Физическая культура личности
п/п | Основные составляющие | Компоненты качеств | Признаки качеств |
Знания и интеллектуальные способности | Объем | Эрудиция | |
Научность | Степень абстракции Обоснованность | ||
Осознанность | Степень осознанности Способность к переносу Способность к объяснению | ||
Умения | Уровень усвоения | ||
физическое совершенство | физическое развитие | Морфологические признаки Функциональные признаки Психомоторика физические качества | |
Двигательные умения | Репродуктивный уровень усвоения Контроль сознания | ||
Двигательные навыки | Продуктивный уровень усвоения Точность Автоматизация Надежность | ||
физическая подготовленность | Эталон Результат Динамика | ||
Мотивационно-ценностные ориентации | Мотивы | Социально значимые Профессионально значимые Личностно значимые | |
Интересы | Спортивные Физкультурно-оздоровительные | ||
Установки | Уровень достижения цели Сила воли Целеустремленность | ||
Убеждения | Степень осознанности | ||
Потребности | Самоактуализации Самоуважения В социальных связях Безопасности Физиологические | ||
Социально-духовные ценности | Нравственность | физкультурно-спортивная этика и культура | |
Эстетика | Чувство прекрасного Чувство красоты | ||
Отношение к труду | Трудолюбие | ||
Мировоззрение | Степень научности знаний и убеждений | ||
Здоровый образ жизни | Отказ от вредных привычек Системность Научная основа | ||
Физкультурно-спортивная деятельность | Спортивная Оздоровительная Прикладная Образовательная Пропагандистская Организаторская Судейская Инструкторская Самосовершенствование | Частота использования Затраты времени Уровень достижения Динамика |
Физическая культура реализуется в таких формах (компонентах), как физическое воспитание (связанное с освоением физических и духовных сил человека), спорт (их совершенствованием), физическая рекреация (поддержанием), двигательная реабилитация (восстановлением). Внутренним наполнением каждой из них является сочетание интеллектуального, социально-психологического и двигательного компонентов, а также определенной системы потребностей, способностей, деятельности отношений и институтов. Это определяет специфику каждого компонента физической культуры, где преобладающим моментом будет служить одухотворенность физического.
Деятельная часть физической культуры представлена процессом физического воспитания.
Физическое воспитание – это педагогический процесс, направленный на формирование здорового, физически и духовно совершенного, морально стойкого подрастающего поколения, укрепление здоровья, повышение работоспособности, творческого долголетия и продолжение жизни человека.
Ю.И. Евсеев определяет физическое воспитание как вид воспитательного процесса, специфика которого заключается в обучении двигательным актам и управлении развитием и совершенствованием физических качеств человека[3]. Однако, на наш взгляд, это определение не отражает полноту всего процесса физического воспитания и рассматривает только его деятельностный компонент, в то время как в нем существенными являются когнитивный и эмоционально-ценностный компоненты.
Ж.К.Холодов, рассматривая понятие "физическое воспитание", отмечает, что это процесс, направленный не только на обучение движениям, воспитание физических качеств, но и на овладение занимающимися специальными знаниями и формирование у них осознанной потребности в занятиях физическими упражнениями[4].
Наиболее точное и всеобъемлющее определение физическому воспитанию дано Л.П. Матвеевым[5]. Он отмечает, что физическое воспитание – это педагогически упорядоченный процесс направленного использования факторов физической культуры, включающий обучение двигательным действиям (в результате которых формируются двигательные умения, навыки и связанные с ними знания), воспитание индивидуальных физических качеств и сопряженных с ними двигательных способностей, содействие на этой основе становлению и развитию свойств личности.
Таким образом, современные представления о физическом воспитании отражают не только его прикладной характер, но и вопросы социализации личности, ее интеллектуальное, психологическое, духовное и творческое развитие и долголетие. Именно такое понимание физического воспитания дает возможность ставить в этом процессе ведущей и целеполагающей установкой формирование физической культуры личности.
Центральным системообразующим фактором, объединяющим все компоненты физической культуры, предстает физкультурно-спортивная (физкультурная) деятельность, направленная на физическое совершенствование человека.
Эмоционально-целостное отношение к физкультурной деятельности не формируется спонтанно и не наследуется, оно приобретается личностью в процессе самой деятельности и эффективно развивается с освоением знаний и творческого опыта, с проявлением инициативы и активности в истинном педагогическом процессе.