Формирование просодических компонентов речи
Дыхательно-голосовые упражнения объединяются с работой по формированию просодических компонентов речи — ее темпа, ритма, интонации. Формирование просодических компонентов речи направлено в первую очередь на развитие темпо-ритмических речевых характеристик, далее — на совершенствование плавности произношения и развитие интонационной выразительности.
Развитие темпо-ритмических структур проводится в неречевом и в речевом плане. Для развития темпо-ритмических структур вне речи ребенку предлагается воспроизвести хлоп-
ками или ударами ладонью по столу заданный ритм. Эта задача для детей с ДЦП часто является очень сложной. Если у ребенка есть выраженные трудности, начинают с обучения воспроизводить только один хлопок. Далее его учат различать и воспроизводить один хлопок и два хлопка. Для детей с гиперкинетической и особенно с атонически-астатической формой ДЦП может потребоваться опора на логический уровень. Ребенку предлагается считать количество воспринимаемых и воспроизводимых хлопков. В дальнейшем ему разъясняют, что последовательность хлопков может быть ритмичной или аритмичной: «Я хлопнула один раз, подождала, а потом хлопнула еще два раза».
Развитию темпо-ритмического чувства способствует работа с ритмическими схемами. Детям предлагается воспроизвести прослушанный ритмический рисунок с помощью выкладывания палочек на столе, а затем — хлопками с опорой на эту схему. Далее к хлопкам присоединяется произношение звуков. Например, теплоход сигналит: у — у-у. Затем ребенку предлагается воспроизвести темпо-ритм, заданный речевыми звуками, слогами. После этого предлагается воспроизведение слов, словосочетаний с акцентом на ударном слоге, с определенным ритмическим рисунком.
К работе по развитию просодики относится и работа над' четкостью произношения — дикцией. Для этого прежде всего отрабатывается произношение артикуляционно простых слогов. Например, детям предлагается изобразить звук пулемета та-та-та или ба-ба-ба. Слоги при этом произносятся утрированно четко с некоторой задержкой на смычных согласных.
Далее предлагается произношение фонетически простых слов, словосочетаний или коротких фраз. Для этого можно использовать чистоговорки, потешки, например: ба-ба-ба — банка, бы-бы-бы — у меня бобы. Этот материал произносится сначала медленно, а потом — более быстро, но главным условием является чистота и четкость произношения. На таком простом материале отрабатывается изменение интонации.
Затем предлагается произношение фонетически простых скороговорок в медленном темпе, например: от топота копыт
18S
Глава VII. Методика логопедической работы при дизартрии...
Направления логопедической работы по формированию...
пььгъ по полю летит. При этом сначала необходимо разобрать смысл скороговорки, далее — объяснить, что при ее произношении мы как бы имитируем топот, т. е. произносим звуки так четко, что они «отлетают от зубов». Постепенно темп произношения можно ускорять и на материале скороговорки работать над изменением интонации и смещением логического ударения.
Управление формированием артикуляционного праксиса. Формирование правильного звукопроизношения во всех позициях — от изолированного произношения до произношения в связной речи — это и есть формирование артикуляционного праксиса. Основным условием успешною его формирования является последовательная отработка всех компонентов артикуляции, начиная с базовых, с постепенным добавлением к ним новых элементов. На каждом этапе формирования звука необходимо подключать слуховой и зрительный контроль.
Артикуляцию следует формировать по ходу звука, т. е. сначала вырабатывать необходимый способ подачи воздушной струи, затем для гласных, соноров и шумных звонких присоединять к воздушной струе голосоподачу. Далее необходимо тщательно отработать подачу голосодыхателыюй струи к фокусу артикуляции. Следующий момент для язычных звуков — выработка позиции языка, для губных звуков ■- выработка позиции губ.
Рассмотрим, как этот подход применяется в формировании артикулем русского языка. Прежде всего нужно сказать о том, что последовательность работы по формированию артикулем должна определяться индивидуально. Сначала необходимо поработать над улучшением звучания тех фонем, которые ребенок воспроизводит без искажений. В процессе такой работы появляются возможности произвольного управления собственным произношением и укрепляются те сохранные звенья, которые будут опорой в дальнейшей работе. При определении последовательности работы над сохранными фонемами ориентиром является развитие фонематической системы в онтогенезе. В дальнейшем, при переходе к коррекции неправильно произносимых фонем, нужно в первую очередь работать над теми, которые у данного ребенка лучше корригируются.
Для постановки звука [А] необходимо отработать подачу достаточно сильной воздушной струи, направленной в ротовую полость. Русский язык обладает «полетностью» звучания за счет того, что в нем много звуков с фокусами образования в передних отделах артикуляционного аппарата. Гласный [А] — среднего ряда и нижнего подъема языка, т. е. язык лежит практически плашмя на /х\\а рта. Это позволяет отработать свободное прохождение воздушной струи в передние отделы артикуляционного аппарата.
Далее к воздушной струе необходимо присоединить мягкую голосоподачу. Для раскрепощения голосового отдела можно использовать озвученный вздох, постепенно усиливая звучание гласного и сводя придыхательный компонент к минимуму.
[А] — частотный звук, один из опорных звуков, являющихся центром синтагм, с его произношением часто бывает сопряжена интонация. Поэтому на материале звука [А/ полезно поработать над долготой и модуляцией звучания.
Звук [О] относится к гласным заднего ряда среднего подъема, но тенденция образования звуков в передних отделах проявляется и здесь. Воздушная струя направляется вперед за счет дополнительного фокуса образования — лабиализации. Поэтому сначала отрабатывается подача воздушной струи на губы, изменяя положение губ, постепенно приводя положение губ к такому, как при артикуляции [О].
Затем отрабатывается голосоподача. Для этого можно воспользоваться навыком голосоподачи, как при звуке [А]. Во время протяжного произношения звука [А] создается положение губ, необходимое для артикуляции /О]. В некоторых случаях это может привести к тому, что ребенок уже правильно произнесет звук, т. е. он с опорой на слуховое восприятие непроизвольно найдет и нужную позицию языка.
Как поднять заднюю часть спинки языка? Если ребенок достаточно большой, чтобы понять такую инструкцию, логопед сначала пытается объяснить ему, что нужно сделать. В практике работы с детьми с ДЦП был выработан такой подход: когда у ребенка что-то не получается произвольно,
Глава VII. Методика логопедической работы при дизартрии...
Направления логопедической работы по формированию...
нужная позиция или движение сначала формируются с использованием помощи извне или при помоши изменения положения тела. Если требуется поднять заднюю часть языка ребенка, следует слегка нажать шпателем на переднюю часть языка и отодвинуть его вглубь. Также можно запрокинуть голову ребенка, и язык механически займет подобное положение.
Во время постановки звука логопед постоянно фиксирует слуховое внимание на полученном звучании и стимулирует ребенка к тому, чтобы он использовал свои имитационные возможности.
Гласный [У] — заднего ряда верхнего подъема, лабиализованный. Различия между [О] и [У] состоят в степени подъема задней части языка и в степени сужения ротового отверстия. Соответственно с опорой на слух необходимо подкорректировать артикуляцию.
Для формирования гласного переднего ряда верхнего подъема fffj необходимо, используя базовый звук (Л], продвинуть кончик языка вперед до упора в нижние резцы. При этом кончик языка как бы зацепляется за нижние резцы, а передняя часть спинки языка приподнимается в виде горки. Если ребенок не может произвольно это сделать, логопед кладет ребенка на высокую кушетку лицом вниз, чтобы его голова свешивалась, и работает в таком положении, поддерживая рукой лоб ребенка.
Гласный /3/,'"так же как [И], — переднего ряда, но среднего подъема. Соответственно степень подъема языка должна быть меньше, чем при произнесении [И]. Поэтому при его постановке можно во время произношения [И] слегка нажать шпателем на переднюю часть спинки языка.
Гласный (Ы) — среднего ряда верхнего подъема. Для его постановки нужно во время произношения [И] немного отодвинуть язык вглубь, сохраняя положение языка в виде горки.
Для постановки звука [М] нужно во время произношения звука [У] плотно сомкнуть губы. Если ребенок не делает это самостоятельно, логопед помогает ему, смыкая губы большим и указательным пальцами.
Вызвать звук [M'j можно в сочетании и-ммм-и. Ребенку предлагается произнести эти звуки протяжно сначала по от-лсльности, а затем — слитно без пауз.
Для произношения /Я/ ребенку предлагается длительно произносить звук [М], затем произносить этот звук, прижав кончик языка губами, далее — то же самое, слегка покусывая кончик языка. Во время этих покусываний слышится звук [Н]. Логопед фиксирует слуховое внимание на полученном звуке и предлагает ребенку воспроизвести его, прижав кончик языка к нёбу; внутренней поверхности верхних передних резцов; внутренней поверхности нижних передних резцов.
Для образования звука [Н'] кончик языка устанавливается за нижние зубы, и а таком положении ребенку предлагается произносить сочетание и-ннн-и.
Чтобы поставить звук /£/, нужно во время произношения [У] кратковременно соединить губы. Если ребенок не смыкает губы, ему можно помочь руками.
Звук [Б'] ставится в сочетании би-би.
Для постановки звука [П] ребенку предлагается вытянуть губы трубочкой и подуть. Далее кратковременно соединить губы. Можно помочь ребенку пальцами.
Звук f/7'J ставится в слоге пи. Ребенку предлагается изобразить писк цыпленка. Можно во время произнесения звука /Я/ короткими движениями несколько раз соединить губы.
Для постановки звука [В] нужно во время произнесения [У] прижать нижнюю губу к верхним резцам.
Звук [В'] можно поставить в сочетании и-ввв-и.
Звук /Ф] образуется путем прохождения воздушной струи через шель между верхними резцами и нижней губой. Соответственно для его постановки нужно попросить ребенка подуть через губы, сложенные в трубочку, и прижать при этом нижнюю губу к верхним резцам.
Звук [Фу ставится в сочетании и-ффф-и.
Звук [Д] образуется в момент прорыва воздушной струей смычки передней части спинки языка с резцами или передней частью нёба. Для его образования можно предложить ребенку произносить ба-ба-ба, положив кончик языка между губами.
'■ 2107
Глава VII. Методика логопедической работы при дизартрии...
Направления логопедической работы по формированию...
Далее губы отодвигают, и согласный звук образуется в момент прикусывания языка — слышится да-да-да. После фиксации слухового внимания на этом звуке ребенку предлагают произносить звук с упором кончика языка во внутренние поверхности передних резцов — поочередно верхних и нижних, а затем — с касанием кончиком языка передней части нёба. Если возникают проблемы с вытягиванием языка вперед, можно попытаться поставить звук, переведя ребенка в положение лежа лицом вниз.
Звук [Д'] можно поставить в сочетании u-d-и. Для постановки [ДУ лучше использовать позицию с упором кончика языка в нижние резцы.
Звук [Т] ставится аналогично звуку [Д] от базовых слогов па-па-па.
Звук /Ту — в сочетании и-т-и. Кончик языка можно придерживать за нижними резцами шпателем.
Звук [Г] образуется посредством смычки задней части спинки языка с нёбом. Для его постановки можно использовать прием перемещения смычки языка с нёбом из передних отделов артикуляционного аппарата в задние. Для этого во время произнесения слогов da-da-da нужно нажать шпателем на кончик языка и сдвинуть его в глубь рта до получения на слух нужного звучания.
Если этот прием неэффективен, можно попробовать поставить звук, переведя ребенка в положение лежа на спине или сидя с запрокинутой головой.
Аналогично ставится звук [К] — от слогов та-та-та. Звуки [Г'] и [К'] образуются при прорыве воздушной струей смычки языка с нёбом в средне-задней части артикуляционного аппарата. Поэтому они могут быть поставлены аналогично тому, как ставятся звуки [Г} и (К]. При произношении открытых слогов с переднеязычными звуками язык нужно отодвинуть вглубь несколько меньше, чем это требуется для твердых заднеязычных звуков.
Звук [X] — это, по сути, простои выдох через рот, поэтому специальная его постановка не требуется. [X'J можно поставить в сочетании и-ххх-и.
J 94
Среднеязычный согласный //// может быть поставлен с использованием базового гласного [И]. Для этого ребенку предлагается протяжно произносить сочетание аааашши, да-кт в этом сочетании необходимо произнести звук [И] максимально кратко — получится ай. Аналогично этот звук ставится is позиции, предшествующей гласному: предлагается протяжно произносить ииииаааа, далее — максимально сократить звук / И] до получения звучания [Я].
Перечисленные выше звуки редко требуют специальной постановки при дизартрии. Обычно после формирования или уточнения соответствующих фонематических представлений ребенок самостоятельно находит правильное их звучание. Как правило, специальная помощь требуется при постановке сви-
(ЧЯЩИХ, ШИПЯЩИХ И [Л/, [JT'J, [Р], [P'J.
При дизартрии эти звуки нужно ставить медленно, ступенчато, отрабатывая каждый компонент и присоединяя новые компоненты к уже отработанным. Хорошо и быстро автоматизируются только хорошо поставленные звуки. Качественная постановка всегда требует времени, так как совершается «подгонка», «притирка» элементов движения. Если логопед пропускает какие-то элементы или отрабатывает их разрозненно, то их слияние происходит уже в процессе автоматизации, обычно медленно и не всегда успешно.
Для постановки звука [3] необходимо прежде всего отработать продувание плавной воздушной струи по средней линии языка в передние отделы артикуляционного аппарата. После проведения обычных дыхательных упражнений логопед предлагает ребенку поставить ладонь под подбородок и подуть на нее — на ладони возникает ощущение холодной воздушной струи.
Далее к воздушной струе присоединяется голос — возникает звук, сходный со звуками [У], [В].
Следующим моментом является создание ощущения голо-содыхательной струи на кончике языка. Для этого ребенку предлагается положить кончик языка на нижнюю губу таким образом, чтобы он ровно закрывал ее. В этом положении он ставит ладонь под подбородок и подает голосодыхательную
Глава VII. Методика логопедической работы при дизартрия...
Направления логопедической работы но формированию...
струю. На ладони и кончике языка ощущается прохождение холодной воздушной струи, при этом слышится звук, близкий к [В].
После того как ребенок уверенно выполняет данное упражнение, ему предлагается оскалить зубы и положить кончик языка между резцами так, чтобы край языка ровно лежал на нижних резцах, а верхние резцы легко касались языка, но не прижимали его. В таком положении подается голосодыха-тсльная струя, и слышится звук, похожий на [3].
Далее необходимо отработать ощущение легкого касания кончика языка, так как в дальнейшем потребуется, чтобы он легко, без напряжения касался внутренней поверхности нижних резцов. Для этого логопед просит ребенка высунуть кончик языка и щекочет его шариковым зондом. Спрашивает ребенка, почувствовал ли он щекотание? Затем предлагает провести несколько боковых движений языком с касанием нижних резцов до ощущения шекотки.
После того как ребенок научится легко касаться кончиком языка нижних резцов, ему предлагается снова произнести звук на оскале в межзубном положении, а затем — выполнить то же самое с легкими боковыми движениями широким кончиком языка. Далее, с такими же боковыми движениями, нужно убрать кончик языка за нижние резцы. Во время этого упражнения у ребенка должно сохраняться ощущение щекотания кончика языка и голосодыхательная струя должна подаваться непрерывно. При.,этом полученный межзубно прообраз звука [3] должен приобрести необходимое звучание.
К полученному правильному звучанию привлекается внимание ребенка и предлагается самостоятельно его воспроизвести, уже ориентируясь на собственный слух. При необходимости процесс постановки из межзубного положения повторяется.
При такой постановке звука обычно звук /С/ корригируется спонтанно по мере автоматизации звука [3]. При необходимости звук [С] ставится по приведенной выше схеме постановки звука [3] без включения голоса.
Звук [3 ] ставится в сочетании и-ззз-иии; [С] — в сочетании и-есс-иии.
Звук [Ц'} также обычно корригируется спонтанно после автоматизации [С] и формирования фонематических представлений. Если требуется специальная постановка, то используется сочетание а~т-с или аналогичное сочетание с дру-i им гласным. Это сочетание нужно произносить с ускорением. Для постановки звука [Ж] необходимо отработать продувание воздушной струи через середину распластанного языка. Далее — положить распластанный кончик языка на верхнюю губу так, чтобы он ровно закрывал ее, и подуть. На кончике носа толжно возникнуть ощущение теплой воздушной струи. Если ребенок не может положить язык на верхнюю губу, можно выполнить упражнения на присасывание языка к верхней губе и укладывание языка в верхнее преддверие рта. Можно придерживать язык на верхней губе с помощью нижней губы, приподнимая ее пальцем. (В логопедии высказывается мнение о том, что 1акая поддержка представляет из себя синкинезию, с которой надо бороться. На самом деле синкинезии являются показателями стволовых нарушений и, следовательно, являются непроизвольными движениями. В данном случае подключение нижней губы осуществляется произвольно, а для перевода произвольно-i о движения на непроизвольный уровень требуется, как известно, длительная автоматизация.)
Далее к подаче воздушной струи на кончик носа присоединяется голос и слышится звук, похожий на [В].
Когда усвоена предыдущая позиция, нужно во время подачи голосодыхательной струи медленно убирать язык за верхние зубы на оскале до получения звука [Ж].
Одна из распространенных в логопедической практике ошибок — постановка губ в виде рупора при артикуляции шипящих. У детей с дизартрией это провоцирует сужение языка и подъем его средней части. Нужно ставить звуки в положении оскала, при этом язык обычно распластывается. В дальнейшем при автоматизации положение губ устанавливается соответственно артикуляции соседних звуков.
Звук [Ж] при дизартрии успешно ставится и с помощью зондов. Для этой цели можно использовать «короткий клюв» или «печатку», которые подводятся под переднюю часть
Глава VI [, Методика логопедической работы при дизартрии...
Направления логопедической работы по формированию...
языка. Ребенку предлагается пожужжать. Далее внимание ребенка фиксируется на нужном звучании. Затем логопед, слегка перемещая зонд вперед-назад, меняет звучание и просит ребенка движениями головы ответить, правильно или неправильно звучит звук. (Есть жук, или он улетел?) После этого логопед предлагает ребенку самому взять зонд и «поискать у себя во рту нужный звук». Обычно при таком подходе ребенок скорее осваивает самостоятельное произношение, нежели может реально помочь себе зондом.
Вопреки расхожим представлениям, для произношения звука [Ж] требуется небольшой подъем кончика языка, причем щель для прохождения воздуха образуется неширокая и не ровно посередине, так как тело человека вообще несимметрично. Поэтому с помощью зонда не столько задается поза языка, сколько создается тот акустический эталон, к которому стремится ребенок. Поза языка при этом индивидуальна в соответствии со строением и моторными возможностями ребенка.
Звук [UI] обычно спонтанно корригируется после автоматизации [Ж] или ставится по той же схеме, что и [Ж], но без включения голоса.
Звук [Щ] можно поставить в сочетании и-шшш-иии. Можно использовать зонды аналогично постановке звука [Ж].
Звук /'//ставится в сочетании а-ть-щ или в аналогичном сочетании с другим гласным.
Звук /У//следует ставить после отработки подачи воздушной струи в передние отделы артикуляционного аппарата. Для этого звука особенно важно, чтобы голосодыхательная струя не фокусировалась в задних отделах, потому что вследствие подъема задней части языка воздушная струя часто уходит в нос.
Для постановки звука [Л] нужно сначала попросить ребенка пропеть а-а-а с широко открытым ртом. Далее во время пропевания касаться узким кончиком языка поочередно то нижней, то верхней губы. Затем логопед просит ребенка показать кончиком языка середину верхней губы и слегка нажать на нес. После этого ребенку предлагается во время пропевания а-а-а несколько раз плотно прижимать узкий кончик языка к середине верхней губы. При этом получаются мелодичные
слоги ла-ла-ла. Внимание ребенка фиксируется на полученном звуке [Л] и предлагается повторить упражнение, переметая кончик языка к верхним резцам и убирая за резцы к их корням.
При выраженных нарушениях координации ребенку трудно устанавливать кончик языка на середину верхней губы. В таких случаях ему предлагается ставить язык к верхнему преддверию рт, слегка фиксировать его кончик в преддверии и далее выполнять упражнение в такой позиции.
Не рекомендуется ставить звук [Л], прикусывая кончик языка, так как при этом не формируется необходимый прогиб и средней части языка и при переводе языка за верхние зубы часто получается полусмягченный звук. Кроме того, при этом способе постановки звук часто получается с напряжением и эффектом «сдавленности».
Для получения звука [Л'] нужно плотно прижать переднюю часть спинки языка к нёбу так, чтобы кончик языка касался зубов. Это можно сделать с помощью шарикового зонда или чистого пальца.
Существует много приемов постановки звука [Р]. Необходимо добиться, чтобы вибрировал поднятый передний край широко распластанного языка. Поэтому сначала нужно убедиться в том, что подъему широкого языка не мешает подъязычная связка. При укороченной связке необходима консультация хирурга. В том случае, если проблема не решается путем оперативного вмешательства, осуществляется растягивание связки с помощью упражнений. Для растягивания связки применяются любые упражнения на движения языка, особенно вверх. Это могут быть облизывание губ с широко раскрытым ртом, облизывание нёба в переднезаднем направлении, вытягивание языка к носу и т. п.
При постановке [PJ важно сформировать ощущение воздушной струи на кончике языка. Для этого можно применить задувание на кончик носа при укладывании широкого языка на верхнюю губу — так же, как при постановке звука [Ж].
Следующим этапом является отработка подвижности широкого кончика языка. Для этого применяются присасывание
Глава VII. Методика логопедической работы при дшартрии...
Напраиления логопедической работы по формированию...
кончика языка к небу («цоканье»), «болтушка» (быстрое высовывание языка изо рта и втягивание обратно со звуками бл-бл-бл) и т. п.
Далее ребенку предлагается на оскале распластанным кончиком языка ударять по нёбу, произнося прямые слоги с полусмягченным [Д]: da-da-da, дэ-дэ-дэ... Эти слоги произносятся многократно в разном ритме, со смещением ударения, с постепенным ускорением темпа. Звук [Д] при этом звучит как в английском языке. При ускорении темпа ребенку предлагается дополнительно поддувать на кончик языка — к слогам добавляется слабая вибрация, которая постепенно усиливается.
Звук [Р] можно поставить от сочетания дз. Ребенку предлагается на оскале произносить сочетание Из, удерживая кончик языка сначала за нижними зубами, затем — за верхними зубами. Далее, при произношении дз за верхними зубами скорость произношения увеличивается и добавляется поддувание на кончик языка.
Можно начать постановку [Р] при межзубном положении языка. Сначала ребенку предлагается поиграть пальцем на губах — слышится гудение с призвуком б. Далее логопед просит его положить язык на верхнюю губу, ровно закрывая ее кончиком языка. В таком положении следует подать голосо-дыхательную струю и поиграть пальцем только на нижней губе. При этом создается вибрация, которая передается на верхнюю губу и..кончик языка. Далее к этому упражнению присоединяется поддувание на кончик носа — получается легкая вибрация кончика языка, который постепенно переводится за верхние зубы.
Логопеды любят использовать прием «балалайки». Ребенку предлагается на оскале произносить многократно д-д-д или ж-ж-ж. В это время логопед подводит шариковый зонд под кончик языка и быстрыми горизонтальными движениями создает вибрацию. Не рекомендуется с помощью этого приема получать изолированный звук, так как при этом часто образуется слишком раскатистое звучание, которое препятствует автоматизации. Поэтому необходимо при получении таким способом проторного звука сразу вводить его в слоги. Логопед
делает «балалайку» и говорит ребенку: «Как только я выну юнд, сразу произноси ааа (или другой гласный звук)».
М. Е. Хватцев справедливо писал о том, что при велярном и увулярном произношении [Р] существует опасность получения двойной вибрации, когда одновременно вибрирует и кончик языка, и нёбная занавеска. Этот недостаток плохо поддастся устранению, Для предупреждения такого явления Хватцев рекомендовал при горловых ротацизмах сначала ставить глухой звук, а затем, по мере закрепления язычной вибрации, добавлять к нему голос.
В том случае, если ребенок не может поднять кончик языка, «балалайку» можно делать, положив ребенка на спину со слегка запрокинутой головой. При этом кончик языка поднимается вверх, а «балалайка» служит заодно и средством его активизации.
Звук [P'J можно поставить в сочетании ши-ррр-шш.
Безусловно, перечисленные приемы постановки не являются исчерпывающими. Логопед может использовать различные приемы и в процессе работы изобретать новые приемы с учетом индивидуальности ребенка. В данных приемах показан стандартный подход к постановке звуков — моделирование артикуляции в направлении сзади вперед и использование при этом механической помощи. Однако такая работа не принесет положительных результатов, если у ребенка не сформированы необходимые фонематические представления. Чаще бывает так, что звук появляется спонтанно в процессе работы над развитием фонематической системы, и специальная работа по постановке артикуляции не требуется.
Придерживаясь идеи опережающего развития фонематической системы, легко прийти к выводу, что сначала целесообразно ставить звонкие звуки, а потом уже глухие, так как звонкий звук лучше опознается ребенком на слух.
Полученный звук нужно сразу же вводить в слог. Сложные согласные рекомендуется сразу ставить в слогах, не добиваясь их чистого изолированного звучания, и уже в слогах отрабатывать их правильное произношение. Существует правило: щелевые звуки сначала автоматизируются в открытых слогах, смычные и аффрикаты — в закрытых.
Глава VII. Методика логопедической работы при дизартрии...
Логопедическая работа при разных клинических формах...
Автоматизация в слогах является важным элементом работы над звукопроизношением. Эта работа сочетается с развитием просодических компонентов речи — речевого ритма, темпа, интонации. Для этого нужно использовать игровые приемы. Например, логопед говорит ребенку, что он изображает большой колокол, медленно произнося ЛА-ЛЛ-ЛЛ..., а маленький колокол произносит: ла-ла-ла... быстро. Колокола переговариваются. Один говорит: ла-ла-ла, другой спрашивает: ла-ла-ла?, третий отвечает: ла-ла-ла.
После автоматизации звука в слогах ребенку предлагается произносить слова с отработанными слогами. Работу по автоматизации звуков в словах сочетают с развитием сложных форм фонематического анализа и синтеза, а также с развитием лексико-грамматического строя речи,
Формирование фонетико-фонематической системы и развитие лексико-грамматического строя речи. Формирование фонетико-фонематической системы при дизартрии необходимо сочетать с работой по развитию лексико-грамматических компонентов речи. При планировании этой работы следует ориентироваться на то, с каким лексико-грамматическим материалом можно связать содержание основной работы, и на последовательность развития лексико-грамматических структур в онтогенезе. Направления и приемы развития лексико-грамматической стороны речи раскрыты в предыдущей главе. Так же как и другие системы языка, фонетико-фонемати-ческая система организована парадигматически и синтагматически. Эти организационные линии разных систем необходимо последовательно выстраивать.
Фонологическая синтагматика подразумевает слияние фонетических единиц, в результате которого возникают новые образования — слова. Поэтому при автоматизации звукопро-изношения используется прием добавления слогов с целью получения новых слов, например; го-pa, но-ра, Ве-ра; ра-ма, Ра-я, ра-ки. Полученные слова анализируются с лексической точки зрения, включаются в словосочетания, фразы. Может быть поставлена двойная задача образования слов — добавление к нужному слогу другого слога так, чтобы получилось
название предмета (мебели, одежды...), чтобы получилось название действия и т. п.
Фонологические парадигмы согласовываются с лексико-грамматичесюши. Фонематический анализ слов-квазиомонимов дополняется лексическим анализом. Сопоставление фонетического оформления флексий, префиксов сочетается с грамматическим анализом. Для этого можно предложить, например, составить два списка слов (выбрать картинки). В один список включить только названия предметов одежды, начинающиеся на звук [Ш], а в другой — названия предметов обуви, начинающиеся на звук /С/.
При автоматизации звуков могут быть использованы и различные грамматические парадигмы. Так, для автоматизации [Л] в словах используется прием образования глаголов прошедшего времени единственного числа женского и мужского рода.
Логопедическая работа при разных клинических формах дизартрии и анартрии
Как уже было сказано ранее, наиболее распространенной формой дизартрии у детей является псевдобульбарная. Поэтому вес рекомендации имеют отношение прежде всего к логопедической работе по преодолению псевдобульбарной дизартрии. На практике не отмечается отрицательного влияния такой работы на речь детей с другими формами. Можно говорить о том, что в силу раннего поражения проблемы формирования фонетико-фонематической системы при разных формах дизартрии у детей носят скорее общий, нежели дифференцированный характер. В то же время известно, что речь детей при экстрапирамидной и мозжечковой дизартрии, как правило, значительно меньше поддается коррекции. Это связано как с невозможностью прямого педагогического воздействия на подкорковые области мозга, так и с проблемами автоматизации движений при поражении этих областей.
Глава VII. Методика логопедической работы при дизартрии,..
Логопедическая работа при разных клинических формах...
С точки зрения физиологии, только кора головного мозга может тренироваться. В связи с этим педагогические средства воздействия на подкорковые области не могут быть эффективными. В настоящее время ведущее средство коррекции гиперки-незов в логопедической работе — усиление регулирующей роли коры, т. е. обучение ребенка контролю за произношением.
В отличие от стриопаллидарной системы мозжечок может развиваться в процессе тренировок, но в этих тренировках необходимо максимально задействовать произвольный уровень движений. Там, где ребенок не может воспроизвести движение по подражанию, сохранить его ритм, амплитуду и другие качества, нужно включать сознание — проговаривать характер движения, учить контролировать свои движения с помощью зрения и т. п.
Вследствие того что в синкинезиях присутствует ненужная взаимосвязь между движениями, необходимо купировать эту связь аналогично тому, как это делается при затормаживании безусловных рефлексов. Для этого при воспроизведении необходимого движения ненужные движения затормаживаются сначала с физической помощью, а затем посредством сознательного управления.
Устранение оральных автоматизмов также требует создания произвольного контроля. Прежде всего необходимо учить ребенка не говорить во время проявления автоматизмов, ощущать, когда они проявляются, разграничивать речевые движения и движения автоматизма.
Поэтому при дизартрии целесообразно наряду с артикуляционной гимнастикой использовать в качестве тренировочных упражнений произнесение слогов разной структуры в различных комбинациях с изменением темпа произношения.
При анартрии в первую очередь необходимо развивать импрессивную речь ребенка. Считается, что дети с анартрией хорошо понимают обращенную речь. Однако до тех пор, пока ребенок не имеет собственных коммуникативных средств, логопед не может объективно оценить уровень развития его имп-рессииной речи. Нужно стремиться развивать все доступные ребенку лингвистические компоненты, в том числе и фонематическую систему, с использованием компенсаторных средств.
I ели ребенок не может произносить звуки, логопед просит его показывать буквы.
У ребенка с анартрией следует развивать общение в той же последовательности, как и при нормальном онтогенезе.
Для формирования экспрессивной речи нужно использо-нать те же средства развития дыхания, голоса, артикуляции, что и при дизартрии, начиная с той работы, которая проводится в доречевом периоде. Практика показывает, что при анартрии можно получить положительные результаты, если ла работа начинается в дошкольном возрасте. В любом случае развитие экспрессивной речи идет очень медленно. Поэтому необходимо как можно раньше начинать обучать ребенка использованию неартикулируемых средств общения.
Эффективность логопедической работы по коррекции дизартрии у детей с церебральным параличом во многом определяется личностными качествами как логопеда, так и ребенка. Причем чем более выражено расстройство, тем большее значение имеют личностные качества. Часто для получения результатов требуется много терпения и упорства в достижении намеченной цели. От логопеда требуется стремление к пониманию сути расстройства, осмысленному нестандартному подходу в работе, постепенному формированию прочных навыков.
Логопед должен формировать у ребенка мотивы, волевые качества, необходимые для продолжительной работы, дающей стабильные результаты. И все это нужно делать легко, непринужденно, в игровой форме, заинтересовывая ребенка, не превращая занятия в нудные тренировки.
В логопедическую практику все больше и больше входит использование различных занимательных тренажеров, в том числе компьютерных, однако никакой тренажер не заменит специалиста, который должен подбирать каждому ребенку индивидуальную программу коррекции с учетом его состояния.