Виды нормативных документов на предприятии. Общероссийский классификатор стандартов. Классификация и кодирование нормативных документов на предприятии. Принцип «обеспечения условий для единообразного применения стандартов».
Раздел 1. Разработка стандартов организации
бщие положения о стандартах организации
Цели стандартизации в организации. Общие положения. Стандарт организации в системе документации СМК.