БЯ показывает фокус с книжкой.
БЯ: Ну все! Закончили чтение-мучение! Запомните, если Дед Мороз спросит, знаете ли вы эти ваши буки и звуквы, говорите – знаете! А то надоело мне! Теперь у нас будет физкульДура!
Снегурочка: Физкультура?
БЯ: Девочка, ты, видать, потому такая невоспитанная, что слышишь плохо! Я же и говорю – физ-куль-дура! Я, дети, профессиональная физкульдурница. Вот вы спортом увлекаетесь? Каким?
Дети отвечают, кто чем занимается
БЯ (кричит Снегурочке на ухо): А ТЫ, ДЕВОЧКА, СПОРТОМ КАКИМ ЗАНИМАЕШЬСЯ? (поясняет детям) Слышит же плохо, ага.
Снегурочка: Лыжи, коньки люблю, на собачьих упряжках ездить…
БЯ (перебивает): Ой, глухая, а разговорчивая! Это все ерунда, дети! Вот я – чемпионка по фигурному лежанию – раз, по воздухоплаванью – два, у меня разряд по гребле метлой – три и еще значок «Меткий стрелок». А отсюда следует, что на нашем уроке физкульдуры будем мы заниматься стрельбой. Вернее, метанием в цель.
Игра «Меткий стрелок» На линию старта приглашаются по 3 человека. Они получают снежки. На некотором расстоянии от них установлены ведра, в которые, собственно, и надо попасть. Задача, казалось бы, не сложная, если бы не Баба Яга, которая, мешает всячески: то ведро передвинет, то снежки на лету ловит, то перевернет ведро вверх дном и начинает по нему стучать, как по барабану, и т.д. В конце концов, когда пробует силы последняя тройка игроков, БЯ дает им закинуть снежки, потом быстро ссыпает их в 1 ведро и начинает обстрел детей с криками: «В кого попаду, тот Новый год будет со мной встречать!»
БЯ: Напрасно уворачиваетесь! Я всех, в кого попала, запомнила! Если вы ко мне на Новый год не придете, я сама к вам явлюсь! Подарки готовьте! Так… Чего там еще-то вы у меня знать должны… Ага! Теперь эта… (поет)Дважды два пятнадцать, дважды два шестнадцать, в этом могут все не сомневаться… Вообщем, мать-и-мачеха!
Снегурочка: Математика!
БЯ: Опять выкрикиваешь, ногу не поднимаешь! Хулиганка!
Снегурочка: Что-то, Бабина Яговна, я начинаю сомневаться, что вы настоящая учительница.
БЯ (испугалась, но старается виду не подавать): А я начинаю сомневаться, что ты хоть что-то понимаешь в мать-и-мачехе и считать совсем не умеешь!!
Снегурочка: Ребята, как называется предмет, на котором считать учат?
Дети: математика.
Снегурочка: А вот сейчас мы проверим, умею я считать или нет! Ребята, поможете?
Игра «Хороводы» Играет музыка, дети танцуют. Как только музыка обрывается, Снегурочка громко называет число. Дети должны разбиться на хороводы (круги) так, чтобы кол-во людей в хороводе соответствовало названному числу. Например: Снегурочка объявляет: 4! Значит, в каждом кругу должно быть 4 человека. Снегурочка сама присоединяется к тем, кому не хватает человека. БЯ, конечно же всячески нарушает составленные хороводы. В конце игры Снегурочка называет число равное кол-ву детей, чтобы все встали в большой круг.
Вариант для сада:
БЯ: Вспомнила! Вспомнила! Еще я вас должна музыке учить! Песню будем учить! Про елочку! Слышишь меня, Снегурочка, али громче сказать?
Снегурочка: Да слышу, слышу, только про елочку песню все и так знают.
БЯ: Это про «маленькой елочке холодно зимой»? Знаете?
Дети: Знаем!
БЯ: Поглядим сейчас. Знать, может, знаете, а петь-то точно, как надо не умеете. Всему вас учить надо. Ну, вам повезло – у вас есть я – Почетный дирижер дремучего леса! Итак…
Игра «Хор» Баба Яга объясняет, что когда она поднимает руку вверх, нужно увеличить громкость исполнения, когда опускает вниз, уменьшить вплоть до шепота. Если закрывает рот рукой – петь про себя, убирает руку – петь вслух, с того места, где остановились про себя. Чтобы потренировать увеличение-уменьшение громкости, пробует с ребятами петь несколько гласных. Потом переходят к песне. Задача детей быть внимательными, соблюдать мелодию т темп, чтобы не сбиться, когда нужно петь про себя. Баба Яга запевает. Сначала меняет громкость плавно, потом можно попробовать рывками. Спели 3 куплета, дети запевают четвертый. Баба яга их останавливает.
БЯ: Чегой-то вы поете? Там слова не такие дальше!
Снегурочка: А какие же?
БЯ: А такие (поет):
Над елками, над соснами
Бабуся пролетит,
Внизу за ней избушечка
Торопится, бежит.
Летит бабуся в ступочке,
А правит помелом,
Летит туда, куда спешит
Наш Дед Мороз пешком!
Зачем спешит она туда,
Вам расскажу потом!
Вариант для школьников:
БЯ расцепляет круг так, чтобы получилось 2 команды.
БЯ: Вспомнила! Вспомнила! Еще я вас должна родной речи учить! Значить, тута будет моя команда, а тама твоя, Снегурочка. Слышишь меня, али громче сказать?
Снегурочка: Да слышу, слышу, а делать-то что?
БЯ: А вот чего. Ща…. Я ж приготовилась… В компутере искала, чуть зависимость от него, окаянного, не заработала. (достает из своего журнала 2 листа) Во – будет у нас битва скороварщиков! Ой, не… (читает по слогам) Ско-ро-го-вор-ки… Скороговорщиков! По иностранному – баттл!
Игра «Битва скороговорщиков» Каждая команда получает лист с зимними скороговорками (см.Приложение) Выбирают скороговорку и 1 человека, который может ее произнести. После этого, на центр выходит 1 скороговорщик и вызывает любого человека из другой команды. Тот, кто начинает, должен четко и внятно произнести скороговорку (можно 2 раза, чтобы было легче запомнить), человек из другой команды должен тут же четко и внятно ее повторить. Если он справился, команде 1 балл. Далее выходит скороговорщик из другой команды. Нельзя брать ту скороговорку, которую уже использовала другая команда. Игра проводится в 4 раунда. (т.е. каждая команда готовит 4 скороговорки). Последний 5 раунд – решающий. Командам дается 2 мин. на подготовку. Они выбирают скороговорку, чтобы произнести ее хором. Другая команда, так же, хором, должна повторить . Потом меняются.
БЯ: Моя команда победила! Почему? Потому! И все! Ну, детки-конфетки, а теперь садитесь-ка на свои места и глядите в оба! Сейчас я научу вас прыгать сальто! Сначала смотрим, как это сделаю я, потом пробуем сами! Только надо разбежаться хорошенько… Эх, маловато места у вас… Ладно, сейчас я в коридор выйду, разбегусь как следует. (уже в дверях) А вы командуйте хором: раз, два, три, сальто крути!
БЯ выходит в коридор, дети с Снегурочкой хором кричат «Раз, два, три, сальто крути! БЯ входит в класс спиной, приговаривая «Ой, радость-то какая! Вот кого принесло-то! А мы и не ждали!» Следом входит Дед Мороз.
ДМ: Где тут елку наряжают?
Где тут Новый год встречают?
Встрече нашей очень рад!
Всех приветствую ребят!
Дети и Снегурочка здороваются.
ДМ (Бабе Яге подозрительно): А вас я уже где-то видел!
БЯ: Вполне вероятно, вполне! Я – известная личность! (одумалась) Хотя, где ж вы меня видеть могли? Разве что на конкурсе Учительша года?
Снегурочка: Дедушка, не верь ей!
ДМ: Отчего ж не верить! Где ж ваши ученики?
БЯ: Так вот оне, окаянные.., то есть ненаглядные!
ДМ: Ну, так устроим ребятам экзамен, поглядим, что они знают! Я загадки стану загадывать, а вы ребята отвечайте, да только думайте прежде!
Игра «Загадки-путаницы»
Вышел зайчик погулять,
лап у зайца ровно...
(не пять, а четыре)
К первоклашкам входит в класс
Лишь бесстрашный...
(не водолаз, а учитель)
День рожденья на носу — испекли мы...
(не колбасу, а торт)
Говорил учитель Ире,
Что два больше, чем...
(не четыре, а один)
Во дворе трещит мороз — Шапку ты одень на...
(не на нос, а на голову)
Подобрать себе я смог
пару варежек для...
(не для ног, а для рук)
Говорит нам папа басом:
«Я люблю конфеты с...
( не с мясом, а с орехом или джемом)
И в Воронеже, и в Туле,
Дети ночью спят на...
(не на стуле, а на кровати)
На базар идут старушки
Покупать себе...
(не игрушки, а продукты)
БЯ старательно отвечает все в рифму.
ДМ: Ну что же…
БЯ: Я протестую! Такие вопросы очень сложные для детей! Только я смогла ответить правильно! Так мне 300 лет!... Ой… (поняла, что проговорилась)
ДМ: Да дети-то как раз правильно ответили, а вот вы, уважаемая Баба Яга,.. да узнал я вас, узнал!, ни одного правильного ответа не дали! А еще учителем себя называете!
Снегурочка: Точно! Это Баба Яга! Как же мы сразу не догадались!
ДМ: А скажите мне, уважаемая, с чего вдруг захотелось вам учителем стать?
БЯ: Ну, с чего, с чего… Вот… (достает замусоленный листок из кармана, протягивает Снегурочке) Печку книжками детскими растапливала, вижу вдруг написано это вот… Ну, читай, а то я без очков вижу плохо. Буки сливаются.
ДМ: Буквы?
БЯ: Буквы, буквы!
Снегурочка (читает): «Дед Мороз приносит под Новый год подарки, но только тем, кто весь год хорошо себя ведет и учит…» Дальше оторвано…
БЯ: И этого хватит! Хорошо себя ведет и УЧИТ! Ну, я и решила – веду себя я, честно говоря, по всякому, тут не выйдет, но УЧИТ! Учит, значит – учительша иль воспитательша.
ДМ: Учитель или воспитатель!
БЯ: Ну, я и решила – пойду, поучу! Подарок получу!
ДМ: Так ведь, чтоб учителем быть, огого сколько самой учиться надо! В институте 5 лет!
БЯ: В какой еще ниституте?
Снегурочка: В институте. Педагогическом.
ДМ: Вообщем, не вышло, бабуля-ягуля, из тебя учительницы. Да и на листочке твоем конец слова оторван. В книжке той говорится: «кто хорошо себя ведет и УЧИТСЯ!» Учится. Сам!
БЯ: Ой-ой-ой! Это что ж, получается, напрасно я все это затеяла? И сама подарок не заслужила, и детишкам головы заморочила…
ДМ: Выходит, так. Но ты, бабуля, не печалься. Все поправить можно еще. Посох-то волшебный мой при мне. Загадай желание, только подумай хорошенько, желание одно!
БЯ: Ой, Дедик! Морозик! Ледяной мой! Стеклянненький! Я такую штуку хочу на метлу себе… Нафигатор называется! Сама дорогу указывает!...
Снегурочка: Баба Яга, да ты не про свой подарок думай! А про то, что ты перед ребятами виновата. Обманула их, чуть праздник не испортила!
БЯ (виновато): Ой, правда твоя, правда!
Берется за посох, изо всех сил зажмуривается, загадывает желание. Оглядывается по сторонам, лезет под стол, чем-то там громыхает, ударяется, вылезает, потирая ушибленное место. Довольная, с мешком в руках.
БЯ: Во! Виновата я, ребята, чего и говорить! А вы – молодцы! Столько всего сами знаете, я от вас столько всего узнала! Ух, умная стала – страсть! Дед Мороз вам, конечно, подарки подарит, а эти вот… от меня!
Баба Яга вручает детям призы.
БЯ: Ну, пора мне. Полечу домой, книжки открою. Ими, оказывается, не только печку топить можно!
ДМ: Лети, лети! Только имей ввиду, я тебе на метлу навигатор установил, она теперь сама дорогу найдет. Только ты все равно, по время движения за дорогой следи, а то зачитаешься, в елку врежешься!
БЯ на радостях обнимает Деда Мороза и Снегурочку. Счастливая убегает.
Снегурочка: А мы, ребята, будем праздник продолжать? Будем с Дедушкой играть?
Игра «Репка» Участвуют две команды по 6 детей. Это — дед, бабка, Жучка, внучка, кошка и мышка. У противоположной стены зала 2 стульчика. На каждом стульчике сидит репка — ребенок в шапочке с изображением репки. Игру начинает дед. По сигналу он бежит к репке, обегает ее и возвращается, за него цепляется (берет его за талию) бабка, и они продолжают бег вдвоем, вновь огибают репку и бегут назад, затем к ним присоединяется внучка и т. д. В конце игры за мышку цепляется репка. Выигрывает та команда, которая быстрее вытянула репку.
Игра «Хлопок-коса-бревно» Дети распределяются свободным образом, но так, чтобы им было видно ведущего (Снегурочку). Первый этап: нужно хлопнуть в ладоши одновременно с ведущим. Ведущий повторяет хлопок несколько раз, пока дети не хлопнут вместе с ним (должен получится один хлопок, а не гром аплодисментов). Дальше, ведущий объясняет, что дети должны ловить хлопок (хлопать вместе с ведущим), но при этом, если ведущий говорит «Коса» и делает движение, как бы подсекая детей, дети должны подпрыгнуть. Если звучит «Бревно» (ведущий делает вид, что бросает в ребят бревно), нужно присесть. Дальше ведущий чередует команда, напоминая, что основная задача – поймать хлопок.
Игра «Быстрые тройки» Игроки стоят по кругу в тройках — один за другим. Первые номера каждой тройки берутся за руки и образуется внутренний круг. Вторые и третьи номера, держась за руки, образуют большой внешний круг. Начинается музыка, ребята, стоящие во внутреннем круге, бегут вправо приставными шагами, а стоящие во внешнем круге — влево. Как т олько музыка обрывается, игроки отпускают руки и становятся в свои тройки. Каждый раз круги перемещаются в другую сторону. Игроки тройки, которые быстрее соберутся, получают выигрышное очко. Игра проводится 4 — 5 мин. Выигрывает тройка, игроки которой наберут больше очков.
Танцевальный марафон «Танцы народов мира» (для сада «Танцующие животные») Дети делятся на 5-6 групп. Для каждой группы звучит фонограмма какого-либо народного танца («Цыганочка», «Лезгинка», «Танго», «Летка-енка», «Африканские ритмы», «Кантри») Для сада: объявляется, какие животные танцуют (медведи, обезьяны, комары, улитки, крокодилы, горные бараны) Дети танцуют в заданной тематике
М: Что же, юные друзья!
Вижу, прожит год не зря!
Многому вы научились,
Вы трудились, не ленились,
Год достойно вы прожили!
И подарки заслужили!
Дед Мороз и Снегурочка вручают подарки.
Снегурочка: Что ж, пришла пора прощаться!
Нужно дальше отправляться
ДМ: Вам желаем без хлопот
Дружно встретить Новый год!
Я же в будущем году
Снова в гости к вам приду!
Приложение «Скороговорки»
1. На улице Снеговик, снеговикова жена, снеговиковы детки.
2. У маленького Сани сани едут сами.
3. В зимний холод всякий молод.
Всякий молод в зимний холод
4. В грязи у Олега увязла телега, сидеть тут Олегу до самого снега.
5. Нисколько не скользко,
Не скользко нисколько.
6. Везет Сеня Сaню с Соней нa сaнкaх.
7. Иней лег на ветви ели,
Иглы за ночь побелели.
8. Суши шубу, Саша,
Пашина шуба, а не наша.
9. Купили Валерику и Вареньке
ВАрежки и валенки.
10. Сад в снегу и лес в снегу, а по снегу я бегу
11. Сшила Саша Сашке шапку.
Сашка шапкой шишку сшиб.