Формирование просодических компонентов речи

Дыхательно-голосовые упражнения объединяются с рабо­той по формированию просодических компонентов речи — ее темпа, ритма, интонации. Формирование просодических ком­понентов речи направлено в первую очередь на развитие темпо-ритмических речевых характеристик, далее — на совер­шенствование плавности произношения и развитие интонаци­онной выразительности.

Развитие темпо-ритмических структур проводится в нере­чевом и в речевом плане. Для развития темпо-ритмических структур вне речи ребенку предлагается воспроизвести хлоп-

ками или ударами ладонью по столу заданный ритм. Эта за­дача для детей с ДЦП часто является очень сложной. Если у ребенка есть выраженные трудности, начинают с обучения воспроизводить только один хлопок. Далее его учат различать и воспроизводить один хлопок и два хлопка. Для детей с ги­перкинетической и особенно с атонически-астатической фор­мой ДЦП может потребоваться опора на логический уровень. Ребенку предлагается считать количество воспринимаемых и воспроизводимых хлопков. В дальнейшем ему разъясняют, что последовательность хлопков может быть ритмичной или аритмичной: «Я хлопнула один раз, подождала, а потом хлоп­нула еще два раза».

Развитию темпо-ритмического чувства способствует рабо­та с ритмическими схемами. Детям предлагается воспроизве­сти прослушанный ритмический рисунок с помощью выкла­дывания палочек на столе, а затем — хлопками с опорой на эту схему. Далее к хлопкам присоединяется произношение звуков. Например, теплоход сигналит: у — у-у. Затем ребенку предлагается воспроизвести темпо-ритм, заданный речевыми звуками, слогами. После этого предлагается воспроизведение слов, словосочетаний с акцентом на ударном слоге, с опреде­ленным ритмическим рисунком.

К работе по развитию просодики относится и работа над' четкостью произношения — дикцией. Для этого прежде всего отрабатывается произношение артикуляционно простых сло­гов. Например, детям предлагается изобразить звук пулемета та-та-та или ба-ба-ба. Слоги при этом произносятся утри­рованно четко с некоторой задержкой на смычных согласных.

Далее предлагается произношение фонетически простых слов, словосочетаний или коротких фраз. Для этого можно использовать чистоговорки, потешки, например: ба-ба-ба — банка, бы-бы-бы — у меня бобы. Этот материал произносится сначала медленно, а потом — более быстро, но главным ус­ловием является чистота и четкость произношения. На таком простом материале отрабатывается изменение интонации.

Затем предлагается произношение фонетически простых скороговорок в медленном темпе, например: от топота копыт



18S



Глава VII. Методика логопедической работы при дизартрии...

Направления логопедической работы по формированию...



пььгъ по полю летит. При этом сначала необходимо разобрать смысл скороговорки, далее — объяснить, что при ее произноше­нии мы как бы имитируем топот, т. е. произносим звуки так четко, что они «отлетают от зубов». Постепенно темп произно­шения можно ускорять и на материале скороговорки работать над изменением интонации и смещением логического ударения.

Управление формированием артикуляционного праксиса. Формирование правильного звукопроизношения во всех по­зициях — от изолированного произношения до произноше­ния в связной речи — это и есть формирование артикуляци­онного праксиса. Основным условием успешною его форми­рования является последовательная отработка всех компонентов артикуляции, начиная с базовых, с постепенным добавлением к ним новых элементов. На каждом этапе формирования звука необходимо подключать слуховой и зрительный контроль.

Артикуляцию следует формировать по ходу звука, т. е. сна­чала вырабатывать необходимый способ подачи воздушной струи, затем для гласных, соноров и шумных звонких присо­единять к воздушной струе голосоподачу. Далее необходимо тщательно отработать подачу голосодыхателыюй струи к фо­кусу артикуляции. Следующий момент для язычных звуков — выработка позиции языка, для губных звуков ■- выработка позиции губ.

Рассмотрим, как этот подход применяется в формирова­нии артикулем русского языка. Прежде всего нужно сказать о том, что последовательность работы по формированию арти­кулем должна определяться индивидуально. Сначала необхо­димо поработать над улучшением звучания тех фонем, кото­рые ребенок воспроизводит без искажений. В процессе такой работы появляются возможности произвольного управления собственным произношением и укрепляются те сохранные звенья, которые будут опорой в дальнейшей работе. При оп­ределении последовательности работы над сохранными фоне­мами ориентиром является развитие фонематической системы в онтогенезе. В дальнейшем, при переходе к коррекции непра­вильно произносимых фонем, нужно в первую очередь работать над теми, которые у данного ребенка лучше корригируются.

Для постановки звука [А] необходимо отработать подачу достаточно сильной воздушной струи, направленной в ротовую полость. Русский язык обладает «полетностью» звучания за счет того, что в нем много звуков с фокусами образования в передних отделах артикуляционного аппарата. Гласный [А] — среднего ряда и нижнего подъема языка, т. е. язык лежит прак­тически плашмя на /х\\а рта. Это позволяет отработать свобод­ное прохождение воздушной струи в передние отделы артику­ляционного аппарата.

Далее к воздушной струе необходимо присоединить мяг­кую голосоподачу. Для раскрепощения голосового отдела можно использовать озвученный вздох, постепенно усиливая звучание гласного и сводя придыхательный компонент к ми­нимуму.

[А] — частотный звук, один из опорных звуков, являющих­ся центром синтагм, с его произношением часто бывает со­пряжена интонация. Поэтому на материале звука [А/ полезно поработать над долготой и модуляцией звучания.

Звук [О] относится к гласным заднего ряда среднего подъема, но тенденция образования звуков в передних отде­лах проявляется и здесь. Воздушная струя направляется впе­ред за счет дополнительного фокуса образования — лабиа­лизации. Поэтому сначала отрабатывается подача воздушной струи на губы, изменяя положение губ, постепенно приводя положение губ к такому, как при артикуляции [О].

Затем отрабатывается голосоподача. Для этого можно вос­пользоваться навыком голосоподачи, как при звуке [А]. Во время протяжного произношения звука [А] создается положе­ние губ, необходимое для артикуляции /О]. В некоторых слу­чаях это может привести к тому, что ребенок уже правильно произнесет звук, т. е. он с опорой на слуховое восприятие непроизвольно найдет и нужную позицию языка.

Как поднять заднюю часть спинки языка? Если ребенок достаточно большой, чтобы понять такую инструкцию, ло­гопед сначала пытается объяснить ему, что нужно сделать. В практике работы с детьми с ДЦП был выработан такой подход: когда у ребенка что-то не получается произвольно,





Глава VII. Методика логопедической работы при дизартрии...

Направления логопедической работы по формированию...



нужная позиция или движение сначала формируются с ис­пользованием помощи извне или при помоши изменения по­ложения тела. Если требуется поднять заднюю часть языка ребенка, следует слегка нажать шпателем на переднюю часть языка и отодвинуть его вглубь. Также можно запрокинуть голову ребенка, и язык механически займет подобное поло­жение.

Во время постановки звука логопед постоянно фиксирует слуховое внимание на полученном звучании и стимулирует ребенка к тому, чтобы он использовал свои имитационные возможности.

Гласный [У] — заднего ряда верхнего подъема, лабиализо­ванный. Различия между [О] и [У] состоят в степени подъема задней части языка и в степени сужения ротового отверстия. Соответственно с опорой на слух необходимо подкорректиро­вать артикуляцию.

Для формирования гласного переднего ряда верхнего подъема fffj необходимо, используя базовый звук (Л], продви­нуть кончик языка вперед до упора в нижние резцы. При этом кончик языка как бы зацепляется за нижние резцы, а перед­няя часть спинки языка приподнимается в виде горки. Если ребенок не может произвольно это сделать, логопед кладет ребенка на высокую кушетку лицом вниз, чтобы его голова свешивалась, и работает в таком положении, поддерживая ру­кой лоб ребенка.

Гласный /3/,'"так же как [И], — переднего ряда, но сред­него подъема. Соответственно степень подъема языка должна быть меньше, чем при произнесении [И]. Поэтому при его постановке можно во время произношения [И] слегка нажать шпателем на переднюю часть спинки языка.

Гласный (Ы) — среднего ряда верхнего подъема. Для его постановки нужно во время произношения [И] немного ото­двинуть язык вглубь, сохраняя положение языка в виде горки.

Для постановки звука [М] нужно во время произношения звука [У] плотно сомкнуть губы. Если ребенок не делает это самостоятельно, логопед помогает ему, смыкая губы большим и указательным пальцами.

Вызвать звук [M'j можно в сочетании и-ммм-и. Ребенку предлагается произнести эти звуки протяжно сначала по от-лсльности, а затем — слитно без пауз.

Для произношения /Я/ ребенку предлагается длительно произносить звук [М], затем произносить этот звук, прижав кончик языка губами, далее — то же самое, слегка покусывая кончик языка. Во время этих покусываний слышится звук [Н]. Логопед фиксирует слуховое внимание на полученном звуке и предлагает ребенку воспроизвести его, прижав кончик языка к нёбу; внутренней поверхности верхних передних рез­цов; внутренней поверхности нижних передних резцов.

Для образования звука [Н'] кончик языка устанавливается за нижние зубы, и а таком положении ребенку предлагается произносить сочетание и-ннн-и.

Чтобы поставить звук /£/, нужно во время произношения [У] кратковременно соединить губы. Если ребенок не смыкает губы, ему можно помочь руками.

Звук [Б'] ставится в сочетании би-би.

Для постановки звука [П] ребенку предлагается вытянуть губы трубочкой и подуть. Далее кратковременно соединить губы. Можно помочь ребенку пальцами.

Звук f/7'J ставится в слоге пи. Ребенку предлагается изо­бразить писк цыпленка. Можно во время произнесения звука /Я/ короткими движениями несколько раз соединить губы.

Для постановки звука [В] нужно во время произнесения [У] прижать нижнюю губу к верхним резцам.

Звук [В'] можно поставить в сочетании и-ввв-и.

Звук /Ф] образуется путем прохождения воздушной струи через шель между верхними резцами и нижней губой. Соот­ветственно для его постановки нужно попросить ребенка по­дуть через губы, сложенные в трубочку, и прижать при этом нижнюю губу к верхним резцам.

Звук [Фу ставится в сочетании и-ффф-и.

Звук [Д] образуется в момент прорыва воздушной струей смычки передней части спинки языка с резцами или передней частью нёба. Для его образования можно предложить ребенку произносить ба-ба-ба, положив кончик языка между губами.




'■ 2107



Глава VII. Методика логопедической работы при дизартрии...

Направления логопедической работы по формированию...



Далее губы отодвигают, и согласный звук образуется в момент прикусывания языка — слышится да-да-да. После фиксации слухового внимания на этом звуке ребенку предлагают про­износить звук с упором кончика языка во внутренние по­верхности передних резцов — поочередно верхних и нижних, а затем — с касанием кончиком языка передней части нёба. Если возникают проблемы с вытягиванием языка вперед, можно попытаться поставить звук, переведя ребенка в поло­жение лежа лицом вниз.

Звук [Д'] можно поставить в сочетании u-d-и. Для поста­новки [ДУ лучше использовать позицию с упором кончика языка в нижние резцы.

Звук [Т] ставится аналогично звуку [Д] от базовых слогов па-па-па.

Звук /Ту — в сочетании и-т-и. Кончик языка можно при­держивать за нижними резцами шпателем.

Звук [Г] образуется посредством смычки задней части спинки языка с нёбом. Для его постановки можно исполь­зовать прием перемещения смычки языка с нёбом из перед­них отделов артикуляционного аппарата в задние. Для этого во время произнесения слогов da-da-da нужно нажать шпа­телем на кончик языка и сдвинуть его в глубь рта до полу­чения на слух нужного звучания.

Если этот прием неэффективен, можно попробовать по­ставить звук, переведя ребенка в положение лежа на спине или сидя с запрокинутой головой.

Аналогично ставится звук [К] — от слогов та-та-та. Звуки [Г'] и [К'] образуются при прорыве воздушной струей смычки языка с нёбом в средне-задней части артику­ляционного аппарата. Поэтому они могут быть поставлены аналогично тому, как ставятся звуки [Г} и (К]. При произ­ношении открытых слогов с переднеязычными звуками язык нужно отодвинуть вглубь несколько меньше, чем это требу­ется для твердых заднеязычных звуков.

Звук [X] — это, по сути, простои выдох через рот, поэтому специальная его постановка не требуется. [X'J можно поставить в сочетании и-ххх-и.

J 94

Среднеязычный согласный //// может быть поставлен с использованием базового гласного [И]. Для этого ребенку предлагается протяжно произносить сочетание аааашши, да-кт в этом сочетании необходимо произнести звук [И] макси­мально кратко — получится ай. Аналогично этот звук ставится is позиции, предшествующей гласному: предлагается протяжно произносить ииииаааа, далее — максимально сократить звук / И] до получения звучания [Я].

Перечисленные выше звуки редко требуют специальной постановки при дизартрии. Обычно после формирования или уточнения соответствующих фонематических представлений ребенок самостоятельно находит правильное их звучание. Как правило, специальная помощь требуется при постановке сви-

(ЧЯЩИХ, ШИПЯЩИХ И [Л/, [JT'J, [Р], [P'J.

При дизартрии эти звуки нужно ставить медленно, ступен­чато, отрабатывая каждый компонент и присоединяя новые компоненты к уже отработанным. Хорошо и быстро автома­тизируются только хорошо поставленные звуки. Качественная постановка всегда требует времени, так как совершается «под­гонка», «притирка» элементов движения. Если логопед про­пускает какие-то элементы или отрабатывает их разрозненно, то их слияние происходит уже в процессе автоматизации, обычно медленно и не всегда успешно.

Для постановки звука [3] необходимо прежде всего отра­ботать продувание плавной воздушной струи по средней ли­нии языка в передние отделы артикуляционного аппарата. После проведения обычных дыхательных упражнений логопед предлагает ребенку поставить ладонь под подбородок и подуть на нее — на ладони возникает ощущение холодной воздушной струи.

Далее к воздушной струе присоединяется голос — возни­кает звук, сходный со звуками [У], [В].

Следующим моментом является создание ощущения голо-содыхательной струи на кончике языка. Для этого ребенку предлагается положить кончик языка на нижнюю губу таким образом, чтобы он ровно закрывал ее. В этом положении он ставит ладонь под подбородок и подает голосодыхательную

Глава VII. Методика логопедической работы при дизартрия...

Направления логопедической работы но формированию...



струю. На ладони и кончике языка ощущается прохождение холодной воздушной струи, при этом слышится звук, близкий к [В].

После того как ребенок уверенно выполняет данное уп­ражнение, ему предлагается оскалить зубы и положить кончик языка между резцами так, чтобы край языка ровно лежал на нижних резцах, а верхние резцы легко касались языка, но не прижимали его. В таком положении подается голосодыха-тсльная струя, и слышится звук, похожий на [3].

Далее необходимо отработать ощущение легкого касания кончика языка, так как в дальнейшем потребуется, чтобы он легко, без напряжения касался внутренней поверхности ниж­них резцов. Для этого логопед просит ребенка высунуть кон­чик языка и щекочет его шариковым зондом. Спрашивает ребенка, почувствовал ли он щекотание? Затем предлагает провести несколько боковых движений языком с касанием нижних резцов до ощущения шекотки.

После того как ребенок научится легко касаться кончиком языка нижних резцов, ему предлагается снова произнести звук на оскале в межзубном положении, а затем — выполнить то же самое с легкими боковыми движениями широким кончи­ком языка. Далее, с такими же боковыми движениями, нужно убрать кончик языка за нижние резцы. Во время этого упраж­нения у ребенка должно сохраняться ощущение щекотания кончика языка и голосодыхательная струя должна подаваться непрерывно. При.,этом полученный межзубно прообраз звука [3] должен приобрести необходимое звучание.

К полученному правильному звучанию привлекается внима­ние ребенка и предлагается самостоятельно его воспроизвести, уже ориентируясь на собственный слух. При необходимости процесс постановки из межзубного положения повторяется.

При такой постановке звука обычно звук /С/ корригиру­ется спонтанно по мере автоматизации звука [3]. При необ­ходимости звук [С] ставится по приведенной выше схеме по­становки звука [3] без включения голоса.

Звук [3 ] ставится в сочетании и-ззз-иии; [С] — в сочета­нии и-есс-иии.

Звук [Ц'} также обычно корригируется спонтанно после автоматизации [С] и формирования фонематических пред­ставлений. Если требуется специальная постановка, то ис­пользуется сочетание а~т-с или аналогичное сочетание с дру-i им гласным. Это сочетание нужно произносить с ускорением. Для постановки звука [Ж] необходимо отработать продува­ние воздушной струи через середину распластанного языка. Далее — положить распластанный кончик языка на верхнюю губу так, чтобы он ровно закрывал ее, и подуть. На кончике носа толжно возникнуть ощущение теплой воздушной струи. Если ребенок не может положить язык на верхнюю губу, можно вы­полнить упражнения на присасывание языка к верхней губе и укладывание языка в верхнее преддверие рта. Можно придержи­вать язык на верхней губе с помощью нижней губы, приподни­мая ее пальцем. (В логопедии высказывается мнение о том, что 1акая поддержка представляет из себя синкинезию, с которой надо бороться. На самом деле синкинезии являются показателя­ми стволовых нарушений и, следовательно, являются непроиз­вольными движениями. В данном случае подключение нижней губы осуществляется произвольно, а для перевода произвольно-i о движения на непроизвольный уровень требуется, как извест­но, длительная автоматизация.)

Далее к подаче воздушной струи на кончик носа присо­единяется голос и слышится звук, похожий на [В].

Когда усвоена предыдущая позиция, нужно во время по­дачи голосодыхательной струи медленно убирать язык за верх­ние зубы на оскале до получения звука [Ж].

Одна из распространенных в логопедической практике оши­бок — постановка губ в виде рупора при артикуляции шипящих. У детей с дизартрией это провоцирует сужение языка и подъем его средней части. Нужно ставить звуки в положении оскала, при этом язык обычно распластывается. В дальнейшем при автома­тизации положение губ устанавливается соответственно артику­ляции соседних звуков.

Звук [Ж] при дизартрии успешно ставится и с помощью зондов. Для этой цели можно использовать «короткий клюв» или «печатку», которые подводятся под переднюю часть


Глава VI [, Методика логопедической работы при дизартрии...

Направления логопедической работы по формированию...



языка. Ребенку предлагается пожужжать. Далее внимание ре­бенка фиксируется на нужном звучании. Затем логопед, слегка перемещая зонд вперед-назад, меняет звучание и просит ре­бенка движениями головы ответить, правильно или непра­вильно звучит звук. (Есть жук, или он улетел?) После этого логопед предлагает ребенку самому взять зонд и «поискать у себя во рту нужный звук». Обычно при таком подходе ребенок скорее осваивает самостоятельное произношение, нежели мо­жет реально помочь себе зондом.

Вопреки расхожим представлениям, для произношения зву­ка [Ж] требуется небольшой подъем кончика языка, причем щель для прохождения воздуха образуется неширокая и не ровно посередине, так как тело человека вообще несимметрично. По­этому с помощью зонда не столько задается поза языка, сколько создается тот акустический эталон, к которому стремится ребе­нок. Поза языка при этом индивидуальна в соответствии со стро­ением и моторными возможностями ребенка.

Звук [UI] обычно спонтанно корригируется после автома­тизации [Ж] или ставится по той же схеме, что и [Ж], но без включения голоса.

Звук [Щ] можно поставить в сочетании и-шшш-иии. Можно использовать зонды аналогично постановке звука [Ж].

Звук /'//ставится в сочетании а-ть-щ или в аналогичном сочетании с другим гласным.

Звук /У//следует ставить после отработки подачи воздушной струи в передние отделы артикуляционного аппарата. Для этого звука особенно важно, чтобы голосодыхательная струя не фоку­сировалась в задних отделах, потому что вследствие подъема зад­ней части языка воздушная струя часто уходит в нос.

Для постановки звука [Л] нужно сначала попросить ребен­ка пропеть а-а-а с широко открытым ртом. Далее во время пропевания касаться узким кончиком языка поочередно то нижней, то верхней губы. Затем логопед просит ребенка по­казать кончиком языка середину верхней губы и слегка нажать на нес. После этого ребенку предлагается во время пропевания а-а-а несколько раз плотно прижимать узкий кончик языка к середине верхней губы. При этом получаются мелодичные

слоги ла-ла-ла. Внимание ребенка фиксируется на получен­ном звуке [Л] и предлагается повторить упражнение, переме­тая кончик языка к верхним резцам и убирая за резцы к их корням.

При выраженных нарушениях координации ребенку трудно устанавливать кончик языка на середину верхней губы. В та­ких случаях ему предлагается ставить язык к верхнему пред­дверию рт, слегка фиксировать его кончик в преддверии и далее выполнять упражнение в такой позиции.

Не рекомендуется ставить звук [Л], прикусывая кончик языка, так как при этом не формируется необходимый прогиб и средней части языка и при переводе языка за верхние зубы часто получается полусмягченный звук. Кроме того, при этом способе постановки звук часто получается с напряжением и эффектом «сдавленности».

Для получения звука [Л'] нужно плотно прижать перед­нюю часть спинки языка к нёбу так, чтобы кончик языка касался зубов. Это можно сделать с помощью шарикового зонда или чистого пальца.

Существует много приемов постановки звука [Р]. Необхо­димо добиться, чтобы вибрировал поднятый передний край широко распластанного языка. Поэтому сначала нужно убе­диться в том, что подъему широкого языка не мешает подъ­язычная связка. При укороченной связке необходима консуль­тация хирурга. В том случае, если проблема не решается путем оперативного вмешательства, осуществляется растягивание связки с помощью упражнений. Для растягивания связки при­меняются любые упражнения на движения языка, особенно вверх. Это могут быть облизывание губ с широко раскрытым ртом, облизывание нёба в переднезаднем направлении, вытя­гивание языка к носу и т. п.

При постановке [PJ важно сформировать ощущение воз­душной струи на кончике языка. Для этого можно применить задувание на кончик носа при укладывании широкого языка на верхнюю губу — так же, как при постановке звука [Ж].

Следующим этапом является отработка подвижности ши­рокого кончика языка. Для этого применяются присасывание





Глава VII. Методика логопедической работы при дшартрии...

Напраиления логопедической работы по формированию...



кончика языка к небу («цоканье»), «болтушка» (быстрое вы­совывание языка изо рта и втягивание обратно со звуками бл-бл-бл) и т. п.

Далее ребенку предлагается на оскале распластанным кон­чиком языка ударять по нёбу, произнося прямые слоги с полу­смягченным [Д]: da-da-da, дэ-дэ-дэ... Эти слоги произносятся многократно в разном ритме, со смещением ударения, с по­степенным ускорением темпа. Звук [Д] при этом звучит как в английском языке. При ускорении темпа ребенку предлагается дополнительно поддувать на кончик языка — к слогам добав­ляется слабая вибрация, которая постепенно усиливается.

Звук [Р] можно поставить от сочетания дз. Ребенку пред­лагается на оскале произносить сочетание Из, удерживая кон­чик языка сначала за нижними зубами, затем — за верхними зубами. Далее, при произношении дз за верхними зубами ско­рость произношения увеличивается и добавляется поддувание на кончик языка.

Можно начать постановку [Р] при межзубном положении языка. Сначала ребенку предлагается поиграть пальцем на губах — слышится гудение с призвуком б. Далее логопед про­сит его положить язык на верхнюю губу, ровно закрывая ее кончиком языка. В таком положении следует подать голосо-дыхательную струю и поиграть пальцем только на нижней губе. При этом создается вибрация, которая передается на верхнюю губу и..кончик языка. Далее к этому упражнению присоединяется поддувание на кончик носа — получается лег­кая вибрация кончика языка, который постепенно переводит­ся за верхние зубы.

Логопеды любят использовать прием «балалайки». Ребенку предлагается на оскале произносить многократно д-д-д или ж-ж-ж. В это время логопед подводит шариковый зонд под кончик языка и быстрыми горизонтальными движениями со­здает вибрацию. Не рекомендуется с помощью этого приема получать изолированный звук, так как при этом часто обра­зуется слишком раскатистое звучание, которое препятствует автоматизации. Поэтому необходимо при получении таким способом проторного звука сразу вводить его в слоги. Логопед

делает «балалайку» и говорит ребенку: «Как только я выну юнд, сразу произноси ааа (или другой гласный звук)».

М. Е. Хватцев справедливо писал о том, что при велярном и увулярном произношении [Р] существует опасность получе­ния двойной вибрации, когда одновременно вибрирует и кон­чик языка, и нёбная занавеска. Этот недостаток плохо подда­стся устранению, Для предупреждения такого явления Хватцев рекомендовал при горловых ротацизмах сначала ставить глу­хой звук, а затем, по мере закрепления язычной вибрации, добавлять к нему голос.

В том случае, если ребенок не может поднять кончик языка, «балалайку» можно делать, положив ребенка на спину со слегка запрокинутой головой. При этом кончик языка поднимается вверх, а «балалайка» служит заодно и средством его активизации.

Звук [P'J можно поставить в сочетании ши-ррр-шш.

Безусловно, перечисленные приемы постановки не явля­ются исчерпывающими. Логопед может использовать различ­ные приемы и в процессе работы изобретать новые приемы с учетом индивидуальности ребенка. В данных приемах показан стандартный подход к постановке звуков — моделирование артикуляции в направлении сзади вперед и использование при этом механической помощи. Однако такая работа не принесет положительных результатов, если у ребенка не сформированы необходимые фонематические представления. Чаще бывает так, что звук появляется спонтанно в процессе работы над развитием фонематической системы, и специальная работа по постановке артикуляции не требуется.

Придерживаясь идеи опережающего развития фонемати­ческой системы, легко прийти к выводу, что сначала целесо­образно ставить звонкие звуки, а потом уже глухие, так как звонкий звук лучше опознается ребенком на слух.

Полученный звук нужно сразу же вводить в слог. Сложные согласные рекомендуется сразу ставить в слогах, не добиваясь их чистого изолированного звучания, и уже в слогах отраба­тывать их правильное произношение. Существует правило: щелевые звуки сначала автоматизируются в открытых слогах, смычные и аффрикаты — в закрытых.





Глава VII. Методика логопедической работы при дизартрии...

Логопедическая работа при разных клинических формах...



Автоматизация в слогах является важным элементом рабо­ты над звукопроизношением. Эта работа сочетается с разви­тием просодических компонентов речи — речевого ритма, темпа, интонации. Для этого нужно использовать игровые приемы. Например, логопед говорит ребенку, что он изобра­жает большой колокол, медленно произнося ЛА-ЛЛ-ЛЛ..., а маленький колокол произносит: ла-ла-ла... быстро. Колокола переговариваются. Один говорит: ла-ла-ла, другой спрашива­ет: ла-ла-ла?, третий отвечает: ла-ла-ла.

После автоматизации звука в слогах ребенку предлагается произносить слова с отработанными слогами. Работу по авто­матизации звуков в словах сочетают с развитием сложных форм фонематического анализа и синтеза, а также с развитием лексико-грамматического строя речи,

Формирование фонетико-фонематической системы и раз­витие лексико-грамматического строя речи. Формирование фонетико-фонематической системы при дизартрии необходи­мо сочетать с работой по развитию лексико-грамматических компонентов речи. При планировании этой работы следует ориентироваться на то, с каким лексико-грамматическим ма­териалом можно связать содержание основной работы, и на последовательность развития лексико-грамматических струк­тур в онтогенезе. Направления и приемы развития лексико-грамматической стороны речи раскрыты в предыдущей главе. Так же как и другие системы языка, фонетико-фонемати-ческая система организована парадигматически и синтагмати­чески. Эти организационные линии разных систем необходи­мо последовательно выстраивать.

Фонологическая синтагматика подразумевает слияние фо­нетических единиц, в результате которого возникают новые образования — слова. Поэтому при автоматизации звукопро-изношения используется прием добавления слогов с целью получения новых слов, например; го-pa, но-ра, Ве-ра; ра-ма, Ра-я, ра-ки. Полученные слова анализируются с лексической точки зрения, включаются в словосочетания, фразы. Может быть поставлена двойная задача образования слов — добавле­ние к нужному слогу другого слога так, чтобы получилось

название предмета (мебели, одежды...), чтобы получилось на­звание действия и т. п.

Фонологические парадигмы согласовываются с лексико-грамматичесюши. Фонематический анализ слов-квазиомони­мов дополняется лексическим анализом. Сопоставление фоне­тического оформления флексий, префиксов сочетается с грам­матическим анализом. Для этого можно предложить, например, составить два списка слов (выбрать картинки). В один список включить только названия предметов одежды, начинающиеся на звук [Ш], а в другой — названия предметов обуви, начинающие­ся на звук /С/.

При автоматизации звуков могут быть использованы и раз­личные грамматические парадигмы. Так, для автоматизации [Л] в словах используется прием образования глаголов прошедшего времени единственного числа женского и мужского рода.

Логопедическая работа при разных клинических формах дизартрии и анартрии

Как уже было сказано ранее, наиболее распространенной формой дизартрии у детей является псевдобульбарная. Поэто­му вес рекомендации имеют отношение прежде всего к лого­педической работе по преодолению псевдобульбарной диз­артрии. На практике не отмечается отрицательного влияния такой работы на речь детей с другими формами. Можно го­ворить о том, что в силу раннего поражения проблемы фор­мирования фонетико-фонематической системы при разных формах дизартрии у детей носят скорее общий, нежели диф­ференцированный характер. В то же время известно, что речь детей при экстрапирамидной и мозжечковой дизартрии, как правило, значительно меньше поддается коррекции. Это свя­зано как с невозможностью прямого педагогического воздей­ствия на подкорковые области мозга, так и с проблемами автоматизации движений при поражении этих областей.





Глава VII. Методика логопедической работы при дизартрии,..

Логопедическая работа при разных клинических формах...



С точки зрения физиологии, только кора головного мозга может тренироваться. В связи с этим педагогические средства воздействия на подкорковые области не могут быть эффектив­ными. В настоящее время ведущее средство коррекции гиперки-незов в логопедической работе — усиление регулирующей роли коры, т. е. обучение ребенка контролю за произношением.

В отличие от стриопаллидарной системы мозжечок может развиваться в процессе тренировок, но в этих тренировках необ­ходимо максимально задействовать произвольный уровень дви­жений. Там, где ребенок не может воспроизвести движение по подражанию, сохранить его ритм, амплитуду и другие качества, нужно включать сознание — проговаривать характер движения, учить контролировать свои движения с помощью зрения и т. п.

Вследствие того что в синкинезиях присутствует ненужная взаимосвязь между движениями, необходимо купировать эту связь аналогично тому, как это делается при затормаживании безусловных рефлексов. Для этого при воспроизведении необ­ходимого движения ненужные движения затормаживаются сначала с физической помощью, а затем посредством созна­тельного управления.

Устранение оральных автоматизмов также требует созда­ния произвольного контроля. Прежде всего необходимо учить ребенка не говорить во время проявления автоматизмов, ощу­щать, когда они проявляются, разграничивать речевые движе­ния и движения автоматизма.

Поэтому при дизартрии целесообразно наряду с артикуля­ционной гимнастикой использовать в качестве тренировочных упражнений произнесение слогов разной структуры в различ­ных комбинациях с изменением темпа произношения.

При анартрии в первую очередь необходимо развивать импрессивную речь ребенка. Считается, что дети с анартрией хорошо понимают обращенную речь. Однако до тех пор, пока ребенок не имеет собственных коммуникативных средств, ло­гопед не может объективно оценить уровень развития его имп-рессииной речи. Нужно стремиться развивать все доступные ребенку лингвистические компоненты, в том числе и фонема­тическую систему, с использованием компенсаторных средств.

I ели ребенок не может произносить звуки, логопед просит его показывать буквы.

У ребенка с анартрией следует развивать общение в той же последовательности, как и при нормальном онтогенезе.

Для формирования экспрессивной речи нужно использо-нать те же средства развития дыхания, голоса, артикуляции, что и при дизартрии, начиная с той работы, которая прово­дится в доречевом периоде. Практика показывает, что при анартрии можно получить положительные результаты, если ла работа начинается в дошкольном возрасте. В любом случае развитие экспрессивной речи идет очень медленно. Поэтому необходимо как можно раньше начинать обучать ребенка ис­пользованию неартикулируемых средств общения.

Эффективность логопедической работы по коррекции диз­артрии у детей с церебральным параличом во многом определя­ется личностными качествами как логопеда, так и ребенка. При­чем чем более выражено расстройство, тем большее значение имеют личностные качества. Часто для получения результатов требуется много терпения и упорства в достижении намеченной цели. От логопеда требуется стремление к пониманию сути рас­стройства, осмысленному нестандартному подходу в работе, по­степенному формированию прочных навыков.

Логопед должен формировать у ребенка мотивы, волевые качества, необходимые для продолжительной работы, дающей стабильные результаты. И все это нужно делать легко, непри­нужденно, в игровой форме, заинтересовывая ребенка, не пре­вращая занятия в нудные тренировки.

В логопедическую практику все больше и больше входит использование различных занимательных тренажеров, в том числе компьютерных, однако никакой тренажер не заменит специалиста, который должен подбирать каждому ребенку ин­дивидуальную программу коррекции с учетом его состояния.

Наши рекомендации